Памплона — столица Наварры, вызвала неоднозначное впечатление. Несмотря на наличие отдельных архитектурных памятников, прекрасного Наваррского музея, в остальном — темноватый, скучноватый город, где видно, что живёт он в основном от фестиваля до фестиваля.
Сан-Фермин с всемирно-известным бегом с быками длится только 2 недели, но это именно то время, когда город, похоже, оживает от размеренной, полусонной жизни.
Без фестивальных гирлянд и украшений многие улицы кажутся мрачными
Музей Наварры был основан сравнительно недавно. Он находится в «старом» городе, в здании, где раньше находилась больница Богоматери Милосердия, от которой сохранились только центральный вход и часовня.
В музее небольшая, но яркая коллекция живописи и скульптуры различных эпох.
Наиболее интересная архитектура в районе двух площадей. На первой находится здание мэрии и пара интересных зданий, обрамляющих площадь
Каждый год 6-го июля с балкона ратуши выстреливает ракета, возвещая начало фестиваля Сан-Фермин, а с ним — и старт бега с быками. С архитектурной точки зрения здание выглядит довольно странно: нижние этажи в стиле барокко подпирают ионическими и дорическими колоннами верхние части строения. У главной двери Ратуши — статуи Благоразумия и Правосудия.
Главная площадь Памплоны — площадь Кастильо, окружена по периметру кафе и ресторанами, многие из которых имеют открытые террасы. Здесь же, в кафе Ируна — это наваррское название Памплоны, сиживал Эрнест Хемингуэй (внутри даже есть его статуя).
Кафедральный собор святой Марии в Памплоне строился почти 150 лет с 1387 по 1525 гг. Собор построен в готическом стиле на месте древнего романского собора. Археологические раскопки также подтвердили, что до этого момента на этом месте находились еще две более древние церкви.
В связи с долгим строительством и постоянными последующими перестройками собор — смесь стилей: неоклассический фасад скрывает готические внутренности, а некоторые элементы интерьера сохранились аж с XIV века.
Пожалуй, самое красивое место в Памплоне здесь, около бывшего королевского дворца, на холме, с перспективой на более современные районы в северной части города
Эти ноги из театра — вероятно реклама какого-нибудь современного спектакля, не подходили, не интересовались, в любом случае, подобное оформление улицы в историческом центре не совсем понравилось.
Культ бега с быками подтверждается наличием на центральном месте этого памятника
Очередная церковь по маршруту с необычным фасадом
Закрытые террасы имеют здесь какое-то особое значение для владельцев домов. Их замысел и исполнение иногда превосходит архитектуру всего остального здания.
Ещё несколько фотографий Памплоны
Выезжаем из Памплоны в направлении Артахоны. Наварра — сельскохозяйственно-развитая область — едем через бесконечные поля. Сочетание голубого неба и золотистых полей — всё же удивительная комбинация цвета
Артахона — оазис доблестной истории с печатью средневековья. Когда-то давно здесь существовало римское поселение, совсем крохотное.
По всей округе были разбросаны одиночные домики, которые занимались своим хозяйством, чем и зарабатывали на жизнь. И эта скромно текущая жизнь была записана на милиарии — межевом столбе III века после Р.Х. — самом первом документе, в котором говорится, что Артахона где-то существует.
Период развития пришёлся на средневековье, когда, благодаря исключительному стратегическому местоположению, по решению Наваррского короля, здесь была построена крепость и укреплённый собор
Весь периметр защитной стены был построен в XI веке и имел 11 статных зубчатых башень. Сегодня сохранились только девять из них. Все они соединялись между собой дозорной дорогой.
Башни открытой конструкции — не очень часто встречаемый. Впервые придумали строить такие башни в Европе в XII веке. В особенности их стали использовать во Франции и Великобритании, а после мода распространилась по другим странам в XIII–XIV веках. Башни были открыты, только во внутреннюю сторону города. Эти башни имели обычно как минимум три уровня. На нижнем этаже, на уровне двора крепости, их использовали как склад для провизии и обмундирования. Обычно только этот первый уровень имел стену с внутренней стороны. Второй этаж находился на уровне дозорной дороги и полностью предназначался для нужд охраны, постовых и солдат. Последний этаж — защита при атаке.
Церковь выглядит немного нескладной, но она по своему красива. Уникальность сооружения в том, что это церковь со всеми атрибутами, а также отличное оборонительное сооружение, включая даже тюрьму в подвале. Наружный карниз, как было обычно для романской эпохи, украшен как виноградная лоза гронками, разнообразными желобами в виде собак, растений, животных и человеческих голов. Церковь занимала центральное место в системе обороны, по периметру проходит дозорный путь, который защищался бойницами.
Единственное, что не вписывается в защитный характер храма-крепости — западный портал с глубокой воронкообразной аркой в компании с закрытыми боковыми аркадами, которые были сделаны для того, чтоб в нишах поместили статуи апостолов.
На тимпане, в центре всего представлен епископ Сан Сатурнино, которому и посвящён храм.
Он сидит на символичном быке. У его ног — король и королева просят о его благодеянии. Святой соглашается помочь и как следствие видим молодую девушку, дочь римского правителя в Тулузе, из уха которой улетает демон. Это пластическая аллегория — король Филлип Красивый и донья Хуана Наваррская и их подчинённые благодарят Святого Сатурнина за благодеяние в изгнании языческого демона из Наваррский и Лангедокских земель. В левом углу виден геральдический щит с крестом Тулузского графства.
От крепости открывается красивейший вид, видно также и действующий монастырь
Со стоянки в Артахоне (42.592826 -1.766353) отправляемся за 30 км к уникальному сооружению — церкви Святой Марии-де-Эунате. Навигатор её не найдёт, поэтому координаты — 42.672420 -1.761431. Уникальному, потому что эта церковь расположена совсем отдельно, очень далеко от ближайших селений.
О храме и его строительстве не сохранилось никаких записей в истории. Церковь имеет странную, не присущую тому времени романскому стилю, структуру. На протяжении столетий и основываясь на структурном сходстве с Иерусалимским Святым Захороненем, подогревалась теория о том, что строителями храма был Орден Тамплиеров. Но тому не было найдено ни одного доказательства.
Меньше сомнений, вызывает теория о том, что храм мог построить Военный Орден Госпитальеров Святого Иоана, которые действительно часто занимались пилигримами, следующими по Пути Святого Иакова. По всей вероятности церковь Святой Марии была храмом, скорее всего погребальным, связанным с постоялым двором для помощи пилигримам. Так же этой церкви прибавляют функцию маяка для пилигримов. На верху башни есть что-то на подобии архитектурного фонаря, внутри которого поддерживали живой огонь, чтоб в ночи путники могли ориентироваться. Добирались до этого места по винтовой лестнице, которая до сих пор сохранилась с одного бока церкви.
На протяжении веков было много гипотез о предназначении арок, которые окружают церковь. Сначало считалось, что это была крытая галерея в кастильянском стиле. Но не было найдено ни одного следа от гнёзд, перемычек для поддержания балок. Более вероятно то, что этот ряд арок использовался для процессий, шествий. Историки, опираясь на раскопки проведённые в этом месте, считают что внешняя стена, которая окружает храм была когда-то второй цепочкой арок. Как бы там ни было, одно ясно, что у подножья арок нашли захоронения, что подтверждает погребальную функцию храма. На этих захоронениях так же обнаружили раковины — символ всех пилигримов, шествующих по Пути Святого Иакова.
В городе Эстелья — Лизарра (как везде на севере Испании двойное название в знак уважения к испанскому и наваррскому названиям), в какой-то период средневековья находился Наваррский королевский двор, но позднее город потерял своё значение, постепенно приходил в упадок, и сейчас это ничем особо, за исключением средневековых памятников, непримечательный город, практически непосещаемый туристами. Кроме разве что паломников, бредущих по дороге Святого Якова
Улица с громким названием Calle Mayor — главная улица, представляет из себя петляющую улочку с домами разной степени изношенности
Основные достопримечательности Эстельи расположены не в центре, как обычно в других городах, а на окраине города, рядом с мостом через реку Эга. Площадь Пласа-де-Сан-Мартин, пожалуй, наиболее приятное место здесь
Лестница следует от площади Пласа-де-Сан-Мартин к церкви Сан-Педро-де-ла-Руа, построенной на вершине скалы в XII–XVI ст.
Напротив Пласа-де-Сан-Мартин построен дворец наваррских королей — уникальный образец гражданской романской архитектуры. Во дворце сохранилась Галерея романской архитектуры.
С другой стороны Пласа-де-Сан-Мартин находится средневековая мэрия. Здание давно уже не используется по своему назначению, что отразилось и на состоянии дома.
Очень активный день закончился, на следущий день ждёт продолжение знакомства с Наваррой, о чём будет следущая часть
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия