Факелоносец нам бы в Мантуе не помешал. Предноябрьский день короток, а в предгорьях Альп ещё короче. Нас немного задержала дорога, потом поиск парковки — вечная проблема итальянских исторических городов и городков, и оставшаяся пара часов дневного света должна была быть использована как можно более рационально. Насколько рационален был выбор — вам судить.
Фраза Шекспира из бессмертной «Ромео и Джульетты» использована не зря — ведь именно в Мантую (по-итальянски Мантову) был выслан Ромео за убийство Тибальда. И у многих этот город ассоциируется с пьесой Шекспира, хотя, естественно, его основание не было приурочено к ссылке Ромео, уже до этого он существовал по крайней мере 1000 лет.
В таким местах, как Италия, невозможно понять город без экскурса в историю, понимая, что это для многих порядком скучно, постараюсь изложить предельно кратко так, как сидит в моей голове.
Был такой древне-римский поэт Вергилий, и Мантуя гордится, что стала местом его рождения.
«… Окн привел отряд из отчего края,
Тибра этрусского сын и Манто, провидицы вещей;
Стены тебе он, Мантуя, дал и матери имя.
Мантуя, предки твои от разных племен происходят:
Три здесь народа живут, по четыре общины в каждом;
Кровью этрусской сильна, их столицей Мантуя стала»
— так история основания Мантуи изложена в его версии в поэме «Энеиды», о существовании которой знаю, но которую, сознаюсь, не читал, и фразу честно нашёл в интернете.) Никто, конечно, уже не верит в мифические провидицы, в существование какого-то Окна, однако подтверждено, что город реально древний.
В музее, в который мы пойдём потом, мне встретилось упоминание о том, что «Мантуя» — название по имени этрусского бога царства мертвых Манта… мрачно как-то… и абсолютно не соответствует возвышенности этого города, в чём мы убедились своими глазами.
В долгие римские времена город скромно существовал в тени недалёкой Вероны, судя по всему, достаточно благополучно, но без каких-то выдающихся событий, в которых он оставил бы след. Тем не менее, в Мантуе то там, то здесь натыкаешься на следы о тех временах.
Ещё одна интересная деталь. Изначально город располагался не на материке, как сейчас, а на острове в окружении озер и притока реки Минчо. В Мантуе, как и в Венеции, улицы соседствовали с каналами, но, в отличие от последней, в какой-то период средневековой истории было принято решение о осушении, засыпке каналов, и строительстве на их месте мостовых. Наверное, надоели комары. Сейчас в городе всего один канал, но и он закрытый, зато озера, конечно, никуда не делись, находятся на въезде в город.
До самого начала Возрождения, о городе также мало кто слышал, скорее всего был заштатным обычным городишкой. Расцвет Мантуи пришелся на четырнадцатый-семнадцатый века, когда сеньорами мантуанского герцогства стало семейство Гонзага. Именно им Мантуя обязана всем тем количеством дворцов и замков, которое здесь можно увидеть. Гонзага превратили город в жемчужину искусства и архитектуры эпохи Возрождения. Эта династия поддерживала дипломатические отношения с папой римским и императором Священной Римской империи, с Венецианской республикой, в разное время породнились с византийскими императорами и с австрийской династией.
В дворце, куда мы пойдём, есть «Доска почёта» семейства Гонзага — один был провозглашён церковью святым, 14 стали кардиналами и 13 епископами. Гонзага считаются одними из величайших меценатов итальянского Возрождения. Герцоги покровительствовали художникам, среди которых были Рубенс, Мантеньи, Пизанело, Гвидо Риени и даже Да Винчи. Во внешней политике были на протяжении веков настолько искусны, так ловко лавировали между Миланом, Флоренцией и Венецией, что были единственным городом в этой области, сохранившим независимость, и потерявшие её только после присоединения к Австрийской империи в 18-м веке. Интересно, что род Гонзага благополучно существует и сейчас, его представители занимают периодически должности в мэрии, и глава рода открывает ежегодный карнавал в Мантуе.
Это так называемое Торре делла Габбиа (здание легко узнать по башне, долгое время бывшей самой высокой в городе), Узнали мы о том, что во времена Средневековья здесь в железных клетках, прикрепленных к стене здания, публике показывались преступники.
Это центральная площадь, на которую выходят кафедральный собор и герцогский дворец — удивительно красивая, но есть одно, но, камни, которыми она вымощена, — настоящие кругловатые, грубые, булыжники, так что во время прогулки пришлось несколько раз послушать разные мнения о несовместимости каблуков и булыжников в русско-чешском лексическом исполнении.
А вот девушки, которые шли на площадь делать какую-то презентацию, точно знали, в какую часть города какую обувь брать — ну они местные, что сказать…
Кафедральный собор Святого Петра снаружи конечно классически-красив, но не до такой степени, чтобы считать его шедевром, зато внутри храма можно провести много времени.
Изнутри купола собора украшены фресками, алтари — холстами Лоренцо Коста, а колонны храма выполнены из каррарского мрамора.
В целом убранство собора настолько богатое, что может соперничать, к примеру, с Санта-Мария—Манджоре в Риме.
Здесь произведения многих знаменитых художников Мантуи, самые знаменитые картины — полотна Паоло Веронезе и Джулио Кампи.
а свод расписан фресками работы учеников Андреа Мантенья.
На месте собора постепенно строилось несколько церквей, но всем им не везло — разрушались или горели, и Кафедральный собор тоже перестраивался несколько раз, отлично видно, что основные детали интерьера — 16-го века и позже.
«Сердце красавиц. склонно к измене» — правильно, опера великого Верди Риголетто. Но все ли знают, что с оперой был конфуз? … Либретто оперы было написано по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», но цензура (хотя не понятно, почему в Италии, да ещё в составе Австро-Венгрии испугались мнения французов) категорически потребовала заменить в пьесе французского короля и его придворного шута Трибуле на кого-нибудь другого. Заменили на герцога Мантуи и его шута. Шута никогда не было с таким именем. Тогда как же быть с его домом Каса ди Риголетто в Мантуе? Дом 15-го века, и в нём, напротив герцогского дворца, реально жил придворный, правда не шут, герцога Мантуи.
И в этот дом и «поселили» великого шута. А вот и он сам, встречает многочисленных гостей
Главная достопримечательность Мантуи — Палаццо Дукале (Герцогский дворец), бывшая резиденция семейства Гонзага. Дворец расположен напротив Кафедрального собора и состоит из Кастелло Сан-Джорджо (крепость XIV века), базилики с таким родным для русского слуха называнием Санта-Барбара, правда, для посещения она закрыта, и самого дворца с 500 залами, который в свое время был самым большим дворцом в Европе.
Здания комплекса связаны между собой коридорами и галереями, украшены внутренними двориками и садами. Самые древние части дворца построены в конце 13 — начале 14 столетия.
Так называемый Старый дворец. В 15-м веке тосканские мастера построили так называемый «Новый двор» или «Новый дом», включая Герцогские апартаменты, впоследствии украшенные и расширенные.
Открыты далеко не все 500 комнат и залов, но то, что видишь, говорит о роскошной и безбедной жизни семейства Гонзага на протяжении 400 лет в этих стенах.
Из наиболее интересных и заслуживающих внимания залов: зал зодиака с росписью в виде оживших созвездий
… или зал рек со статуями, сложенными из песчаника
… или жилые комнаты — каждая сделана в своём цвете
или долгая череда залов с росписями, резьбой по дереву, резьбой по кости, керамикой, фресками и огромными гобеленами
Несмотря на то, что современный дворец представляет собой комплекс зданий разных эпох, все здания соединены галереями и коридорами, а также сетью внутренних двориков и садов. Этот дворец известен также тем, что над его интерьерами работали лучшие художники своего времени, в частности, Леонардо да Винчи, Джулио Романо, Донателло и многие другие. Пизанелло не закончил свои фрески во дворце, и они так и остались нетронутыми с тех пор.
Эти фрески содержат сцены из легенд об английском короле Артуре и его «рыцарях круглого стола». В зале Лучников можно увидеть портрет семьи Гонзага кисти великого Рубенса, написанный в начале 17-ого столетия. А потолок Галереи Зеркал покрыт работами учеников Гвидо Рении. Во дворце очень много портретов представителей семьи Гонзага, которые датируются различными периодами, показывая, как менялся облик тех или иных представителей герцогского семейства
В одном крыле дворца сформирован небольшой музей, где выставлены картины,
статуи из коллекции герцогов Гонзага
Выйдя из дворца, по узким улочкам, мощеным уже не такими убийственными булыжниками, идем в центр города через галерею арок и попадаем на Пьяцца делле Эрбе — вторую главную площадь города.
Тут находятся ротонда Сан Лоренцо — самая древняя церковь Мантуи, построенная в 11-м веке С ротондой связана невероятная история. По какой-то причине она потеряла своё значение ещё в начале средневековья. К ней стали пристраивать дома, и так вплотную, что застроили её совсем, и похоронили без возможности входа внутрь. Исследователи её обнаружили аж в начале 20-го века. Все до единого дома были снесены, пока ротонда не предстала во всей прежней красе. Может быть, благодаря такому консервированию, она и сохранилась в первоначальном виде, и радует туристов как пример раннероманской архитектуры.
Практически вплотную к ротонде находится еще один дворец — палаццо Делла Раджоне, в основном внимание гостей города привлекает башня дворца с огромными астрологическими часами.
Часовая башня построена в 1473 году по проекту Луки Фанчелли, а в 1493 году на ней были установлены изумительные часы Бартоломео Манфреди, механика, математика и астролога при дворе Гонзага. Часы претерпели несколько этапов реставрационных работ и до сих пор действуют. Они не только показывают время, но и месяц, фазы луны, а также указывают на положение планет и зодиакальных созвездий. Под часами располагается мраморный балкон, между часами и балконом в нише установлена статуя Мадонны.
Ну вот, уже и смеркается. И улицы, площади старого города заполняются местными жителями. Жизнь в центре кипит.
Многочисленные улочки полны магазинами известных, и неизвестных названий, ресторанами, барами. И мы здесь ещё провели пару часов, переходя от одной стороны улиц на противоположную, и обратно — витрины манили…. но фотоаппарат уже был бесполезен…