Пролетая по автостраде А4 на Бергамо, Милан, Турин, или далее — в Прованс, сколько раз видел сьезд в этот город, и ровно столько же раз я проезжал его мимо, даже не задумываясь здесь остановиться. Мимо проплывали современные высотки, трубы, склады, и такая картина не повышала интерес. В путеводителе о нем было сказано совсем немного, что это промышленный город, который можно посетить, если проезжаешь мимо.
И однажды, читая книгу о походе Суворова в Италию в самом конце 18-го века, увидел знакомое название. Брешия интересна русским тем, что она является первым городом, взятым Суворовым в ходе итальянского похода русско-австрийской армии против французских войск в северной Италии в апреле—августе 1799 года. А командовал авангардом никто иной, как Багратион. И была там гравюра — на площади города восторженные итальянцы приветствуют освободителей. И, планируя очередную поездку в Италию, решено было на пару часиков заскочить и составить о городе собственное впечатление.
Историческая справка.
Исторические периоды развития города ничем особо не отличались от биографий иных городов Ломбардии. Населяли эту территорию гальские племена ценоманов, которые несмотря на то, что были достаточно мощным племенем, предпочли в нужный отрезок времени добровольно стать союзниками Рима, за что быстро получили гражданские привилегии. Бриксия — античное название Брешии — была достаточно крупным процветающим городом по тем временам — 9 000 человек, со своим форумом, термами, театром…
В период неспокойствия, когда через территорию Ломбардии прокатывались волны гуннов, готов, византийцев, лангобардов, франков, город продолжал оставаться одним из крупных центров. Город богател, оставаясь в стороне от политических игр, и в 12-м веке здесь возник своеобразный феномен — средневековая республика, само словосочетание для западной Европы в раннесредневековый период звучит абсурдно. Брешианская городская община сформировала собственные управленческие органы — по крайней мере, к 1127 году в Брешии уже были свои выборные консулы. Постепенно коммуна отстранила своих графов и епископов от власти, чтобы стать коллективным сеньором своих владений. Естественно, стоило городу распространить свою власть на окрестные земли, у него с неизбежностью стали возникать территориальные конфликты с окрестными феодалами и соседними городами, особенно набравшим силу Бергамо. Целых 200 лет шла с переменным успехом борьба между соседними городами, пока силы не истощились, и города, подобно спелым плодам не упали в руки миланских синьоров Висконти.
Далее Брешия переходила от миланцев к веронцам, французам, обратно, пока не вошла в состав Венецианского государства, в составе которого спокойно состояла до самого конца 18-го века. Далее — оккупация Наполеоном, переход в Австрийскую империю, и в единое итальянское государство.
Без труда найдя место для машины в центре на огромном плацу, начинаем изучать Брешию. Уж точно, что туристы сюда заезжают изредка — город пустой. Понедельник, все на работе. Если активность и есть в новых районах, у промышленных обьектах, мы там не были, но здесь, в старом центре, только редкие прохожие.
Но нельзя сказать, что город не ухожен, широкие площади, постриженные газоны — приятное впечатление
Набрели на памятник, как прочитали, Арнольда Брешианского. Уже дома прочитал, что это один из тех-самых либералов-демократов начала 12-го века, устанавливавшего республику в Брешии, хоть и сам был священником. Арнольд Брешианский возглавил борьбу горожан против сеньора-епископа. За это был папой лишён должности и изгнан из Италии. Арнольд Брешианский проповедовал, что духовные лица не должны обладать богатствами и светской властью. Он обвинял папу, епископов, аббатов в роскоши, разврате, потакании грабежам и убийствам, в покупке церковных должностей за деньги. Идеалом Арнольда Брешианского было первоначальное христианство, бедная, но непорочная церковь. От гнева папы скрывался во Франции, потом в Цюрихе.
Около остатков римского форума находится информационный офис для туристов. Открыв туда двери, мы вызвали неподдельную радость двух дам, исполнивших ритуальный танец «Вы к нам заехали на час — привет-бонжур-хеллоу». Нам было на стенде показано и рассказано всё, чем они гордятся. На удивление, в городе довольно солидная туристическая подготовка. Везде указатели, информация, в инфоцентре много материалов, брошюры на всех языках, в том числе и на русском. Может они готовятся на будущее, надеясь, что будут ездить больше?
Кстати, остатки римского форума и театра — самые сохранившиеся в Ломбардии. Здесь же, у форума, встретили 3-х туристов — единственных за всю прогулку по городу, но они, как поняли из разговора, приехали целенаправлено на римские развалины.
В римские времена эта площадь была центром религиозной и политической жизни. Капитолийский храм с двухуровневой галереей располагался на северной стороне. Капитолийский храм был построен при императоре Веспасиане в 73–74 гг. нашей эры. Площадь пересекалась дорогой — все дороги в Риме имели имена собственные — «Decumanus Maximus», которая соединяла Брешию с Бергамо и Вероной.
Улочки, как в каждом старом городе, становятся узкими, выдвигаемся по ним в самый центр. В Брешии очень много интересных двориков. То есть дома с фасада — ничего примечательного, внутрь как правило арка, а там — эти ухоженные и фотогеничные дворики
Нигде не нашли, кто это, судя по всему, или астроном, или математик
Собственно, в Брешии 2 площади в центре — Соборная и площадь Лоджии.
Соборная площадь также носит имя Павла VI — папы, уроженца этих мест. Здесь находятся сразу несколько достопримечательностей города. Площадь просторная, с фонтанами и фасадами солидных зданий
На площади находятся два собора — старый, романский, и так называемый новый. Старый собор представляет собой великолепный образец романской архитектуры. За его округлую форму собор получил второе название — Ротонда. Построен был мастерами из Комо в конце 11 столетия на руинах более древней базилики.
Его интерьер достаточно интересен, в центре расположена крипта. Во время нашей поездки город готовился к приезду Папы, для которого в центре Ротонды уже было установлено кресло — намечался праздник по случаю юбилея Павла VI. Из этого следует, что дальше входа, откуда было позволено сделать фото, нас не пустили
Ну, а центральное место, непосредственно за Ротондой, занимает Новый собор в стиле позднего барокко постройки 17-го века.
Его возведение было связано с тем, что Старый собор пришёл в достаточно ветхое состояние. Первоначально договор о строительстве был заключен с Андреа Палладио, однако экономические трудности, преследовавшие проект, помешали воплощению идей архитектора при его жизни. В результате главным архитектором здания стал Джованни Баттиста Лантана
Ворота украшает герб Брешии, а выше находится бюст кардинала и архиепископа Брешии Анджело Мария Кверини.
Интерьер храма торжественный и величественный. И мало кто знает, что здесь, в Брешии, находится 3-й по высоте собор в Италии. Высота купола — 91 м. По своим размерам он уступает только римскому Сан-Пьетро и флорентийскому Санта Мария дель Фьоре.
Внутреннее убранство собора украшено фресками Моретто. Главной достопримечательностью собора является Арка святых Аполлония и Филастрия 1510 г.
В соборе находится несколько католических святынь
И даже вот такой образец современного искусства — эту статую, изображающую папу-уроженца Брешии подарил один из авангардных скульпторов Италии
Но в Средневековье эта площадь ещё не называлась ни Соборной, ни Павла VI. Когда центр деловой активности в Брешии переместился с Римского форума сюда, это место называлось Пьяцца Меркато (рыночная площадь). Палаццо-дель-Бролетто — самое старое общественное здание Брешии, его башня-колокольня датируется примерно XIII веком постройки. Сбоку примостился ещё и небольшой Баптистерий. В 15–18 веках здесь располагались местные власти Венецианской республики.
Под аркой переходим на площадь Лоджии
До начала XV века на этом месте располагался старинный квартал с узкими кривыми домиками — их снесли и начали сооружать площадь Лоджии. Облик площади формировался два столетия. На южной стороне площади расположены три здания, соединенные галерей и лоджией венецианского стиля — здания старого и нового бедняцкого ломбарда и бывшей тюрьмы.
Самое значимое тут сооружение — ренессансный дворец Палаццо-Лоджиа (сейчас в нём располагается муниципалитет). Строительство дворца, который украшен роскошными декоративными скульптурами в классическом стиле, началось в 1492 г. под руководством архитектора Филиппино де Грасси. В 1570 была закончена верхняя часть дворца, спроектированная Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Использовали для строительства белый мрамор.
Ещё одно важное строение площади — Часовая башня. Она была построена в 1540–50 гг. На верхушке в колокол бьют двое звонарей. На циферблате часов обозначен полный 24-часовой день.
Первоначально на площади стояла колонна со львом Св. Марка, олицетворявшая власть Венеции. Колонну снесли в 1797 г. А в 1864 г. был установлен монумент в память о «Десяти днях Брешии» — восстании брешианцев в 1849 году против австрийцев, когда город мужественно сражался 10 дней.
С площади лоджии двигаемся к крепости на вершине горы. Подьёмчик довольно крутой, идём с передышками. По пути попадается памятник. Потом мы узнали, что это памятник Тито Спери, герою тех самых «дней десяти». После подавления восстания он был повешен
Наконец-то добираемся до крепостной стены. С этой крепостью непосредственно и связана история о походе Суворова.
Брешия был первый город на пути армии, был взят абсолютно без жертв. На подходе к городу Александр Васильевич отдал приказ разведать обстановку в городе Багратиону. Будущий герой войны 1812 года по своей горячности, не дожидаясь основной армии, прискакал прямо под стены крепости на горе и потребовал незамедлительной капитуляции. Французский гарнизон ответил категорическим отказом и начал стрелять из орудий.
Но потом из крепости заметили подход большой армии, начало размещения многочисленных орудий на холмах вокруг крепости, и французский генерал через парламентёра спросил — а кто командует армией? Услышав о Суворове, гарнизон в полном составе сдался. Вот что иногда делало имя великого полководца.
Ибо штурмовать такую крепость конечно было бы непросто
Брешия спокойный, солидный город с приветливыми людьми. Но вряд ли ему когда-нибудь доведётся стать туристическим городом, несмотря на все старания в этом направлении. На него обратят внимание только когда просмотрено всё по соседству. Город не пережил никаких бурных событий за всю историю, здесь не родился ни один великий художник, композитор. Здесь собор не расписан Рафаэлем, а в Ротонде не похоронены герцоги или короли, не изобрели всемирно известную моду или кухню. Брешия всегда будет в тени соседних Милана, Вероны, Пармы, и даже той же Мантуи, по дороге в которые, мчась по автостраде, может заметят сьезд в Брешию, а может и нет. В город, который всегда только точка по пути.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия