Парма мне, как автомобилисту, сразу ласково сказала «Велкам» … или вернее «Бенвенуто», помахав шлагбаумом просторной полупустой парковки почти на границе средневекового центра… невероятно для центров старых итальянских городов. Процедив про себя «фантастико», мы уже заранее, в 10 утра, поняли, что день удался.
По густоте утреннего тумана в конце октября, было понятно, что будет сегодня и солнце. Не успели дойти до первого адреса, так и случилось.
Как всегда в таких рассказах — часть Первая, обязательная. Историческая.
С бронзового века жили здесь бронзовые люди, сеяли, убирали, растили и пасли, никому не мешали. Потом пришли этруски и попросили подвинуться. Потом пришли с севера галлы, подвинули и тех и других. Всё это надоело соседним римлянам, и в целях принуждения и тех и других к миру, они просто присоединили эти территории. Говорят, что римскому начальнику понравилась закруглённая форма этрусского щита, который назывался Парма, и решено было оснастить таковым лёгкую пехоту. Чтобы в веках осталось место, где эта мудрая мысль пришла ему в голову, консул основал город и назвал его Августа Парменсис. В ходе войны, возникшей после рассмотрения итогов фразы «и ты, Брут» город, в начале принявший по недоразумению не ту сторону, был полностью разорён, но потом вовремя сменив ориентацию и, поздравив среди первых с назначением императора Октавиана, был им же и заново отстроен.
Но жизнь в составе Рима оказалась просто курортом по сравнению с последущими несколькими веками, которые начались с захвата Пармы гуннским атаманом Атиллой. За ним постепенно пришли готы, потом византийцы, потом лангобарды, потом франки, империя которых тоже вскоре развалилась. И остались североитальянские города брошенными сиротами — как-то никто их сразу после франков не хотел. Подумали и организовали свой кооператив, который назвали Ломбардская лига североитальянских городов. Но без руководящей руки оказалось тяжело, и соседние Парма, Реджо-Эмилия, Пьяченца и Кремона в пух передрались за обладание речными путями в бассейне реки По. В конце концов всё было урегулировано при помощи предложившего помощь богатого посредника из Милана по фамилии Висконти, который в качестве премии за свои услуги просто присоединил Парму к своим владениям. От которых перешла к новой миланской семье — клану Сфорца. Последний, однако, был более либеральным, и предоставил больше власти местным семействам, и началось развитие города как по линии экономики, так и по линии муз.
И, наконец, в 1545 году папа Павел III создал из Пармы и Пьяченцы герцогство и передал своему незаконному сыну Пьетро-Луиджи Фарнезе — какая отеческая забота, однако…. В последущие 200 лет история города тесно связана с семьёй Фарнезе, при которых Пармское герцогство становится образцовым европейским государством Нового времени. Герцоги покровительствовали развитию искусств, удивляя соседей пышностью своего двора. В конце 16 века в Парме появились университет и дворянский колледж, опубликованы Конституции (свод законов). Европейские законы родственных связей и престолонаследия так запутаны, и только юристам наверное понятно, почему после смерти последнего бездетного Фарнезе престол в Парме перешёл к Испанским Бурбонам. Которые передали со временем его австрийской короне, откуда уже прямиком путь в единое итальянское государство.
Первой в плане прогулки стояла комната Святого Павла (известная как комната настоятельницы монастыря). Известно, что бенедиктинский монастырь был заложен в 1005 году на месте храма, который в свою очередь, построили на фундаменте римской виллы. К комплексу пристраивались всё новые здания, и в настоящее время от монастыря остались только часовня и покои настоятельницы. Найти вход мы сами не смогли. Ожидая что-то вроде большого портального входа в монастырь, прошли по улице 3 раза туда и сюда, готовы были уже махнуть на монастырь, как вдруг мимо нас строевым шагом прошла большая группа немецких тур-пенсионеров, сделав правое-плечо-вперёд-марш, в какую-то подворотню. Вот такую
Замыкая колонну, мы пришли прямо вот к такой дверце, ну кто бы подумал, что это и есть обьект культурного и исторического наследия?
Понимание начало приходить после созерцания первой же 1000-летней фрески, расположенной прямо за билетёрами.
Ну, а потом пришло первое пармское «Вау!» В 1519 году трапезная монастыря, которая известна всем как покои Св. Павла, была декорирована потолочными фресками работы Корреджо.
Также им было создано уникальное полотно о шестнадцати частях, каждая из которых была украшена разнообразными медальонами, изображающие мифы о Диане в период античности. Покои являются одним из потрясающих шедевров эпохи Итальянского Ренессанса.
При входе на Соборную площадь, ещё перед Кафедральным собором, невозможно пройти мимо баптистерия.
Работы по возведению баптистерия велись под руководством зодчего Бенедетто Антелами, на портале написано, что декоративное оформление баптистерия было начато в 1196 году. За первые 20 лет строительства сооружение поднялось до второго яруса галерей. Но методы экономического давления, оказывается, применялись уже тогда — из-за политических разногласий с синьором Вероны были приостановлены поставки розового веронского мрамора, из которого строился баптистерий. Строительство было остановлено, обьект введён во временную эксплуатацию под временной крышей. Работы по возведению верхних ярусов здания возобновились только через 30 лет, и ещё через 20 лет баптистерий был принят папской госкомиссией и освящён. Приёмка отметила, что несмотря на 70 лет строительства, проект был соблюдён до последней детали.
Архитектурный стиль баптистерия можно назвать переходным от романского стиля к готическому. В плане баптистерия лежит восьмиугольник. Здание облицовано розовым мрамором из Вероны. Беспрецедентным является развитие сооружение в высоту: баптистерий напоминает башню. Чередование полых и сплошных пространств создаёт игру светотени, обьёма.
Входы украшены барельефами разной тематики — вот этот например, на тему «Страшного суда», а нижний на тему «Поклонения волхвов»
Но мелкие детали фасада, колонн явно ещё романского стиля
Внутреннее пространство баптистерия характеризуется 16 аркадами.
Ниши аркад расписаны фресками 13 — 14 веков.
На внутренних порталах изображены библейские сцены: «Бегство в Египет», «Явление в храме», «Царь Давид, играющий на арфе».
Над баптистерием поднимается купол-зонтик, разделённый шестнадцатью ребрами на сегменты, каждое ребро опирается на колонну.
В сегментах написаны изображения святых в византийской манере, что само по себе уникально, так как к 13-му веку восточная и западная церкви окончательно разошлись, и в готике практически невозможно увидеть мотивы «греческих школ»
Купель баптистерия восходит к концу 15 века
Собрав в кучу глаза и помассировав шеи, затекшие после продолжительного нахождение под порядочным углом вверх в баптистерии, подробнее разглядели площадь. Напроти баптистерия — дворец Весковиле. Кроме того, что это типичный образец раннеготической архитектуры, он связан с одним интересным событием, последствия которого на себе испытывает сейчас каждый житель Земли. Здесь в 962 году первый император Священной Римской империи Оттон I провозгласил о преемственности римского права в Европе, о том, что период беззакония после падения Римской империи закончился (вот наивный, ей-богу), распорядился о переиздании законов и… утвердил новый пост- нотариуса, который обязательно должен быть в каждом городе, и собственноручно повесил килограммовую бляху на грудь первого именованного нотариуса.
Теперь каждый, кто костерит последними словами человека с такой табличкой на двери за очереди в духоте, за цены, арогантность, знает, что первый из них сидел именно за этими узкими окнами… но ведь красавица Парма за Оттона I не отвечает, верно?)
…на углу скромного вида дяденька, судя по виду, прирабатывал к социальному пособию игрой на скрипке… Вивальди… реалли…). А с другой точки зрения, что ещё может звучать в городе, пропитанным музыкой также, как запахами пармской ветчины и пармезана? Город славится своими музыкальными традициями, связанными с такими знаменитыми музыкантами, как Джузеппе Верди и Артуро Тосканини. Никколо Паганини, похоронен на кладбище Виллетта. В Парме находится один из лучших в Италии оперных театров — театр Реджо. …Вот так, под ту часть концерта, которая аллегро подошли к фасаду кафедрального собора Санта Мария Ассунта, иначе Вознесения Пресвятой Богородицы,
в который входили под звуки следущей части концерта — адажио… отдохнувшие шеи вновь вытянулись
Это не собор, а картинная галерея. Или картинная галерея в соборе, как угодно. И хотя расписан собор был только в 15 веке, в ходе последней большой реконструкции, когда были добавлены боковые капеллы, новая розетка фасада, была расширена лестница, ведущая к алтарной части. Тогда же для живописного оформления были приглашены практически все известные мастера из Пармы и ближайших городов.
Ну, а сам купол собора, опирающийся на восьмиугольный барабан, был расписан Корреджо. Композиция «Вознесения Богородицы» как бы закручивается по спирали, в центре — Иисус, спускающийся, чтобы принять душу Богоматери. Оригинальная композиция этой фрески, искусное сочетание архитектурных и живописных элементов впоследствии оказали большое влияние на становление стиля барокко в живописи, хотя современники художника не обратили на эту работу особого внимания — опять одно и то же — мало кто при жизни ценится…. Кисти Корреджо принадлежат и изображения четырёх святых покровителей Пармы в парусах купола.
На месте нынешнего собора уже в 5–6 веках стояла раннехристианская базилика, посвящённая Пресвятой Деве Марии. Эта базилика, скорее всего, была возведена на месте языческого храма. Она являлась частью епископального комплекса, куда входили баптистерий, дом епископа и т. д.
В 9 веке церковь сгорела, при восстановлении была расширена и стала называться кафедральным собором. Который опять сгорел, и в ходе восстановления в 11-м веке приобрёл сегодняшний облик.
В 12-м веке храм пострадал от землетрясения, но был без труда отремонтирован, потом был доделан фасад ни кем иным, как архитектором Бенедетто Антелами, уже знакомым нам по строительству баптистерия.
С задней стороны романская часть собора вообще осталась без изменений
Ох, бедные наши шеи… сколько можно ходить с задранной головой…
но Парма нам приготовила ещё один прекрасный обьект — Аббатство святого Иоанна Богослова
Аббатство принадлежало бенедиктинскому ордену. Комплекс состоял из церкви святого Иоанна Богослова, монастыря и старинной аптеки. Было возведено в 10 веке, в 15-м, что уже традиционно в Парме, сгорело, и было заново отстроено.
Без Корреджо не обошлось и здесь — расписал по традиции главный купол. На фреске изображены последние мгновения жизни любимого ученика Христа. Христос спускается к нему, призывая присоединиться к небесной трапезе, где Иоанна уже ожидают другие апостолы. Но здесь можно также встретить работы молодого Пармиджанино, которому впервые позволили расписать целый неф
Выходим к сердцу города — площади Гарибальди.
В любом уважающем себя итальянском городе имеется площадь Гарибальди. Наверное, как в СССР площадь Ленина. В честь Гарибальди, объединившего все земли «сапожка» в единую Италию. В Москве назнают встречи у Пушкина, в Праге — у коня, русские в Праге говорят — под лошадью, в Парме — у Гарибальди. На этой площади проводятся концерты, ставят новогоднюю ёлку, именно здесь находятся старейшие в городе маленькие ресторанчики.
На площади Гарибальди стоит ратуша со знаменитыми солнечными часами. Часы эти разработал Джованни Баттиста Бенедетти, итальянский математик и физик из Венеции в 16-м веке, в 17-м часы были обновлены. На часах можно узнать время разных городов тогда известного мира — Константинополя, Рима, Исфахана, Парижа, Москвы и… Тобольска! Да-да, только эти 2 города выбраны с территории нашей необьятной Родины. Но если вдуматься — логично. Ведь в 16–17 веках освоение всего востока от Урала только начиналось. И Тобольск считался в Италии таким же значительным городом, как и Москва… типа столица азиатской части России) … — см. в верхнем правом углу часов
Здесь же в одном из ресторанчиков и пообедали. Родиной каких продуктов явилась Парма, сейчас знает любой житель планеты, но всё же упомяну.
Парма известна во всём мире благодаря производимым здесь ветчине (Prosciutto Crudo) и сыру Пармезан (Parmegiano). Существует два вида пармезана: высшего качества (parmegiano-reggiano) и низкого (grana). Характерной чертой этого сыра служит его чрезвычайная твёрдость. Со времён римских императоров славится пармская ветчина. В настоящее время её качество контролирует Ассоциация Пармской ветчины: в каждый окорок перед засолом вставляют металлический жетон со знаком ассоциации, а после всех положенных операций и выдержки окорок получает ещё один знак — клеймо с короной и словом «Парма». Ежегодно здесь производится 30 тыс. тонн пармезана (Parmigiano Reggiano), низкого качества в самой Парме не производится, примерно 500 тыс. тонн лапши и ветчины вообще немерянно.
По средневековым улицам направляемся к дворцу Пилотта
Дворец Пилотта Был построен герцогом Фарнезе, именно тем, для которого папой было организовано герцогство в подарок. Характерно, что для архитектора не ставилось никаких особых задач — типа на Ваше рассмотрение, кроме одной — должен был быть двор для игры в пелоту — это баскская игра, что-то типа сквоша. … ну ладно, у богатых бастардов свои причуды.
Сразу на втором этаже попадаем в теарт Фарнезе — это придворный театр, выполненный в стиле барокко, который находится на втором этаже дворца Пилотта. Театр был оборудован на месте, где ранее, до начала 17- го века, был турнирный зал. Своеобразное — перековали мечи на.культуру. Строительство театра шло под чутким руководством Джованни Алеотти. Особенность театрального зала — он был построен полностью деревянным, включая статуи и колонны. Впервые для посетителей театр открыл свои двери десять лет спустя от начала строительства, по случаю свадебного мероприятия — свадьбы сына герцога с Маргаритой Медичи. Именно тогда и была представлена первая премьера в театре — «Меркурий и Марс», работы Монтеверди, с демонстрацией морского сражения.
Остальную часть дворца Фарнезе, открытую для посетителей, занимает национальная галерея Пармы. У входа встречаю большие статуи
В галереи собраны красивые экспонаты того времени, когда во дворце жили герцоги Пармы, и не только играли в баскскую игру
Но подавляющее пространство — это конечно художественная галерея
Центральное место, естественно, принадлежит нескольким работам Корреджо
и несколько примеров других авторов разных времён
Дворец Пилотта примыкает к реке… так называемой.
Мосты остались, но реки не видно. И это ещё многоводная, вероятно, потому что на фотографиях я видел только ручеёк шириной несколько метров. Всё же осень, дождики иногда идут… Короче, неприглядная картина у реки и делать здесь нечего. Разве что перейти на другую сторону, и при хорошей погоде, погулять по бывшему герцогскому парку, который превращём в общественный парк, и ничего особо выдающегося из себя не представляет. Отдыхом на лавочке в этом парке прогулку по Парме можно считать законченной.