Холодным февральским утром маленький горный городок захватила белая пелена. Туман, поднимавшийся с реки после суток дождя, смешивался с дымом тлеющих костров и пороховым угаром.
— Бам! — отмечал Станислав Сергеевич каждый хлопок петарды, лишь слегка прижимаясь к папиной голове. Бам! Бам!
Первый день восточного нового года. Нарядные вьетнамцы спешат по гостям, а из тумана вдруг выплывают высокие фигуры с рюкзаками. Видели ли здесь туристов? Возможно. Мельком, в окнах автобусов.
Станислав Сергеевич быстро вошёл в роль. Как падишах на белом слоне, он слегка помахивал рукой низкорослым подданным, благосклонно принимал конфеты и отдавал на хранение маме. А вот купюры оставлял себе. На новый год принято дарить детям мелочь, и за пару городков Стас насобирал на билет до Ханоя.
Общественный транспорт умер за пару дней до праздника. Мама и папа ещё с вечера начали махать руками проезжающим машинам, те останавливались и везли куда-то в серпантинистую дождливую даль. Станиславу понравилось махать машинам. Так, неожиданно для всех, он вдруг освоил автостоп.
8
Проезжающие машины останавливались и просто так. Из них выходили нарядные люди с детьми и фотоаппаратами. Верховный правитель делился собранными конфетами, а новые купюрки неизменно оставлял себе. Что-то подсказывало, что «дени» — штука полезная.
К обеду приехали в большой город. Мама сказала — всё, будет ту-ту и завтра — самолёт. Каким-то чудом удалось не опоздать на финальный рейс полуторамесячного путешествия.
Самолёт
Кажется, самолёты — самый большой и страшный миф путешествий с детьми. Многочасовые перелёты, конечно, утомляют взрослых. А когда в тебе роста метр, и спать можно вытянув все конечности, и игрушек новых целый рюкзачок, да и вообще — ты в САМОЛЁТЕ! — разве может такое надоесть?
Нас пугали — два перелёта за сутки, десятичасовой до Ханоя и сразу ещё пересадка на Бангкок — слишком для малыша. Ничуть. Скорее слишком для взрослых — ничего не забыть, не потерять, успеть. Малыш выспался и запросто перестроился на часовые пояса.
Общий транспортный план поездки. Красным — перелёты, синим — автотранспорт, жёлтым — поезда, зелёным — катера.
Даже не представляю общего расстояния, но вышло сбалансированно, и отдых, и путешествие.
Автотранспорт
Конечно, автотранспорт во всех его проявлениях — самый частоиспользуемый. Прикидывал — в день получалось до 9 пересадок, но это, конечно, редкий случай. Обычный ходовой день — 3–4 вида транспорта, и чем крупнее транспорт, тем проще.
Автобусы всех видов от убитых развалюх с вечно открытыми окнами до люксовых лайнеров — любимцы Станислава Сергеевича. В них не укачивает, сверху отличное обозрение и можно запросто спать, кушать, играть.
Ещё автобусы в процессе ожидания приятно обтереть, проверить колёса, забраться на лесенку и…ещё раз обтереть. Ехать — так с блеском.
В минивэнах сложнее. И багажа много, еле влезает, не разыграешься. И укачивает на серпантинах нещадно, даже если мама зажала завтрак. Пробиться на переднее сиденье выходит не всегда, но если удаётся — не до сна. В окно, ловить пыль и улыбки!
2
При наличии выбора старались ехать именно автобусами, даже если минивэны побыстрее. Ценник — аналогичен, но комфорта намного больше. Пожалуй, единственный транспорт, где ориентировались на детские удобства.
Не укачивает только в маршрутках-сонгтео, за счёт возможности хоть полубоком смотреть вперёд и притока свежего воздуха. Но и в сонгтео лучше оккупировать переднее сиденье.
5
Станислав Сергеевич знает — машина должна быть большой. Малолитражки не признаёт, а из небольшого транспорта уважает исключительно дыр-дыр.
Мототранспорт
В категорию дыр-дыров включены тук-туки, трициклы и мотобайки. Издалека не интересны, но вблизи — объекты культа. Ничего, что у родителей в «салоне» тук-туков коленки достают до ушей. Зато какой звук! Какой ветер!
Самый кайф — свой мотобайк. На Чанге Стас даже научился спать в движении при длительных переездах, надёжно зажатый между мамой и папой.
6
Тайский гриб. Шлем — первое, что надевается с утра после памперса.
С мотобайком связано всё позитивное. Если понесли к тыр-тыру, значит, будут слоники, обезьянки, море и песок. Причинно-следственные связи слишком прозрачны, и потому день, прогуленный пешком, есть недо-день.
6
Конечно, для горных серпантинов Чанга трое на мотобайке — почти предел нагрузки. С точки зрения водителя — сплошной стресс. На самых крутых участках даже с полностью зажатыми тормозами байк идёт не меньше сорока. А внизу и песочек случается, и повороты крутые. В общем, особо далеко с ребёнком старался не ездить, но пару раз доводилось проезжать по пол-острова.
Детская держалка работает рефлекторно, даже спящий ребёнок не ослабит хватку, пока не почувствует остановку. Поэтому азиаты и катают на мотобайках по 2–3 детей.
Поезда
Конечно, самый удобный наземный транспорт. Мы прокатились вторым классом по Таиланду и Вьетнаму. В Тае — слипером и сидячкой, во Вьетнаме — днём, но в спальном вагоне, хотелось отдохнуть.
6
Станислав Сергеевич фанат всего, что гудит, гремит и большое. Ту-ту — предмет обожания, круче только трактора. Хотя нет, не круче. Это другая любовь.
Быть внутри поезда и видеть в окне железную дорогу — счастье. А тут и общение, и кормушка, и верхние полки. Да и пробежаться по проходу, размять ноги. Отдых для родителей, одним словом.
3
Единственное, чего я побоялся — ехать в сидячке третьего класса. И то больше из-за рюкзаков и медлительности поезда. Участок Бангкок-Пхитсанулок ну очень загружен, и третий класс с ребёнком здесь имеет все шансы превратиться в мучение.
По воде
Вода — тоже хорошо. Странно, но на ней не укачивает — наследственное. Родители стойко переносят качку даже если все пассажиры позеленели и полегли.
8
Паромы — скука, а вот спидботы очень в радость. Особенно если прыгают и окатывают водой.
На спиботах выдают маленький спас-жилет, который потом подло отнимают. Причин такого поведения экипажа Станислав Сергеевич так и не понял.
В самолёте же рюкзачок дают навсегда.
Маленькие лодки, несмотря на схожее с мототранспортом тарахтение, абсолютно не прельщают. В целом отношение к водному транспорту — самое спокойное. Кажется, интереснее кататься летом на вёсельной лодке по озеру.
Стасик хотел было пойти с папой и братом погрести на каяке, но мама не отпустила. Сказала, нет мест.
Седлай коней!
Седлай всегда, седлай везде! Любую форму, но лучше — животного, коих немало расставлено по городам. Тем более, что рассчитаны такие игрушки на маленьких азиатских детей.
11
В России Стасик очень любит кататься на лошадке. И не на пони, а на большой лошади, с попоной и красивыми косичками. И нам казалось, что, несмотря на возраст, ему будет интересно покататься как минимум на слоне.
6
Но — не все слоны одинаково хороши. Слон слишком велик, чтобы прочувствовать сам процесс катания.
5
Через 10 минут после старта Стас закапризничал, через полчаса пришлось сворачивать программу. Раскачиваться на высоте трёх метров на непонятной платформе с ушами — не то!
Другое дело — выступление слонят — его посмотрел дважды. Слон — тот вид транспорта, что со стороны куда интереснее!
Белый слон падишаха
И самый частоиспользуемый транспорт. На котором можно спать, кушать, беситься и привлекать всеобщее внимание.
1
При переходах с рюкзаком дополнительные тринадцать килограмм на шее (не считая игрушек) — сомнительный ускоритель, но от коляски мы отказались категорически. Привезли с собой, и, не распаковывая, отправили с бабушкой обратно.
В этом плане путешествие с ребёнком немного меняет тактику посещения мест. Осмотры городов с рюкзаками исключаются. Приехать, найти жильё, разгрузиться и уже потом собирать достопримечательности. При наличии времени можно заставить пройтись пешком, что вызывает крайнее непонимание — а на что же папина шея?
Главное — совсем не приучить к рукам. Устал — нашли кафе с диванчиком, положили спать. Запросился на руки — отвлекли внимание. Не так тяжело, как кажется из дома, честное слово. Большие треккинги временно отменяются, а в остальном — полная свобода передвижений!