До Чертоза-ди-Павия можно доехать на поезде или на автобусе из Милана. Говорят, что идти от вокзала довольно далековато — надо обходить по кругу весь, довольно большой, монастырский комплекс, примерно по 1,5 километра или вдоль бесконечного кирпичного забора по одной строне, или по узкому шоссе без тротуара по другой стороне. Если хорошая погода, то почему бы и не прогуляться, но если дождик, то уже приятно не совсем. Можно приехать на автомобиле с другой, противоположной стороны, платная автостоянка есть примерно 400 м от главного входа. Но мы не пользовались ни одним, ни другим транспортом, так как в Чертоза-ди-Павия жили.
800 м от комплекса есть приятный отель, который называется ну просто символично — Отель «Италия», с просторными комнатами, прекрасным рестораном и гостеприимным коллективом. Издалека каждый час доносился звон колоколов собора, но он не мешал ни днём, ни ночью, из-за такого расстояния звук был тихий, бархатный. Естественно, что в первый же день, после возвращения из Павии, цель вечерней прогулки была ясна — монастырский комплекс Чертоза-ди-Павия.
После 10 минут прогулочным шагом между крон деревьев, под прямыми лучами уже низко-стоящего солнца, появился высокий купол собора
Чертоза — это отнюдь не имя собственное этого места. Чертоза — общее название в Италии довольно многочисленных монастырей, которые постепенно основывались монахами картезианского ордена. Среди которых и замечательные памятники архитектуры, содержащие драгоценные художественные произведения. Из многочисленных чертоз в Италии знаю пока только Чертоза-ди — Болонья, -Сан-Мартино, -Падула, -Пиза, -Сан-Бруно… Строились обители картезианцев в соответствии с их уставом, и по образцу знаменитой »великой шартрёзы» — их первого монастыря близ Гренобля во Франции. Они строили их обычно в пустынных местностях.
После пересечения первой границы комплекса Чертоза-ди-Павия до непосредственно входа на территорию монастыря ещё необходимо пройти через поле с прямой дорожкой к воротам и газонами по сторонам
После 3-х часов пополудни самое время посетить монастырь одиночному путешественнику. Ибо схлынули автобусные экскурсии, — последняя группа немецких туристов как раз покидала ворота комплекса в то время, когда мы к нему подходили
Первый камень в основание монастыря положил лично герцог миланский Джан Галеаццо Висконти в 1396 году. А связано было такое активное участие герцога в работах по возведению фундамента с пари, которое они с супругой Катериной Висконти заключили с богом, естественно в одностороннем порядке. Первый ребёнок Катерины умер сразу после рождения, и она пообещала прибавлять к именам всех своих детей имя Мария. Вторым она родила сына Джованни…то есть в соответствии с обетом Джованни Мария. В 1390 у Катерины снова были тяжёлые роды. И если она выживет, то построит картезианский монастырь — вот суть обещания. Не только выжила и даже дожила до времени, когда этот самый, второй сын, Филиппо Мария, выступит против неё и отберёт власть. Но в тот момент обещание супруги сдержали: они не только основали монастырь, но подарили ему много земли и замок, в котором жили строители и монахи до окончания строительства.
Здание с воротами на основной двор монастыря богато расписано, декорировано статуями и барельефами, это первое место, где можно задержаться для фотографирования и изучения
Выйдя из этих ворот, в первый момент столбишься. Необходимо пропустить через зрительные нервные окончания всё это совершенство и великолепие. И монашеские здания по периметру, и со вкусом разбитый парк, и, конечно, само здание собора
Сначала строительные работы продвигались достаточно быстро. Работы возглавили несколько выдающихся зодчих той эпохи. В рамках изначального проекта, стиль которого — поздняя готика, строилось до середины 15-го века. Но после смерти Джана Галеаццо работы замедлились. Построили всё, необходимое для жизни монахов, но на месте церкви был лишь фундамент. По-видимому, к строительству храма приступили лишь около 1450 года. Шло время, сменялись не только династии правителей и архитекторы, менялся стиль. В 1497 году церковь была закончена, но уже в стиле Возрождения. Но произведениями искусства продолжали украшать церковь ещё 300 лет
Креативность итальянских мастеров иногда доходила до крайности, например как здесь — ну забыли построить балкон… ничего, нарисуем
В течении 18–20 веков в монастыре творилась довольно большая чехарда — три раза картезианцы изгонялись и возвращались, в промежутках им владели цистерианцы и кармелиты, стояли здесь наполеоновские войска, а в 1947 году здесь арестовали то, что осталось от Муссолини. Как известно, дуче был расстрелян и повешен вниз головой, а потом сброшем в придорожную канаву. Откуда потом его достали и похоронили в общей могиле с безымянными нищими на миланском кладбище. Этого уже не могли вынести оставшиеся в живых сторонники вождя, достали тело, и спрятали его на территории монастыря. Где и были все — и сторонники, и тело арестованы.
Когда после осмотра остальных зданий концентрируешься на фасаде собора, понимаешь, на что он скорее всего похож. По крайней мере мне он напомнил большие резные шкатулки из слоновой кости, которыми любили украшать свои кабинеты и спальни вельможи в эпоху барокко и рококо.
Такой эффект достигался несколькими породами мрамора с разными оттенками, но в одной цветовой гамме.
Хотелось бы подробнее остановиться на мифах из интернета относительно осмотра Чертозы. Которых начитался и я в своё время. В монастыре сейчас живёт 7 монахов, они своим титаническим усилием поддерживают порядок, общаются с туристами. Не увидели мы арогантности по отношению к туристам — всё было вежливо, с улыбками. Не увидели мы запрещения ходить по обьекту без сопровождения — абсолютно спокойно прошли все дворики, внутреннее пространство собора, не заметили мы категорического требования заплатить какие-нибудь евра при выходе из обьекта.
Единственная строгость — нельзя фотографировать внутри собора. За этим настолько ревностно следят, что даже тайные снимки невозможно было сделать.
Поэтому сконцентрировались на сьёмках фасада, огромное количество деталей которого — благодарная почва для фотографа. Таких деталей сотни, каждый фотограф выберет свои, часто путём случайного выбора — на что глаз упал… если фотить системно — на полдня работы)
Нижний ярус церкви богато декорирован: там представлено множество сцен из мифологии, изображены древнегреческие боги и герои, совершающие подвиги.
Второй ярус фасада украшен скульптурами, рассказывающими историю спасения человечества от первородного греха до смерти Христа, и барельефами с изображениями пророков и апостолов. Мраморный портал со сдвоенными колоннами украшен резными барельефами на тему истории Чертозы.
Далее предлагаю просто вместе со мной пройтись по некоторым деталям фасада
Вот кстати торжественный момент основания фундамента первым камнем от Висконти
А здесь — рождение неблагодарного виновника торжеств по основанию монастыря
Из собора можно потом пройти в направлении двух больших внутренних дворов с кельями монахов по периметру. Кельи — изолированные друг от друга тесные жилища с небольшим двориком и клочком сада для каждого члена общины, где он мог жить уединенно, избегая соблазна нарушить обет молчания, и одиноко предаваться труду на земле и за книгой. А связывал их вместе вот такой большой монастырский двор, куда выходили двери из всех келей
Но и такие огромные галереи по периметру двора богато украшены — сколько здесь труда!
Посередине двора дорожки и небольшой парк
Опустился вечер, фотографии уже решил не делать по причине плохой видимости, возвратились обратно к фасаду и долго его рассматривали, пока уже почти полная темнота не подсказала двигаться в сторону отеля, ибо до него было всего ничего….
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия