Вспоминают Кремону обычно всвязи со скрипками. Согласен, что тема скрипок в городе раскручена (и справедливо) … и Амати, и Гварнери, и сам Страдивари… Но что делать, если эта тема ну ничуть никому из нас не интересна. Музей скрипки и музей Страдивари посещать не входит в план, многочисленные магазины, мастерские, открытые для публики — их в городе более 100, указателями на них увешаны все центральные улицы, тоже, да и сувениры на эту тему не нужны. Скрипки в Кремоне можно встретить повсюду: на улицах в виде памятников, в витринах и даже в кофейнях — там они в виде десертов на тарелках.
При изучении возможности посещения Кремоны вдруг увидел, что итальянцы называют Кремону городом трёх «Т», и, вот же история какая, ни одно из этих Т не связано со скрипками. А означают эти буковки следущее
Торроне— типичная для этого места сладость — жаренный миндаль в сахаре и меде. И даже известен день рождения — рецепт появился в 1441 году к празднованию свадьбы Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти, местом которой была Кремона. Позднее стали делать и с иными орешками, и оболочку использовать разную. … стало рецептом нарицательным. В Кремоне продаются повсюду, подтверждаю — вкусно.
Торраццо — колокольня Кафедрального собора Кремоны. Жители гордятся, а) что она самая высокая среди колоколен Италии, б) что она самая старая кирпичная колокольня с высотой более 100 м, в) что на башне расположены самые большие астрономические часы в мире.
Теттоне — что означает город покатых крыш. Не знаю, чем они более… или менее? покаты, чем в остальных местах, не измерял, не сравнивал, не изучал. Поверим жителям города на слово.
Прошлое Кремоны было совсем обычное — разве что знаменитый древнеримский поэт Вергилий жил и творил здесь в 1 веке до н. э. Потом все пошло по известному итальянскому сценарию — варвары город разрушили, и только спустя несколько столетий, в 7 веке, Кремона была восстановлена.
Спасительная близость к Милану оказывала положительное влияние на ее жизнь постоянно: вот и в Средние века Кремона вошла в Ломбардскую лигу, что гарантировало ее защиту и льготную торговлю с могущественным соседом. С начале 16-го века в городе начался упадок, Кремона перестала играть какую-либо роль в политической и экономической жизни, и именно в период запустения на сцену вышли изготовители музыкальных инструментов, вплоть да начала 20-го века только они не давали забыть всему миру, что существует такой город — Кремона. Именно поэтому имя города вплотную для многих связано со скрипичных дел мастерами.
Кремона город немаленький. Вроде и оставили машину на границе центра, а топали до него порядком. Местоположение Кремоны прозаическое, ни тебе гор, ни рек, ни вообще каких-нибудь акцентов в пейзаже. Ровный стол, а на нём сеть улиц. Застраивалась Кремона, чувствуется, довольно безсистемно, рядом с домами 16-го века — и 19-й, времена эклектика, модерна и Муссолини, и современные коробки. По пути попадались бывшие ренессансные дворцы, и так как окружены зданиями неоренессанса или неоклассицизма, можно предположить, что когда-то стояли в чистом поле…
По пути много магазинов, ресторанов, мастерских, но народа немного — конец октября — уже не сезон…
Улица выводит к кафедральному собору, в самый центр Кремоны.
Кремонский кафедральный собор — самое значимое из всех сооружений Кремоны. Собор занимает центральное место на площади коммуны.
В результате своих реконструкций, готический собор приобрел стиль барокко и ренессанса. Первое упоминание о соборе — 1107 год, о чем написано над входом. В 1117 году, в результате землетрясения собор был сильно разрушен, а спустя всего 12 лет заново отстроен. Фасад собора много раз изменялся.
В 14-м столетии было завершено возведение колокольни, а в 15 веке были построены боковые своды. Роспись собора завершилась только в 1430 году. В 16-м столетии великие мастера той эпохи покрыли стены собора сценами монументальных фресок.
Фасад Дуомо — изящное переплетение архитектурных элементов различных эпох. Изначально он был выложен из кирпичей, потом его облицовывают мрамором, возводят два яруса лоджий, мастер из города Комо вырезает ажурную розу.
Три пролёта небольшой лоджии украшены статуями Мадонны с младенцем и покровителей Кремоны — святого Имерия и святого Гомобона
Реконструкция верхней части фасада была также проведена в эпоху Возрождения. В 1491 году Альберто Маффиоло да Каррара надстраивает аттик с четырьмя статуями святых в нишах, треугольный фронтон, центральный шпиль.
Элегантный ренессансный портик обьединил фасад собора с колокольней в конце 15 — начале 16 веков по проекту архитектора Лоренцо де Тротти на месте деревянного портика, связывавшего собор еще и с баптистерием.
Парапет украшают десять каменных скульптур защитников города
В 13-м веке над романским порталом надстраивается элегантный готический, опирающийся на фигуры лежащих львов работы Джованни Боно да Биссоне.
Такое оформление главного входа в Кафедральный собор встретилось впервые. … И показалось, что львы какие-то грустные… или нет?
Над зданием собора возвышаются многочисленные башенки-шпили, всего над собором построено десять башен: по три над боковыми фасадами, две над задним и две над главным фасадом.
Торраццо — колокольня Кафедрального собора Кремоны, считается третьей по высоте (112,7 м) кирпичной колокольней в мире (первое место принадлежит колокольне церкви Святого Мартина в Баварии, а второе — церкви Пресвятой Девы Марии в Брюгге, Бельгия). При этом Торраццо 1309-го года постройки, старше и баварской колокольни, которая была завершена в 1500-м, и бельгийской, построенной в 1465-м году.
В 1267 году было завершено строительство квадратной, увенчанной зубцами, башни. Чуть позже, предположительно, в 1305 году, была закончена надстройка с куполом. В 17 веке на вершину колокольни был помещен золотой шар — реликварий, в котором хранится обломок креста, на котором, как считается, был распят Христос, а также другие реликвии святых.
В звоннице — семь колоколов, отлитых в 1744 году и соответствующих семи нотам и персональному святому — святой Варваре (ля бемоль), святому Антонию Падуанскому (фа), святому Николаю Толентинскому (ми бемоль), святой Агате (ре бемоль), святой Терезе (до), Богоматери Лоретской (си бемоль), и самый главный центральный колокол посвящен покровителям Кремоны — святому Гомобону и святому Имерию (соль бемоль).
Уникальны астрономические часы, выполненные в 1583 году на замену старым часам, пришедшим в негодность после григорианской реформы. По сей день часы считаются шедевром инженерной мысли, отлично ходят и ежедневно заводятся вручную при помощи полностью оригинального механизма. Циферблат же не один раз перекрашивался, последний раз — в 1970 году
Циферблат помещен в медную раму шириной 80 см. Диаметр часов составляет ещё на полметра больше. Стрелки часов показывают часы, фазы луны, месяцы, созвездия и знаки зодиака. Четвертая стрелка делает полный круг за 18 лет и 3 месяца, и совмещается со стрелками луны и солнца во время затмения.
Кремонский баптистерий, возведенный в 1167 году, является одним из наиболее интересных позднероманских баптистериев. Хронологически и стилистически он занимает почетное место между знаменитыми баптистериями во Флоренции и Парме.
В 1533 году северная и западная стороны баптистерия, выходящие на площадь, были облицованы розовым и серым известняком, чтобы они были созвучны новому фасаду Кафедрального собора. К единственному открытому порталу (первоначально было три портала) был пристроен вход, опирающийся на фигуры лежащих львов. Чтобы не было грустно львам у входа в кафедральный собор.
Но лично нас баптистерий больше впечатлил внутри. Каждая из восьми стен украшена тремя арками, опирающимися на колонны со стилизованной под растительность верхней частью. Заданный ритм продолжают на каждой грани два яруса, разделенных декоративными карнизами. Большой восьмигранный купол, выложенный из кирпича, завершается световым фонарем, в котором изображен белый ангел-голубь.
Внутри просторно, посредине находится массивная ванна в форме восьмиугольника, высеченная из единого куска редкого красного мрамора мастером Тротти в 1531 году.
Его везли специально из пещер Сан-Амброзио, которые находятся недалеко от Вероны.
В центре купели помещена статуя Воскресшего Христа из позолоченного дерева.
В 1575 году проведение обряда крещения было переведено в собор. Были закрыты два боковых входа в баптистерий, а на их месте были построены пышные резные барочные алтари: слева от входа — алтарь Богоматери Скорбящей, справа — алтарь святого Власия.
В главном алтаре, расположенном напротив входа в баптистерий, находится большое деревянное Распятие 14 века.
Здесь же собраны некоторые очень старые экспонаты, вероятно части романских храмов,
и даже языческое изображение узнаваемого домашнего животного
Кафедральная площадь по периметру застроена красивыми готическими зданиями, в основном, из красного кирпича
Среди них — дворец коммуны, иначе муниципалитет, который был построен в 1206 году, о чем сообщает мемориальная табличка на фасаде. Средневековая постройка несколько раз перестраивалась в 15 — 16 веке. В 1838 году фасад дворца был реконструирован в неоренессансном духе.
По соседству — ещё одно из самых старых сооружений Кремоны — Лоджия воинов. На фасаде красуется табличка с гербом коммуны в центре и изображениями львов по бокам, символизирующими четыре квартала города: Порта Ариберта, Порта Пертузия, Порта Натали и Порта Сан-Лоренцо. На ней также указана дата строительства лоджии — 1292 год.
В городе 2 интересных памятника — Монтеверди и, естественно Страдивари
В последней части этого рассказа хочу познакомить с городом-спутником Кремоны, с похожим названием — Крема. Интересного в этом городе ничего нет, в основном низкоэтажная современная застройка, за исключением христианской святыни под названием Святилище Девы Марии Креста
Его возникновение связано с «чудесным» явлением в этом месте в апреле 1490 года Девы Марии, которая предстала перед пострадавшей от злодея-мужа Екатерине дельи Уберти. Знатная кремонская дама вышла замуж за гражданина Бергамо Бартоломео Педербелли с не самым благополучным прошлым. Мужчина был изгнан из семьи, но тщательно это скрывал и свою будущую жену в известность не ставил. У бергамца явно был план относительно богатого приданого девушки, которое он намеревался получить.
В течение года беглец тянул из Уберти деньги-приданое, но те явно не торопились с богатством расставаться. Все это неизбежно становилось причиной ссор и конфликтов, в том числе и между супругами. Видимо, терпение Бартоломео было на исходе, и он решил Катерину отвезти в свой родной Бергамо. Возможно, это было лишь причиной выманить жену из города. 3 апреля 1490 года, только достигнув леса Новеллетто, он накинулся на нее с мечом, учинил расправу и отрубил руку, после чего скрылся. Катерина же, истекая кровью, не хотела умирать без Причастия и стала молиться и просить помощи у Богородицы. Вскоре появилась женщина и со словами: «Я та, кого ты звала», остановила кровь и помогла раненой добраться до ближайшего дома. Городские ворота были уже закрыты и девушку смогли причастить только утром. Она рассказала, что произошло, причастилась и простила мужа-злодея. После этого кровотечение возобновилось, и Уберти отошла в мир иной. Монахи её рассказ задокументировали, установили здесь деревянный крест, а начавшиеся случаи исцеления и видение, которое внезапно посетило самого сеньора мэра городка, подтолкнули власти Кремы к строительству храма, прославляющего «чудесные» события. Строительство началось 6 августа 1490 года.
Святилище было построено по проекту архитектора из Лоди Джованни Баттальо всего за 10 лет (это действительно короткий срок для строительства подобных сооружений в средние века) — к 1500 году. План предусматривал возведение из кирпичей храма в форме греческого креста, основное здание — круглое снаружи и восьмиугольное внутри. По бокам от основного корпуса расположены крылья в форме восьмиугольников.
В 1514 году здание сильно пострадало во время осады Кремы войсками миланского герцога. Интерьер святилища был восстановлен к 1541 году. В 1694 году ведение святилищем было доверено монахам Ордена кармелитов, которые в 1706 году выстроили себе неподалеку монастырь с колокольней, пристроенной к храму. В 1810 году кармелиты были изгнаны из Кремы и святилище стало обычной приходской церковью, действует и сейчас.
Храм внутри очень красив, его украшают работы больших мастеров эпохи Возрождения — Джакомо Паравичини, Бенедетто Рускони, Винченцо Чиверкио, Карло Урбино, Антонио и Бернардино Кампи.
Великолепен главный алтарь
Симметрично по сторонам света расположены 4 ниши с боковыми алтарями
По ступенькам можно спуститься вниз, в крипту с главными реликвиями,
иллюстрирующими возникновение легенды о святыни
Осень и Кремона — два явления, которые подходят друг ко другу идеально. Почему то не представляю её залитую солнцем. Спокойный провинциальный город, располагающий к неторопливым прогулкам среди улиц из красного кирпича, и, как оказалось, интересен не только скрипичных дел мастерами.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия