2-й отчет. (О самостоятельном путешествии по Италии)
Рим уникален. Ведь помимо того, что это — полный энергии современный город-столица, весь он представляет собой громаднейший музей, возраст которого превышает 3000 лет.
В каждом квартале можно увидеть сокровища древности, над которыми не властно время — дворцы, церкви, галереи. Этот город постоянно изумляет и вдохновляет своих гостей и я не стал исключение.
В первом отчете, о Риме, который можно прочитать здесь — «Самостоятельно в Рим, или начало третьего путешествия по Италии в июле 2014 года» — я завершил свой отчет, о том, как я побывал с утра в соборе Святого Петра и поднялся на его купол, а затем пришел к Замку Ангела.
Продолжу последовательно.
-И так, я оказался перед входом в Замок Святого Ангела, стоя на мосту — Понте Сант-Анджело (на фото внизу). Древнеримский император Адриан построил этот мост в 133 -134 годах нашей эры, для того, чтобы проезжать к своему мавзолею, который в последствии и стал замком Святого Ангела. До нас в целости дошли с тех времен только три пролета моста, которым уже 19 веков! Однако мост знал и трагедии, в 1450 году, несколько пролетов моста рухнуло и погибло более 200 паломников, еще столько же погибло в результате давки и паники. С тех пор улица от площади Навона до моста называется — via del Panico
Папа Римский Климент 7, в 1534 году установил на мосту скульптуры Святого Петра (работы Лоренцетто) и Святого Павла (работы Паоло Такконе), а другой папа Климент 9, нанял Бернини в 1688, чтобы тот сделал скульптуры 10 ангелов, держащих символы Страстей Господних.
-Билет стоил 10 евро, замок открыт для посещения с 09.00 до 20.00,выходной понедельник.
Вот так этот замок выглядит с высоты птичьего полета - фото из интернета
Император Адриан славился своим почитанием архитектуры и искусства. Он решил построить для себя и своей семьи Мавзолей. Строительство громадного круглого мавзолея длилось 16 лет с 123 года по 139 год.
-Постройка соответствовала традициям этрусских захоронений. Первым ярусом выступало квадратное основание со сторонами — 84 метра. На нее было установлено цилиндрическое сооружение с диаметром 64 метра и высотой 20 метров. Сверху был насыпан могильный холм с растениями. Первоначально на верхушке мавзолея была установлена статуя самого Адриана в виде бога Гелиоса, управляющего колесницей. Вход в гробницу соединяла длинная спиральная лестница, по которой я впоследствии и спустился вниз со смотровой площадки мавзолея.
-Мавзолей служил долгое время местом захоронения и последующих римских императоров- вплоть до Септимия Севера. Но уже в конце 3 века, император Аврелиан, который построил стену вокруг всего Рима, превратил и мавзолей в часть городских оборонительных сооружений в 271 году. Этому способствовало его выгодное месторасположение и толстые стены. С этого времени это сооружений превращается в замок-крепость
-Еще позже на его вершину установили статую ангела, а сам мавзолей получил название «Замок Святого Ангела» или «Кастель Сант-Анджело».
С этим названием свзана интересная легенда. По преданию, когда в Риме в 590 году разразилась чума, папа Григорий Великий организует крестный ход. Когда процессия вступила на мост, над крышей мавзолея появился архангел Михаил, который вложил меч в ножны и исчез. Данное действие означало окончание эпидемии чумы и действительно чума вскоре отступила. В память об этом и была установлена бронзовая статуя Святого Ангела с мечом
-На протяжении более тысячи лет мавзолей стал папским замком — по коридору в крепостной стене, который называется Пассето из Ватикана папы могли в опасные моменты перейти в замок. Так при вторжении войск императора Карла 5 в начале 16 века, этим коридором воспользовался папа Клемент 7.
Во время осады в замке также находился известный скульптор, живописец и музыкант эпохи Возрождения- Бенвенуто Челлини. Интересно и то, что через несколько лет он возвращается в этот замок, но уже в качестве узника. Впрочем известно, чтго Челлини был единственным узником, которому удалось сбежать из замка. В постояльцах замка, когда он числился тюрьмой перебывали чуть ли не все ученые того времени, которых преследовали за ересь. Галилей и Джордано Бруно самые известные
-Как видим у древнеримской постройки -очень интересная история. Она побывала в роли гробницы, замка, крепости, резеденции пап и тюрьмой. А в настоящее время это еще и музей
-По крепостной стене можно обогнуть весь комплекс замка
-Во всем чуствуется -мощь замка.
-С замка Святого Ангела, к тому же открываются отличные виды на Рим (на фото внизу — древний мост Сант-Анджело)
-Римская кирпичная кладка тоже впечатляет.
-Замок очень интересный и внутри — его темные подземелья, ходы, подъемные лестницы не могут не впечатлить-особенно когда подумаешь сколько всему этому уже лет!
-Вдали виднеется собор Святого Петра (на фото внизу)
-В замке открыты для посещения апартаменты римских пап (на фото внизу)
-Спальня римского папы (16 век)
-А вот и сама бронзовая статуя Архангела Михаила. которая является уже шестой по счету- предыдущие пять, были разрушены молниями, либо пущены на переплавку, из-за нехватки металла для производства оружия.
-Здесь же и великолепная смотровая площадка.
-Здесь отлично получкется сфотографироваться на фоне Ватикана.
-В замке Святого Ангела встречаются и различные военные устройства для его защиты.
-Два часа в замке пролетели незаметно
-Осмотрев замок- я направился на другую сторону Тибра, чтобы дойти до одной из самых важных площадей Рима- площади дель Пополо
-Идти было недалеко -около 800 метров и поэтому маршруту, я увидел Дворец Юстиции (на фото), который находится в 50 метрах от замка Ангела
-Тибр я перешел по мосту короля Умберто Первого
-Пройдя по другой стороне, прошел мимо церквей — Сан-Россо и Сан-Рокко
-За церквями прошел Алтарь Мира
и напротив церквей еще один мавзолей Августа (1 века)- на фото внизу. Эта гробница была сооружена известным императором Августом в 27 году до нашей эры. Здесь покоился прах в урне не только Августа, но и Тиберия и Нервы, а также прах таких героев как Агриппа и Марцелл. Позднее через 400 лет варвары когда захватили Рим, а потом отступали, захватили урны с собой. А сам мавзолей превратился в средние века сначала в крепость, а потом в арену для травли медведей. К сожалению, этот мавзолей закрыт на реставрацию.
-От мавзолея Августа я шел по улице -via di Repetta, никуда не сворачивая и вскоре вышел на площадь дель Пополо
-Архитектор Джузеппе Валадье расширил эту площадь в 1811–1823 годах, где всегда проводились средневековые фестивали и публичные казни и превратил эту площадь в изящную пьяццу.
Вот так эта площадь выглядит с высоты птичьего полета-фото из интернета
-В основании одного из старейших римских обелисков, Валадье добавил четыре фонтана в египетском стиле со львами. В центре по распоряжению папы Сикста 5 установлен трехтысячелетний обелиск фараона Рамзеса Второго, который привез в Рим еще император Август в 1 веке нашей эры, чтобы украсить Большой Цирк.
-Здесь есть и живые фигуры.
Зайдем в церковь, которая справа на фото- это собор Санта Мария дель Мираколи, построенный в 17 веке
Внутри барочный стиль над котором работали великие архитекторы Бернини и Фонтана
-На площадь дель Пополо выходит одна из центральных улиц города — улица Корсо (via del Corco)- на фото она находится между двумя церквями-близняшками и по этой улице, если никуда не сворачивать, можно дойти еще до одной важной площади Рима- площади Венеции.
-Фонтан Нептуна на площади дель Пополо
-Когда-то в древности на месте обелиска рос дуб, по преданию возле которого похоронили императора Нерона. Дух Нерона терроризировал окрестные районы в виде зловещих ворон, которые проживали на проклятом дереве. Папа Римский Пасхалий Второй в 11 веке утешил местных приказав срубит дерево и построить рядом часовню, в ломбардском стиле 1472–1477 годах. Она и стала знаменитой церковью Санта-Мария дель Пополо.
-Одной из главных достопримечательностей этой площади является собор Санта-Мария-дель Пополо (1099 года) на фото внизу.
-При ее посещении надо учитывать, что здесь есть перерыв с 12.00 до 16.00, когда она закрывается, а так она открыта для посещения, ежедневно с 07.00 до 19.00. Вход конечно бесплатный.
Главный алтарь собора с иконой Деве Марии, в честь которой и названа церковь
-Изучение этой церкви может заменить несколько лекций по искусству ренессанса и барокко, архитектуре и скульптуре.
На фото купол церкви
Лишь немногие церкви могут сравниться с этой церковью по совершенству представленных в ней произведений римского искусства и архитектуре. В ее создание внесли вклад великие мастера раннего Возрождения (Пинтуриккьо, Браманте), расцвета Возрождения (Рафаэль) и барокко (Караваджо и Бернини).
-Росписи, скульптуры, архитектурные решения и элементы украшений — все создано руками великих! Эта церковь относится к тем немногочисленным церквям, в которых сохранились нетронутыми основные капеллы.
— Но, Время стирает — все!даже эти могильные плиты на полу собора
-В капелле Черази- Караваджо и Каррачи вместе работали над фресками посвященными Святому Петру, Святому Павлу и Святой Марии.
-Здесь же установлена одна из лучших картин гениального Караваджо, на фото вверху- «Распятие Святого Петра"Караваджо удалось в этой картине (1601 года) передать настоящую трагедию.
-Сразу за стенами церкви Санта-Мария дель Пополо, проходим через ворота-на фото
и справа видим вход (на фото внизу) в самый большой парк Рима- парк кардинала Боргезе, здесь в обязательном порядке стоит посмотреть виллу кардинала Боргезе, да и просто отдохнуть здесь приятно и безопасно. Я же уже бывал в этом парке в 2009 году, поэтому пошел дальше вдоль него, к следующей точке — площади Испания
-Топать было недалеко -всего 350 метров, хотя можно было и проехать одну остановку метро. Но по Риму надо ходить!!!
-Собор наверху Испанской лестницы- Тринита деи Монти реставрировался- кстати от Испанской лестницы (справа от лестницы) до собора наверху есть лифт и если вы устали и тяжело подниматься по ступенькам, то лучше подняться на бесплатном лифте.
Я так и сделал
-Вид сверху Испанской лестницы открывался неплохой, но все портила и реставрация фонтана Баркачча, сделанного в форме тонущего корабля.
Я же себя успокоил тем, что в 2009 году я все это посмотрел без реставрации. Лестница была спроектирована в 1723 году в честь французкого короля Людовика 14
Эта элегантная лестница представляет самый любимый в Риме памятник в стиле рококо. На протяжении всего года на ней полно народу, пьющего за «дольче вита « — сладкую жизнь
А вот так выглядит площадь и собор с высоты птичьего полета- фото из интернета
-Так же я зашел и в саму церковь Тринита деи Монти, в которой как раз шла служба. Эту церковь отличает фасад с двумя башнями (1584 года) работы Джакомо делла Порты.
Фото я сделал в первое посещение Рима, заходим внутрь собора
Внутри расположен один неф , а по его бокам с обеих сторон Капеллы (часовни)
Именно в часовнях вы сможете увидеть великолепные художественные образцы
Так, в третьей капелле справа от входа - в часовне Лукреции- находится знаменитая фреска Даниеле да Волтерра-ученика Микеланджело - "Вознесние Мадонны" -1541 года-на фото
В первой часовне слева- капелла Боргезе- находится скульптурная группа "Пьета" - 1870 года
Здесь изображено снятие Иисуса с креста
Это гипсовый слепок с оригинала немецкого скульптура Вильгельма Ахтермана, сделанного для собора в Мюнстре и утраченного в ходе бомбардировок Второй Мировой войны
В других капеллах можно увидеть росписи и скульптурыи других великих художников 16 века
-Рядом с церковью в 20 метрах от нее расположена станция метро — Spagna, я сел в метро у меня ведь был проездной на весь день за 6 евро и поехал отдыхать на море, таким образом моя культурная программа составила к этому времени — к 13 часам, уже более 6 часов, стало жарко и пора было сделать перерыв.
Минут за 40 я добрался на море, где как раз отдыхают сами римляне (в Лидо-Остии).Ехал на метро, потом на электричке (мой проездной действует и на электричку)
О том как совмещать пляжный отдых с осмотром Рима и где ближайший пляж — смотрите здесь- «Как каждый день совмещать осмотр Рима и отдых на море»
-Я прекрасно отдохнул около 4 часов, море было теплым, я же не купался в море уже целых полгода!
-Возвращался я на электричке, которая соединена и ходит по ветке метро, поэтому на обратном пути у меня было запланировано посещение еще одного грандиозного собора, в котором к сожалению мало бывает туристов, так как он находится не в центре города, а мне как раз было по пути
Я вышел на станции метро -Basilica S.Paolo, в 100 метрах от станции метро. Выходить со станции через левый выход и справа уже будет виден собор Святого Павла (на фото), свернуть на улицу — via Ostense
-Это второй по значимости и по размерам- собор Рима и посвящен второму апостолу Святому Павлу. На фото колокольня Святого Павла служит прекрасным ориентиром.
-Собор вмещает 40 тысяч верующих и уступает только Собору Святого Петра. Открыт с 07.00 до 19.00, ежедневно.
Собор был воздвигнут по приказу римского императора Константина в 4 веке, на месте предполагаемого захоронения Святого Павла (в 2006 году археологи объявили, что нашли его саркофаг под Храмом) и почти 400 лет был самым большим собором в Европе, в 9 веке был разграблен арабскими пиратами, в 11 веке реконстуирован
-До нас дошли отреставрированные в этом соборе мозаики 6–12 веков. Свод конечно у собора просто великолепный и отливает золотой мозаикой.
Я как раз пришел когда была вечерняя месса у прихожан, но людей было немного.
-Пройдя весь собор оказываемся во внутреннем дворике собора, где расположена крытая аркада (клуатр),которая считается самой красивой в Риме и была построена в 1244 году.
-В центре клуатра — памятник Святому Павлу, которому римляне отрубили голову.
-В 1980 году данный собор Святого Павла был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
-Сам фасад здания собора (на фото внизу),как обычно в римских соборах не особо впечатляет, но внутри красота!!!
-А вечером я немного побродил по вечернему Риму.
Так завершился мой первый день в Риме, после 2009 года.На следующий день я запланировал выезд на один день за пределы Рима - на побережье Одиссея, которое находится в часе езды на электричке от Рима, о чем можно прочитать - здесь - " Из Рима на прекрасное побережье Одиссея - в Сперлонгу и Террачину".
А продолжение отчета непосредственно по Риму можно, посмотреть здесь - " Немного Тиволи и несколько великих храмов Рима"
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия