По дороге в центр Бургоса нас приветствует Эль — Сид Кампеадор (кстати, в переводе Господин-Победитель) на коне
По дороге в центр Бургоса нас приветствует Эль — Сид Кампеадор (кстати, в переводе Господин-Победитель) на коне
Культ Эль-Сида в Бургосе повсеместен — гимназия имени, академия имени, площади-улицы, мемориал, памятник, саркофаг в Кафедральном соборе Бургоса (останки были перенесены только в 1919 году), и даже его меч Тисон находится в этом же соборе. И это с учётом того, что Эль-Сид никогда не был правителем Бургоса, максимальный пост и то на несколько лет здесь — командующий кастильской армией, не родился здесь — его родина Вивар — городок недалеко от Бургоса, и не скончался здесь — умер в Валенсии.
Эль Сида можно назвать аномалией в испанской истории. Ещё под именем Родриго Диас де Вивар он начал службу при дворе кастильского короля, одержал множество побед, в междоусобной войне помог победить его противников, достиг положения командующего армии и, в результате дворцовых интриг, на вершине славы, был изгнан из страны, не помог даже брак с племянницей короля. И больше он в Бургос не вернулся. Завидуя его любви у народа, ни один христианский правитель не принял его на службу, зато он получил предложение от… эмира Сарагоссы. За годы при дворе эмира изучил все арабские способы жизни и ведения войны, которые в дальнейшем очень ему помогли. Но при этом сумел отвергнуть все попытки уговорить принять мусульманство. Но вскоре появился новый враг — войска мавров из Африки, которые потеснили и арабов, и христиан. Эль-Сид возглавил кампанию, разбил захватчиков, захватил Валенсию, где логично сделался независимым правителем последние 5 лет своей жизни.
Это единственный испанский герой, одинаково почитаемый и арабами и христианами, единственный противник мусульман среди христиан, который не считался «неверным», единственный христианин, которого называли «второй лев после Аль-Мансура», единственный христианин, который не был Папой отлучён от церкви за службу мусульманскому правителю.
Но возвратимся к городу. Бургос достаточно современный и большой город за пределами исторического центра, с широкими улицами, красивыми площадями, фонтанами
Много разных парков, монументов, скультур, как например вот эти, копии так называемых гигантос, ежегодных участников карнавала Бургоса
Речки текут среди обустроенных набережных, застроенных светлыми современными зданиями
Напротив улицы, ведущей к историческому центру, стоит готическая церковь, посвященная покровителю Бургоса — святому Лесмесу.
Ранее являлась частью единого монастырского комплекса, основанного в 11 веке французским аббатом, впоследствии канонизированного и почитаемого в Испании под именем святого Лесмеса.
Напротив церкви начинается одна из оживлённых улиц, которая приведёт нас к кафедральному собору
Во время нашего приезда в городе проходил ежегодный двух-недельный фестиваль, мы пришли, когда кончился проход жителей через центральную площадь.
Это что-то типа демонстрации, когда жители кварталов или обьединений одеваются в одинаковые одежды и проходят под флагом своего квартала. Нам навстречу попадались группы таких жителей, идущих с площади, и флагоносцы
По пути попадается дворец Коннетаблей. Строительство этой пышной резиденции началось в 1476 году по заказу Верховного Коннетабля Кастилии, который являлся вторым лицом в государстве. В 1497 году Католические короли принимали тут Христофора Колумба с отчётом о экспедиции в «Индию», как тогда ошибочно ещё считалось.
Плаза Майор, или Главная площадь, полна людей, спонтанно возникают группы поющие, танцующие, или по иному бурно отдыхающие
Большая рыночная площадь — это старое название нынешней площади Свободы.
Название площади связано с тем, что в старину здесь устраивался главный городской рынок, который, из-за его масштабов — он образовывал единое пространство с соседней площадью Святого Доминика — местные жители прозвали «большим». На рынке находились овощные лавки, рыбные и мясные ряды, а также велась торговля скотом
По пути к собору улицы становятся посвободнее — главное веселье осталось позади, и вот уже виден собор
Люди с карнавала в национальных одеждах разошлись туда-сюда, спокойно прогуливаются
Детей развлекают «говорящие головы»
Площадь перед Кафедральным собором уже достаточно спокойная
Но ещё утром здесь было очень много народа — приносили и складывали композиции из цветов перед собором в честь Девы Марии.
Жемчужина Бургоса Кафедральный собор — одна из самых красивых и величественных готических построек не только в Испании, но и на территории всей Европы. Его строительство была начато в 1221 году по приказу короля Фердинандо. Он был построен на месте старой романской базилики, собор планировался стать главным храмом Кастильского королевства.
Кафедральный собор Бургоса является настоящим шедевром испанской готической архитектуры. Главный фасад выходит на площадь Пласа-де-Санта-Мария. В нижнем ярусе фасада расположены три стрельчатые арки, центральная из которых является главным входом в здание. Центральную часть фасада украшает большое окно-роза.
Самый древний, южный фасад здания примечателен своим порталом, являющимся истинным шедевром скульптуры 13 века. Портал украшают великолепные статуи Христа и двенадцати апостолов.
В соборе есть небольшой музей, где можно прочитать и историю его создания. Архитектором готического собора выступил, как предполагают, неизвестный французский мастер. Ок. 1240 года руководство работами принял французский мастер Энрике, работавший впоследствии на строительстве Леонского собора. Несомненным образцом, вдохновлявшим мастера, стал собор в Реймсе.
Освящение нового храма Бургоса состоялось в 1260 году. В 13–14 вв. собор дополнился боковыми капеллами, в этот период французских мастеров сменили испанские, в 15 веке в соборе работали выходцы из Германии, известно, что человек, называвший себя Ганс из Кёльна, создал для собора в Бургосе два ажурных шпиля. Его сын продолжил работу на строительстве. Последние существенные перестройки в соборе относятся к 18 веку, когда прибавились 2 капеллы, немного перестроен фасад.
Поразили нас масштабы и великолепие интерьеров. Цветные витражи, резные деревянные и каменные скульптуры.
Внутри не только готика — много помещений было построено в эпохи барокко и ренессанса, поэтому много позолоты, резьбы, скульптур и алтарей
В соборе можно найти все виды искусств. Это настоящий музей в одном огромном зале, где и архитектурные шедевры, и живопись, и скульптуры, и декорация. Отдельный интерес представляют алтари многочисленных часовен, которых здесь всего 17
Главный алтарь собора выполнен в стиле маньеризма в 16-м веке. В его центральной нише находится готический образ титульной святой собора — Санта-Мария-ла-Майор
В плане собор имеет форму латинского креста размером 84 м в длину и 59 м в ширину. Собор разделен на три нефа: широкий и высокий центральный и два менее крупных боковых. Собор перекрыт системой крестовых сводов. Также в соборе можно увидеть три витражных окна-розы.
В барочной части очень красивые росписи
В средней части располагается хор, наиболее примечательным элементом которого являются резные деревянные сидения, здесь же находятся два органа
В соборе очень много захоронений — в полу, в стенах, в колоннах
Над средокрестием возвышается замечательный купол в форме звезды, под которым находится гробница Эль Сида и его супруги. А также здесь покоится Верховный Коннетабль Кастилии и его супруга.
Прогуливаясь по собору, можно посетить и внутренний дворик
В северном рукаве можно увидеть Золотую лестницу, созданную в духе итальянского ренессанса.
При взгляде на это изящное сооружение может показаться, что это какой-то монумент римской эпохи.
Сооружение реально напоминает уменьшенный вариант римских триумфальных арок, но на самом деле увековечивает память графа Фернандо Гонсалеса, легендарного основателя королевства Кастилия, впервые провозгласившего независимость.
Дело было в середине X века, и благодарности от жителей Бургоса граф дожидался почти 500 лет. Арка была установлена там, где, согласно преданиям, родился ушлый граф
Это внушительное здание с прекрасным парком и изящной оградой — не дворец, и не министерство, а факультет теологии. И венчают факультет, как и многие иные здания в Бургосе — аисты
В древнем Бургосе это самая молодая церковь в неоготическом стиле — ей нет и 100 лет. Но говорят, она из всех новейших наиболее похожа на своих средневековых родственников. Находится на территории монастыря, в пристроенном к церкви флигеле живёт маленькая община монашек, радующая прохожих богатой выпечкой, от продажи которой живут.
Городские ворота Девы Марии построенны в 14-м веке, перестроены в середине 16-го века. До строительства ворот на их месте была простая арка, служившая входом в город. О ней упоминается в «Песне о моём Сиде» — это памятник испанской средневековой литературы, созданный в 12-м веке, ну, а кто является главным героем, несложно догадаться. Ворота были построены по подобию большой триумфальной арки, с алтарём, отделанным камнями, и с зубчатым окончанием, что придаёт памятнику большую оригинальность.
В шести главных нишах, располагающихся на двух уровнях, находятся скульптуры важных исторических деятелей Бургоса и Кастилии, включая знаменитого Эль-Сида и основателя независимой Кастилии графа Фернандо Гонсалеса. Над ними более скромные фигуры и ангел-хранитель Бургоса, который держит в руках модель города. И, наконец, завершает всё фигура Девы Марии, покровительницы города
Бульвар Эсполон — популярная прогулочная зона в самом центре Бургоса. Ранее в этом месте на берегу реки располагалась дорога вдоль городских стен Позднее городские стены были снесены, а взамен стали возводиться частные и общественные здания.
Архитекторам, создавшим здания, было поручено разработать проект самого бульвара — зелёной зоны протяженностью 300 м между 2 — мя мостами Широкая аллея быстро приобрела популярность среди жителей Бургоса, позднее была засажена деревьями. В конце аллеи виден городской театр, а за ним находится памятник Эль-Сиду — кольцо прогулки по Бургосу замкнулось.
Из Бургоса мы направимся на запад — практически повторяя Камино де Саньтьяго, но это в будущей части