В часе езды от Памплоны на восток, к предгорьям Пиреней, находится замок Хавьер. История замка начинается в 10 веке — именно тогда на скалистом холме была построена арабская крепость. К слову, многие испанские замки и крепости находятся на месте арабских укреплений, которые те понастроили во время продвижения на север в 7–9 веках. В 12–13 веках оригинальный дворец начали расширять. Полукруглый замок с двумя башнями был постепенно укреплен рвами и стенами.
В те времена Хавьер не только защищал границы, но и служил в качестве резиденции для местной знати. Несмотря на периодические разрушения части стен, кое-каких башен, в наше время Хавьер является одним из наиболее сохранившихся замков Испании — так, вход и защитные сооружения остались практически нетронутыми.
Попасть в замок можно через главные ворота, к которым через ров ведёт мостик. Прямо над воротами можно увидеть своеобразный «балкон» с отверстиями, он использовался для уничтожения нападавших перед воротами с помощью стрел, кипятка и кипящего масла
Внутренняя часть замка с главной башней, куда могли осаждённые отступить в случае захвата неприятелем внешних стен.
Изьеденная временем, геральдика владельцев замка
Позже замок приобрел еще и религиозную значимость — в 1506-м здесь родился святой Франциск Ксаверий. Святой Франциск прославился в первую очередь как сооснователь ордена иезуитов, покровитель Наварры и миссионеров. В последнее десятиление своей жизни он отправился нести христианство в Индию, страны юго-восточной Азии, Японию, где и умер. В замке много вещей, связанных с его жизнью, ряд каменных и художественных изображений.
Самая маленькая пушечка, которую до сих пор видел. В длину наверное не более полметра
С балкона замка открывается великолепный вид на окрестности
Выход из замка, ведущий к церкви и небольшому саду
При строительстве были гармонично использованы природные скальные формы
Часовня Санто-Кристо была построена иезуитами.
Так как в замке жил основатель ордена, можно считать её своеобразным «командным пунктом» для миссионеров-иезуитов, расходившихся по свету.
Это подтверждает и своеобразный тимпан над входом. Обычно на этом месте изображения святых, библейские сцены. В нашем случае — перечисление заграничных миссий иезуитского ордена
Внутри часовня украшена чудесной резьбой и фресками. Особенно интересные экземпляры резьбы по дереву находятся под самым потолком; изображен на них Иисус Христос.
Согласно легенде, в день смерти святого Франциска резьба эта начала кровоточить. Не меньшую ценность представляет и оригинальный алтарь 16 века, сделанный из гипса и украшенный фреской, входящей в цикл 'Поклонение волхвов'
Неподалёку находится и монастырь, вид на который, правда, напомнил скорее тосканский, итальянский пейзаж, чем испанский, наверное, благодаря кипарисам
Далее наш путь лежит к средневековой деревне Ухуэ. Бесконечный серпантин, по склонам холмов разбиты террасы
Улочки узкие, кривые и под таким углом, что иногда превращаются в пандусы. К тому же вся деревня 300 на 300 м.
Из деревни открывается вид на окрестности
На горе, где находится деревня, практически нет растительности. Наверное поэтому у жителей большая любовь к выращиванию цветников на крохотных участочках между домами, которые буквально один «лежит» на другом, а также на балкончиках
Главная достопримечательность в Ухуэ — прекрасный образец крепости-церкви.
В X веке был написан документ, указывающий на то, что на этом самом месте существовал доримский храм.
Потому в XI веке даже не сомневались в том, где построить новый романский храм. Позже, когда начали строить готическую церковь-крепость, её расположили на территории романского храма. До нас из романского прошлого церкви дошли только полукруглая тройная апсида и башня, которая примыкает к стене.
Во время правления Карлоса Плохого решили улучшить церковь с целью обороны.
Именно благодаря ему появилась одна из самых красивых частей церкви — дозорный путь, который окружает церковь и зубчатые башни, которые и придают всей структуре эту гордую ауру крепости.
С южной стороны этот дозорный путь превращается в открытую галерею.
Окна галереи использовались, вероятно, не только для созерцания красот, но и с целью обороны
Возраст этих изображений в романской части церкви — 11–12 вв
На тампане портала — сцены сбора винограда, что всегда было важной экономической деятельностью в Наварре, ещё со времён древних римлян. Так же там есть изображения животных, сцены из жизни Иисуса, интересная Последняя трапеза с петухом, звезда, указывающая путь трём улыбающимся Волхвам, рядом с которыми примостился четвёртый в монашеском обряде- Карлос II, собственной персоной.
Из Ухуэ дорога постепенно снова спускается на равнину, идёт через поля, пока на горизонте не вырисовывается силуэт Олите. Если бы не асфальт и не оборудование железной дороги, можно было бы представить, как глазами средневековых путников виделась резиденция наваррских королей. Ибо она на фотографии вся — в пределах средневековых стен
Город упоминается ещё в 6 веке как поселение вестготов, постепенно разрастался, пока на него не обратили внимание правители Наварры.
В эпоху Средневековья Олите часто служил местом резиденции королей Наварры.
И вот, в начале 15 века наваррский король Карл 3 Благородный принимается за масштабную перестройку королевского дворца в городе Олите
Крепость существовала на этом месте всегда, как полагают исследователи, ещё с античных времён. Старый дворец начали строить ещё в 13-м веке.
Однако после перестройки, осуществлённой в 15 веке, эта крепость становится прекрасным дворцом, даже в наши дни поражающий своим величием и красотой.
Архитектурные особенности этого дворца указывают на французское влияние, установившееся над Наваррой после воцарения в этой стране сначала династии графов Шампанских, затем королей Капетингов, а вслед за ними — графов Эврё, к последним из них принадлежал король Карл 3.
Действительно, королевский дворец в Олите больше похож на французский «кастель», чем на кастильскую «касу».
Вход в замок, а одновременно и в сам город, стерегут высокие башни по бокам монументальных ворот
Внутренний двор замка-дворца довольно просторный
С галереи замка вид на колокольню соседнего собора
А с самого верхнего этажа видно весь город и всех своих подданых
Церковь Богоматери примыкает к комплексу Королевского дворца Олите. Храм является одним из крупнейших памятников средневековой архитектуры в городе и одной из наиболее значимых готических построек в Наварре. Церковь, именуемая «королевской», использовалась наваррскими монархами во время торжественных мероприятий, венчаний, похорон и крещений. Короли всячески поддерживали церковь, выделяли средства на строительные работы. Строительство началось в первую треть 13 века с восточной части храма в стиле ранней готики и завершилось к 1300 году фасадом в стиле зрелой готики.
На тимпане изображена улыбающаяся Богоматерь с младенцем и различные сцены: «Благовещение», «Рождество», «Избиение младенцев», «Бегство в Египет», «Представление Господа в храме» и «Крещение Христа». Интересен и тот факт, что над фасадом работали те же мастера, что и над северным порталом собора Парижской Богоматери