Уже трудно вспомнить как и когда это произошло, где-то в начале жаркого эмиратовского лета. Точно уверен, что книги с полок на наши головы не падали, небо не разразилось дождем, молнии не сверкали и даже песчаная буря не завьюжила за окном, все было как обычно. И тут за ужином прозвучала мысль: а не замахнуться ли нам…? Нет, нет, не подумайте ничего такого, не на Уильяма нашего Шекспира, а на небольшой, дней так на семь, морской круиз на большом и красивом лайнере.
Жена Юля, она же по совместительству — главный зачинщик всех наших странствий и штурман, прокладывающий маршруты по неизведанным странам и континентам, с удовольствием ухватилась за эту идею и стала искать варианты.
Туристы мы самостоятельные, услугами агентств пользоваться не любим. Посему было просмотрено немало сайтов, изучено немало круизных кораблей. Душа размахнулась — какие только маршруты не рассматривались! Но как большинство здравомыслящих туристов, решили пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть поехать туда, куда нас пустят с нашими эмиратовско-резидентскими визами. А беспрепятственно нас могли пустить в соседний Султанат Оман, а потом и принять назад беспокойных пилигримов, не желающих все время проводить в такой шикарной стране как ОАЭ. Вот так и определился маршрут: Дубай — Маскат — Хасаб — Абу Даби — Дубай.
Теперь, вернувшись из круиза, пообщавшись с русским гидом в Маскате, понимаем, что выбрали бы маршрут через Салалу вместо Хасаба. Хотя и в этом городишке, больше похожем на деревеньку, есть своя прелесть, но об этом чуть позже. Для путешествия выбрали начало декабря — время прохладное для пеших прогулок, но не исключающее возможности понежиться и позагорать под теплым солнцем, и, что немаловажно, цены на круиз еще самые низкие, подрастать они будут ближе к новому году и после него. Оказалось, что круизных кораблей, бороздящих просторы мирового океана, тоже великое множество! И здесь итальянцы были предпочтительнее.
Наконец, после нескольких недель поисков мысль материализовалась и обрела название: «Costa Serena».
Дальше все было делом техники: через сайт компании забронировали внутреннюю каюту премиум класса, то есть на одной из верхних палуб. Она чуть дороже внутренней на нижних палубах. Если у вас есть такая финансовая возможность, приобретайте каюту с балконом или хотя бы с окном, тогда не будете ощущать себя как в коробке, потому что размеры комнаты небольшие. Первые дни было немного сложно к этому привыкнуть.
Оплатили бронь с помощью кредитной карты, получили электронное подтверджение и стали жить дальше. Не бойтесь, даже если вы захотите, компания Costa не даст вам забыть о ваших планах! В течение трех месяцев до даты отплытия приходили напоминания в виде инвойсов, предложений завершить регистрацию через сайт и, наконец, за три недели до начала круиза мы получили посадочные талоны и багажные бирки. Ура! Можно было собирать чемодан и прокладывать маршруты по Маскату и Хасабу.
И вот пришел тот день и час! Пятница, 12 декабря, 20:00 начало посадки на корабль. Мы сели на машину и поехали по вечернему Дубаю в порт Рашид. На пропускном пункте у нас спросили посадочные талоны и объяснили как проехать к терминалу 3. Машину мы оставили на бесплатной парковке и вошли в терминал имени наследного принца Дубая Хамдана сына отца своего Мохаммеда Аль Мактума.
Быстро прошли регистрацию, заполнили форму, отказываясь быть причастными к посещению Африки и вирусу Эбола, и пошли к выходу на посадку. Перед нами оказались вездесущие китайцы, которые всегда ходят толпами и которые благополучно зашли на корабль, пока Юля ходила его фотографировать. На ресепшене у нас забрали паспорта и отправили в каюту.
1
В своей каюте вы найдете специальные пластиковые карты, которые будут вашими документами на время круиза, ими можно пользоваться как ключом от двери, инструментом платежа и пропуском для входа и выхода на корабль. В первые 48 часов на эту карту вам надо будет положить депозит наличными около 150 евро и постоянно его пополнять, если вы делали какие-то покупки, или прикрепить номер кредитной карты, после истечения этого времени карта будет заблокирована для платежей, но ею можно пользоваться как ключом и пропуском. Вам будут ежедневно начислять сервисный сбор отеля (для нашей каюты он был 17 евро). Гораздо удобнее подключать кредитную карту, можно даже к одной из карт, тем более, если вы путешествуете парой. В нашей каюте из туалетных принадлежностей полагались только: туалетная бумага, жидкое мыло в душе и кусочек твердого мыла. Все остальное вам придется брать с собой, а также халаты и тапочки. Каюты убирают и меняют полотенца каждый день.
«Понте нобле». Эти два итальянских слова мы выучили лучше всего — так в лифте объявляли нашу 9-ю палубу под названием Либра.
Первое время совершенно не понимаешь, в каком направлении тебе двигаться! Все время упираешься в какие-то стены, заходишь в тупики и только к концу путешествия ты полностью осваиваешься, знаешь все ходы-выходы, но… бал окончен и «в сад, сэр, в сад»! Вот и в первый вечер на корабле было сплошное броуновское движение. В каюте мы нашли газетку «Тудэй» на русском языке с подробным описанием: где, что и на какой палубе находится. Но разве же можно сразу что-то понять даже с подробным путеводителем?! Тем временем душа требовала ужина. Видимо, поддавшись каким-то древним инстинктам и направляемые кое-кем из обслуживающего персонала, мы нашли большой ресторан самообслуживания на нашей же 9-й палубе. Уже образовалась очередь из таких же голодных круизеров, а новые все прибывали и прибывали. Обойдя помещение вокруг, я понял, что к еде есть несколько подходов и один из них совершенно свободен от очереди. Мы быстренько сменили дислокацию, набрали еду и поужинали. Как потом оказалось, мы очень удачно выбрали палубу — в буфете Прометео мы самообслуживались завтраками и обедами каждый день в несколькошаговой доступности от нашей каюты.
За ужином время незаметно приблизилось к полночи и, так как отправление из Дубая было запланировано на следующий день в 10 часов утра, пришлось идти спать. Сон на новом месте никак не хотел приходить: то одеяло колючее, то подушка неудобная… Юля так до конца путешествия и жаловалась на подушку и жалела, что не взяла свою. Поэтому как-то несерьезно отнеслись к записи в газете, что в 9:30 состоятся учения всего корабля. Утром проснулись поздно, успели умыться и стали собираться на завтрак и тут в телевизоре отключились все каналы, зато включилась запись, что мы должны взять свои Коста карты и быстро пройти на 4-ю палубу. Выскочили в коридор, а там уже другие туристы в красных спасательных жилетах дисциплинированно шли по лестницам вниз. Персонал заставил нас вернуться в каюту за жилетами и мы тоже двинулись вниз, сожалея, что не встали раньше и не успели позавтракать. Нас уже построили группами напротив выходов к спасательным шлюпкам, а люди все шли и шли. Потом всех пересчитали путем сканирования Коста карт и через какое-то время отпустили.
1
1
За всей этой суматохой мы пропустили момент отплытия.
Первые день и ночь путешествия предстояло плыть по Арабскому и Оманскому заливам. Да, да, не удивляйтесь, на всем Ближнем Востоке никто не говорит Персидский залив — только Арабский. После завтрака мы пошли исследовать корабль. Вышли на верхнюю 11-ю палубу немного позагорать,
походилимимо бассейнов,
изучили внутренние интерьеры,
а вечером нас ждал праздничный ужин с шампанским от капитана
в ресторане Ceres, где за нами был закреплен постоянный столик.
1
На лайнере очень хорошо организован досуг туристов — скучать вам не придется. В большом концертном зале
каждый день устраивали концерты, для любителей танцевать был большой бар с танцполом,
любителям острых ощущений предлагалось казино,
несколько баров с разным оформлением и живой музыкой,
фотосалоны, магазины, СПА салон, тренажерный зал, а для тех, кто хотел отдохнуть в своей каюте — телевизор с программами на их родном языке, в том числе и русском.
Утром второго дня мы прибыли в Маскат.
1
На знакомство с городом и окрестностями нам отвели полтора дня — на следующий день в 13:30 все должны были прибыть на корабль. Кто-то воспользовался экскурсиями, предложенными на борту, кто-то выбрал поездку на big bus. У нас же в столице Омана была заранее запланирована экскурсия с русским гидом. От корабля нас довезли на бесплатном автобусе-шаттле до небольшого здания порта, пропустили через сканеры, затем мы вышли и сели в тот же самый автобус, который и довез нас до пропускного пункта в порт. Здесь вы сразу попадете в окружение несметного полчища таксистов, с которыми можно договориться о поездке к достопримечательностям.
Гиды из них, скорее всего, никакие, но что-то они вам все равно расскажут на английском, а может даже добавят несколько русских слов. Город нам понравился своей зеленью, малоэтажными домами, красивыми видами, но об этом я расскажу в другом рассказе. На корабле в обменном пункте можно обменять только евро и доллары, поэтому еще в Дубае мы запаслись 110 оманскими реалами (один реал стоит 2,65 доллара), которых нам хватило на оплату полудневной экскурсии гиду (55 реалов), оплаты посещения музеев (от 0,5 до 2-х реалов), обеда в турецком ресторане (около 8 реалов) и даже осталось на поездку на лодке доу в Хасабе (15 реалов с человека) и покупку каких-то товаров в супермаркете. Первый день экскурсии был очень насыщенным, но мы успели на ужин на корабле, предупредив персонал накануне вечером, что можем задержаться. Уставшие, но довольные отправились в каюту и в этот вечер даже жесткие подушки не помешали нам сразу же заснуть. Утром третьего дня нас ожидало продолжение знакомства с городом. Выполнив намеченную программу, распрощавшись с гидом, вернулись на лайнер, успели пообедать и пошли на верхнюю палубу смотреть на отправление. Ровно в 14:00 Серена дала три прощальных гудка и мы вышли в открытое море.
До свидания, Маскат, нас ждет Хасаб.
Утро четвертого дня началось в Хасабе. Сразу скажу, что особых достопримечательностей там нет. Самое большое развлечение, из-за которого и едут в этот регион Омана, — прогулка на традиционной лодке доу по фьордам Мусандама, где можно поплавать в чистых водах и даже увидеть дельфинов.
Недалеко от своего корабля вы сможете найти лодки доу. Этот бизнес уже давно организован, поэтому, если не забронировали прогулку заранее, не беспокойтесь: достанется и на вашу долю! Сначала всех организованных туристов посадят на большие лодки, поэтому вам придется подождать около часа, а потом дойдет очередь и до самостоятельных, таких как мы. Лодка будет поменьше, без верхней палубы, но зато она не будет так заполнена как в первом случае! Надышавшись свежим морским воздухом, насмотревшись на горы и чистую воду «Аравийской Норвегии», а может даже встретив дельфинов, вы вернетесь в порт на корабль как раз к обеду. У вас будет время до отплытия посетить Khasab Castle. И снова три прощальных гудка и Costa Serena в 18:00 берет курс на Абу Даби. А мы тем временем собираемся на гала ужин. При заказе официант предупредил нас, что будет десерт-сюрприз от капитана. Большинство туристов уже закончили ужин, но не расходились и ждали сюрприз. Несколько раз я порывался уйти, но жена меня все останавливала. И тут в фойе перед рестораном почему-то вышли повара, потом погас свет и мы, наконец, поняли, чего так долго ждали. Все официанты и повара выстроились в одну линию и стали продвигаться вдоль столиков и подниматься вверх по лестницам на наш этаж и в руках у них были праздничные торты со свечами и в руках бенгальские огни, которые они зажигали один от другого. Это было так красиво и торжественно! Сюрприз вызвал шквал аплодисментов!
Наш пятый день начался в Абу Даби. С лайнера открывался прекрасный вид на мост Шейха Заеда
и строящийся Лувр на острове Саадият.
Такси от места стоянки до выезда из порта предоставлялось бесплатно. В столице ОАЭ мы бывали неоднократно, но раз уж прибыли в порт, то решили посетить рыбный
и фруктово-овощной рынки,
находящиеся поблизости. Выйдя из фруктового рынка и перейдя улицу, мы оказались на автобусной остановке. И тут вдруг пришла идея проехать на общественном транспорте до какого-нибудь торгового молла. Тем более, что это был наш первый опыт за много лет проживания в ОАЭ. Подошел автобус № 11, конечной остановкой которого оказался Марина молл. Дольше раздумывать было некогда и мы решились, немного обескураженные тем, что у нас не было билетов. Но все оказалось очень просто: достаточно было опустить в металлический ящик два дирхама и можно ехать до любой остановки в почти пустом кондиционируемом транспорте. Наше путешествие продлилось около часа. Но что же вы хотели за такую чисто символическую плату?! В Марина молле мы поднялись на смотровую площадку кафе посмотреть на Emirates Palace. Обратный путь проделали на такси по набережной, что обошлось нам в 15 минут и 20 дирхамов. До обеда еще оставалось немного времени и мы, наконец, решили сходить в сауну. Бесплатная услуга оказалась раздельной для мальчиков и девочек, да к тому же, несмотря на виды из окна, в сауне было просто холодно! Нам захотелось погреться вместе, поэтому пришлось воспользовались платными услугами. За 50 евро мы получили неограниченный доступ в течение одного дня к паровой бане, джакузи, солярию, погрелись и расслабились на подогреваемых креслах и лежанках, отдохнули в специальной комнате и выпили чай из трав. По приезду в Абу Даби все границы были пересечены и после ужина нам выдали паспорта со всеми отметками. А сотрудники лайнера подготовили для нас прощальный концерт.
После представления мы собирались вернуться в каюту, но вспомнили, что в 22:00 отправление и пошли на верхнюю палубу сказать столице ОАЭ «до свидания». Вечерний город провожал нас огнями.
И вот на шестой день мы прибыли в конечный пункт нашего путешествия к терминалу 2. К счастью, нам не надо было спешить на экскурсии по просмотру достопримечательностей Дубая. Мы вышли на территорию порта перегнать машину с парковки третьего терминала на парковку второго терминала. Потом у нас был целый день отдыха на почти свободном от туристов лайнере! Загорать, отсыпаться, лентяйничать — что может быть лучше в последний день отпуска?! С самого утра на корабле уже чувствовалось, что круиз завершается. Немного грустно. По телевизору второй день нудно крутили ролик, как расплатиться за услуги, что делать с багажом, когда покидать корабль. Последний ужин прошел буднично, мы попрощались с официантами, поблагодарили их за сервис, зашли в фотомагазин забрать фотографии, сделанные в студии, и вернулись в каюту. У нас впереди еще одна ночь на корабле.
Утром седьмого дня мы проснулись, неспеша позавтракали, еще раз прошлись по лайнеру, чтобы сделать фотографии на память. Чемодан собран, программа путешествия выполнена, пора возвращаться домой. Мы выходим через терминал, садимся в машину и едем знакомыми улицами. До свидания, Серена! Сколько у нас еще будет новых круизов, сколько новых лайнеров? Но ты была первым и очень удачным опытом.