Фромиста — небольшой городок западнее Бургоса, был основан в 11-м веке вокруг бенедиктинского монастыря, что явилось в его длинной биографии пожалуй единственным большим событием. Кроме обслуживания монастыря, жители были трудоустроены позже при строительстве Кастильского канала, на обслуживание канала, систем орошения, и ещё позже — первой железной дороги в этих краях.
О городке в путеводителе было написано что-то типа «единственное, на что стоит обратить внимание — раннероманская церковь — одна из нескольких прототипов всех европейских строений в романском стиле." И всё. Ну что ж, поехали — посмотрим. Небольшой компактный городок, о котором можно сказать — всё позади. Вяло текущая жизнь между одним маркетом, одним альберго для путников Камино, пары баров и чего-то за высоким забором. Почему прототип, стало понятно, как только первая церковь — Сан-Мартин — открылась взору. Эталон, совершенство раннероманского стиля. Абсолютная симметрия, все элементы, прямо пособие для студентов архитектуры и истории. Ни одного вкрапления более поздних эпох, первозданство 1066 года, когда была построена.
Уже дома стал просматривать романские церкви из прежних поездок — Италия, Германия, Франция… Но только теперь взгляд автоматически как бы убирал «лишние» башенки, колокольни, веранды, лестницы, навесы, колонны, штукатурку, росписи. Некоторые большие соборы надо было уменьшить, маленькие часовенки увеличить… И тогда получалась церковь Сан-Мартин — один центральный неф, два боковых, 3 входа, 2 башни. Крепкие толстые стены с небольшими окнами, вписанными в полукруглые арки. Безымянные строители из Фромисты, заложив первый камень в основание этой церкви, вряд ли предполагали, что она станет прототипом церквей, которые как грибы после дождя, стали возникать в 11 веке по всей Европе. Эта постройка безукоризненна
По всему периметру фасадов, на манер карнизов, проходит каменное украшение из геральдических фигур. Кроме того, под козырьком дверей и крыши находятся более 300 консолей в виде фигурок типа горгулий — животные, люди и мифические существа. Портал есть на каждом фасаде церкви, хотя используются только два. Для публики сейчас используется южный
И показывать это совершенство некому. Туристов нет, несколько уставших путников, бредущих по Камино, используют скорее как тень для кратковременного отдыха… Не знаю — может возят скаутов или студентов на экскурсии. Никакой туристической пропаганды на обьекте не заметил. …
Интерьер церкви скудный, аскетический, но считается, что именно так выглядели церкви в ту эпоху. Обросли алтарями, лепниной, иконами, росписью позднее, в переходный период к готике. Жители Фромисты гордятся образом Христа 13 века, который украшает центральный неф.
Колонны, на которых изображены библейские сцены
Второе сооружение вызвало у нас сначало чувство недоумения. Всего 300 м от церкви Сан-Мартин находится церковь Сан-Педро, экстерьер которой — набор несоответствующих один другому элементов, с нарушением пропорций, стилей — пока что из всех увиденных нами, первый приз на звание самой нелепой романской церкви.
Интересно было бы узнать, с какой целью здесь возвели это несуразное «произведение». Может для контраста, чтобы подчеркнуть совершенство по соседству? Или уже в то время существовало лоббирование, когда неучу, но родственному, дали возможность освоить государственные, вернее королевские деньги, чтобы и заработать, и смету поддержать? Вот в случае церкви, уж точно, Бог её знает.
Самые квалифицированные на строительстве были каменщики. И не они, конечно, виноваты, что чертежи такие.
Обрамлённый «античными колоннами» портал с излишне большой аркой, в которой находится непосредственно вход в церковь
Вход был сделан почему то как копия древнеримской триумфальной арки, хотя всем известно, что триумфальная арка — исключительно светское сооружение, цель которой — прославлять в камне успехи очередного императора, а не обрамлять вход в церковь. Раннероманский архитектурный кич
Внутри церковь Сан-Педро выглядит уже более стандартно. Интерьер тоже достаточно скромный, но имеется алтарь 17-го века, а на галерее, к которой ведёт красивая лестница — небольшой орган
И здесь конечно же живут аисты
Из Фромисты после недолгого переезда попадаем в Паленсию. Паленсия совсем не туристический город. Мало кому известный. Но так уж распорядилось время. Древнеримская Палантия, ставшая на время одной из столиц вестготов, позднее один из религиозных центров Кастилии, а одновременно и столица Кастильского королевства на некоторое время, город первого! в Испании универститета, который позднее был перенесён в Саламанку, с 16-го века постепенно теряла своё значение, пока не превратилась в обычный город с населением чуть меньше 100 000 человек.
Сейчас город значим только с экономической точки зрения, как транспортный узел, здесь несколько индустриальных зон, одно из больших офицерских училищ.
Туристами оставлен без внимания город всё же, на наш взгляд, незаслуженно. Безусловно, это не цель массового туризма, но в городе один из значимых готических Кафедральных соборов, центр ухожен, приятные центральные улицы и проспекты, много парков вдоль реки. И определённого внимания этот город заслуживает.
От автостоянки нам надо как можно скорее к кафедральному собору, потому что до закрытия осталось немного — работает всего с 10–00 до 13–30. Идём боковыми улочками, по пути попался только какой-то монастырь, на который можно потратить один кадр, и пара домов с интересными фасадами
Дом с интересным фасадом оказался зданием гимназии
По пути пересекаем пару более широких главных улиц. Видно, что эта часть города застраивалась в основном в 19-м, начале 20-го века
Характерные для Испании галереи присутствуют и здесь. Также по пути встретилось одно из красивейших зданий в Паленсии
Это очень популярное место — «Четыре угла», названо так, потому что здесь пересекаются обе главные улицы города. Доминирует здесь Дворец депутатов. Это один из самых известных образцов городской архитектуры первой половины 20 века, смешение, по меньшей мере, трех стилей: неоклассицизма, неоренессанса и необарокко. Самой представительной частью здания является его центральный двухэтажный корпус с богато украшенным фасадом, над карнизом размещена аллегорическая скульптурная композиция: два горожанина — мужчина и женщина — сидят у ног величественной дамы-Паленсии, которая опирается рукой на герб провинции. Внутри мэрия, библиотека, небольшой музей.
Веранды здесь не белые, как принято в Галисии или Басконии, а более тёмных оттенков.
И вот уже виднеется кафедральный собор в конце одной из улиц, прямо в него упирающуюся.
Есть предание, что это место обладает какой-то особой душой и силой. Храм решено было построить в 12-м веке на месте вестготского примерно 7 века, от которого мало что осталось, и подробности строительства и разрушения которого были средневековым строителям неизвестны. Собор был построен в романском стиле и просуществовал до 14-го века, когда было решено перестроить его в кафедральный готический собор. И вот — во время этой перестройки случайно были открыты остатки раннехристианского храма 3–4 века. А позднее, в ходе одной из многочисленных перестроек, ещё глубже, были обнаружены остатки языческого культового сооружения, по всей видимости до-римской эпохи.
Готический собор Паленсии — это «Сага о Долгострое» 1 июня 1321 года в присутствии высшего духовенства был заложен первый камень нового готического собора. Имя автора проекта достоверно не известно. Строительство велось целых два столетия, и в 1516 году было обьявлено о окончании строительства.
Но на протяжении следующих веков время от времени в конструкцию храма вносились изменения. В эпоху Возрождения декорировали некоторые капеллы и своды (например, своды Главной капеллы). В конце 19 века была реконструирована одна из галерей во дворе. В 80-х годах 20 века возводится портал на западном фасаде, переделывается кровля. И, тем не менее, сегодня, в 21 веке, собор все еще остается незаконченным.
Экстерьер собора характеризуется крайней умеренностью и почти полным отсутствием декора. Фактически у собора нет главного фасада, так как западный фасад так и не закончен до сих пор; ассиметричный вид ему придает сильно выступающая небольшая восьмигранная Старая капелла.
Функции главного портала во время праздников выполняет портал святой Марии на южном фасаде. В его тимпан помещен образ девы Марии.
Самой примечательной в экстерьере является колокольня, статная, хотя и грубоватая, что в готике не допускалось.
Согласно недавним исследованиям, эта башня в прошлом могла относиться к романской эпохе и иметь характер оборонительного сооружения. Выполнив свое первоначальное предназначение, она была украшена звонницей.
В плане собор представляет собой, как всегда в соборах, крест, но с интересной особенностью: фактически храм обладает двумя трансептами (это как-бы перекладина креста) — один из которых ложный. Дело в том, что первоначальный трансепт со временем стал маловат, и был возведен второй, более внушительный. Таким образом, при разрезе церковь имеет форму не католического, а патриаршего креста. Длина храма — 130 метров, и ширина трансепта в 50 метров — делают его одним из самых больших соборов в Испании. При этом храм предстает скромным и компактным и снаружи кажется меньше, чем изнутри.
Сдержанному экстерьеру храма как бы противопоставлено великолепие его интерьеров. В его стенах хранится такое количество ценной живописи, скульптуры, ювелирных изделий, что всех их невозможно перечислить. Из-за этого многие из капелл даже загорожены железными решетками. Так и не понял, открываются ли вообще решётки, включается ли дополнительное освещение, открывается ли когда-нибудь музей-хранилище, об этом на входе ни слова. А жаль.
По сравнению, например, с Бургосским собором, в этом было не просто темно, а очень темно, вспышка запрещена, поэтому те немногие фотографии, что были сделаны, прошу уж строго не судить)
В этом соборе тоже очень много захоронений
Но оказалась открыта крипта святого Антонина — древнейшей из сохранившихся поныне частей собора, датированная серединой 7 века, принадлежащая вестготскому храму.
К крипте ведёт низкая крутая лестница, обложенная каменными рельефными панелями
По пути к машине ещё пройдёмся по некоторым улицам Паленсии. Для того, чтобы узнать этот город, не надо много времени, достаточно полдня. Но если вы из тех, кого не устраиваивают готовые маршруты только по раскрученным для туристов городам, а хочется окунуться в реальную, обычную, испанскую жизнь, узнать страну «изнутри», Паленсию советуем не пропустить.
К тому же, и кормят здесь вкусно, и очень недорого, прямо на центральной Калле Майор — главной улице.