Успенский собор на Соборной горе.
Первое, что удивляет при въезде в Смоленск это знаменитый Смоленский Успенский собор. Его вы увидите сразу, причем в необычном ракурсе — он буквально висит в воздухе. Из-за того, что ваши глаза видят его ещё издалека, он кажется изящной миниатюрой, но из-за того, что он расположен почти на самой высокой точке города — Соборной горе, создаётся ощущение, что он находится не на земле, а на небе. Это удивительно.
Успенский собор — это сердце города и место, с которого вы почти со 100% уверенностью начнёте своё знакомство со Смоленском. Около собора расположены многие важные туристические достопримечательности — Крепостная стена и башни, Железный мост через Днепр, улица Красный Ручей с родником, Музей Льна и центральная Большая Советская улица.
Мы едем к Собору по Б.Советской улице и про себя отмечаем её оригинальность. Эта улица — крутой спуск к Днепру. Старинная, обаятельная, с чудными фасадами домов, заманивающими боковыми переулочками. Мы бы посоветовали обязательно по ней погулять-пройтись и именно спуститься сверху-вниз, а, не наоборот, пыхтя подниматься. Именно таким образом вы увидите и оцените крайне приятные и неожиданные перспективы таких же горбатых её ответвлений-перпендикуляров вправо-влево, в т. ч. пешеходную улицу Ленина, церкви и даже фонтанчик на лебединых крыльях, а в конце пути будете вознаграждены открывающейся сверху-вниз панорамой Днепра и смоленского Правобережья/Заднепровья, Крепостной стеной, памятником Кутузову и эффектным белым каскадом парадной лестницы, ведущей к Успенскому собору.
Мы же припарковались почти у подножия спуска — на большой круглой площадке у памятника Кутузову-Смоленскому, и поэтому на Успенский собор, выглядывающий из-за деревьев на соседней горе, мы смотрим снизу-вверх. Тоже очень красиво и впечатляюще, и очень высоко! Опять где-то там, в небе горят его золотые маковки на солнце.
Поднимаемся по красивой белой лестнице с вазонами по бокам. Единственное — произошёл инцидент. На втором высоком пролете ступенек тусовал народ с мисочками в руках — просили милостыню. Какая-то тётка закричала, указывая на конкурента — бомжеватого мужика: «Не подавайте ему, он на ногах еле держится». На этих словах мужик вдруг действительно завалился и полетел вперёд, с приличной высоты. Приземлился лбом и распластался. Практически мимо нас. Мы опешили. Но по инерции продолжаем идти наверх. Представляете, получается, что идём в церковь, а сами проходим, считай мимо. Вот что делать? Туристы все валят, не обращая внимания. Мне плохо. Внутри в соборе ходила с тяжелым сердцем и чувством вины. Когда вышли, пошли спускаться вниз этим же путём, я думаю: «всё, мужик — жмурик давно, расшибся нафиг, с такой-то высоты рухнуть. А мы подло прошли мимо и даже не позвали на помощь». Что открылось нашим глазам? Живой, здоровый и почти невредимый бомж (не считая расквашенного носа), в стельку пьяный, опять деловито сидел на ступеньках со своей тарелочкой. Чувство радости и счастья я испытала неимоверное.
Но возвращаюсь к Успенскому собору.
Смоленский Успенский собор — пронзительного насыщенного цвета морской волны, с белым обрамлением. 5 куполов. Маковки какие-то сложные — на узких барабанах-шеях сначала идут густо-серебряные «шлемы», из которых «растут» совсем худенькие барабанчики-шейки с маленькими золотыми главками.
Мы много читали «охов и ахов» на его счет. Но вошли — и сами открыли рот. Такого золочёного великолепия мы ещё не видели. Сам собор очень высокий, поэтому внутри он впечатляет и просто своим пространственным объемом, и совершенно грандиозным золоченым деревянным резным иконостасом. Перед глазами сплошные золото-золото-золото и резьба-резьба-резьба. Левая часть была немного в лесах, но общему восприятию это не мешало.
В соборе находится уникальная икона «Смоленская Божья Матушка» или Божия Матерь Одигитрия «Указующая путь»/«Путеводительница» (чуть справа от центра).
Она огромная, тёмный лик Богоматери обрамлён золотым металлом. Икона находится высоко на золотом балкончике, к ней надо подниматься по ступенькам. Честно говоря, от её истории и при её виде — аж дух захватывает. Успенский собор ведь начал строить в 1101 князь Владимир Мономах, мать которого византийская царевна, привезла с собой из Константинопольского Влахернского храма, удивительную икону Богоматери.
Кто её автор? Об этом до сих пор спорят? Возможно — святой Лука, тот самый, который написал и самую первую икону Богородицы вскоре после Вознесения Христова, и ещё около 70 (!) её икон. Существует предание, что Богородичные иконы, писанные при жизни Пресвятой Богородицы евангелистом Лукой, защищают и охраняют землю Русскую со всех сторон света: центральная часть, сердце России, охраняется иконой Владимирской Божией Матери; с севера — Тихвинской, с юга — Иверской, с востока — Казанской, с запада — Почаевской и Смоленской.
Смоленская Одигитрия несколько раз покидала свой «дом» — Смоленск, в силу различных обстоятельств.
Первый раз её вывезли из Смоленска в Москву — тем самым спасли от литовцев (кон.14в.). Москвичи расставались с ней со слезами на глазах, в родной Смоленск её «отпустили», но сами в честь «гостьи» основали Новодевичий монастырь с большой церковью Одигитрии Смоленской.
Второй раз её снова вывезли в Москву, но уже от поляков (нач.17в.). Вернулась она … на руины Успенского собора. Смоляне, 20 месяцев защищавшие крепость от ляхов — не сдались польским панам — те немногие, оставшиеся в живых, ушли в Успенский собор с семьями и взорвали себя. Что странно — след подлинника теряется в Москве, а Смоленск привозят уже копию — список с оригинала (изограф Постник Ростовцев). С царско-боярского плеча «дарит» т. е. возвращает её городу Борис Годунов. Икону Смоленской Богоматери помещают пока в другой храм — носящий её имя на Днепровских воротах (увидите церковь Одигитрии рядом с Мостом через Днепр в Стене), но не внутрь, а в нишу над аркой ворот. И все входящие в город через эти ворота поднимали глаза на чудотворный образ, крестились, и молились. «Во вратах достойно чтимая днесь Смоленск Она хранит…».
В третий раз — Смоленскую матушку спасали от французов (нач.19в.). Русские армии — 1-я (Барклай де Толли) и 2-я (Багратион) — оставили Смоленск. Дали бой, конечно, но умнее было отступить — силы были слишком неравны. Уходя из города, войска взяли с собой надвратную икону Одигитрии. Её передали в первую батарейную роту капитана Глухова из 3-й пехотной дивизии. Именно этой иконой благословляли русских воинов на Бородинском поле (я писала об этом в рассказе «Можайск-Бородино-Верея. Места Русской Славы»), перед ней преклонял колени сам Кутузов.
«Вот они!.. Несут, идут… Вот они… Из-под-горы от Бородина поднималось церковное шествие… — Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. — Смоленскую матушку, — поправил другой… Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией… „Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству“…. »Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».
И во время сражения чудотворная икона Смоленской Матушки была рядом с солдатами. Она стояла во второй линии обороны у деревни Князьково, где находились резервы русской армии. На протяжении всей битвы перед ней совершались молебны, которое служили, сменяя друг друга, священники. Солдаты и офицеры осеняли себя крестным знамением и громко произносили слова молитвы: «Заступница Небесная, сохрани нас под покровом Твоим».
А после Бородина Богоматерь Одигитрия Смоленская вела Русскую армию только по Пути Победы. Ее везли на артиллерийском лафете в авангарде войска и в честь каждой виктории — под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой — служили перед ней благодарственные молебны.
Война 1812 года началась в июне; в июле Смоленскую Одигитрию увезли в Москву, а в ноябре (10-го), когда французы оставили Смоленск, она уже вернулась в город по приказанию Кутузова. Тогда-то за поражение Бонапарта под Смоленском великий фельдмаршал присоединил к двум своим фамилиям ещё и третий титул — стал князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским.
В Успенском соборе на стенке балкона, на котором находится чудотворная Смоленская Путеводительница, есть памятная доска с поименным перечислением тех солдат, которые оберегали образ и история её спасения в 1812.
А в четвёртый раз, во время немецкой оккупации Смоленска в 1941 году драгоценная икона снова исчезла. Бесследно.
Сейчас в соборе снова висит список уже с «годуновской» иконы.
Справа у алтаря в стеклянном ковчеге находится ещё одна реликвия собора — рыцарские железные сандалии святого Меркурия Смоленского. Я пыталась найти подробности в разных источниках — но они очень однотипны. Тогда возьму литературный реванш в виде красивого пересказа предания из «Суходола» Бунина. Наш русский классик рассазывает, что в 13в. в Риме в благородной семье родился мальчик, окрещённый в честь Меркурия Кесарийского, поступивший на службу к смоленскому князю и погибший в сече с войском хана Батыя у стен города.
«В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришел он к городским воротам….», чтобы предупредить жителей об опасности. Тело Меркурия нашли и погребли в Успенском соборе. Он был канонизирован как Святой Меркурий Смоленский и почитался как в Смоленске, так и во всей России.
Здесь же в соборе хранились шлем, копье и сандалии воина Меркурия. Но копьё — украли французы в войну 1812 года, решив, что оно золотое. Шлем — по аналогичной причине уволокли немцы в войну 1940–45 гг. Остались одни сандалии.
Праздник Святого Меркурия, который смоляне отмечали (ют) 7 декабря — православный и профессиональный. Как ни странно его подхватили смоленские сапожники, которые также назначили этот день своим личным праздником.
Третья драгоценность Успенского собора — уникальная Плащаница «Положение во гроб», которая выткана яркими и золотыми шелковыми нитями так искусно, невидимыми стежками, отчего и создается ощущение, что все персонажи живые (1561, золотошвейные мастерские Ефросиньи Старицкой (жены родного брата Ивана Грозного)). Но к большому нашему сожалению Плащаница сейчас на реконструкции. Она находилась в левой части собора. Нам оставалось лишь полюбоваться ею по большой цветной фотографии, купленной в соборной церковной лавке.
Ещё в левом приделе перед иконостасом в напольном деревянном резном обрамлении находится чудотворная мироточивая икона Казанской Божией Матери, которая кровоточила во время известных событий у Белого дома в Москве в нач.90х. Эта икона выглядит почти так же, как и Одигитрия — чуть меньший размер, золотой оклад, только образы Богоматери и Младенца прорисованы более чётко и светло, и это оплечное изображение (т. е. руки, поддерживающей ребёнка на этой иконе нет). Слева от неё напольная большая икона «Преподобного Авраамия Смоленского и святого Меркурия Смоленского».
Ну и, наконец, очередь самого
иконостаса. Всё это легкое, воздушное, невесомое, ослепительно золочёное и крученое, грандиозное по размеру (5 ярусов, h -31 м) и качеству работы великолепие, не считая прочего сногсшибающего великолепия столбов, хоров (h -18 м), балконов и остального, создал украинец — Сила Трусицкий со товарищи. 1730-40гг. От глаз не укрываются католические элементы интерьера типа резной золотой кафедры проповедника высоко на столбе, ажурного золотого епископского (архиерейского) места, массы различных визуально «ненаших» фигурок и купидончиков. Но это не удивительно, а закономерно — в нач.17в. в Смутное время при польской власти в Смоленске и короле Сигизмунде в соборе был костел, а поскольку в городе после жило много поляков, возможно, произошло вот такое конфессиональное примирение стилей.
В Успенском соборе выделен специальный отдельный придел, где ставятся свечи «накануне» (за упокой) — слева от входа.
Несмотря на полиэтиленовые шторы, закрывающие левую часть собора, мы остались под впечатлением и великолепного интерьера, и начала церемонии венчания какой-то высокопоставленной смоленской пары — таможенного генерала со своей женой.
Перед входом в собор на площади есть хлебная палатка с монастырской выпечкой.
Рядом с Успенским собором стоит огромная Колокольня. На ней три колокола — Праздничный (тысяча пудов), Многомилостивый (450 пудов) и Будничный (65 пудов). Город всегда встречал гостей колокольным перезвоном — начинали звенеть соборные колокола, за ними монастырские, а затем уже и мелкие церковные. В начале 20 века в Смоленске было 2 собора, 3 монастыря, 24 храма ….
Продолжение следует.
© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. При использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия