Лет 5-ть тому назад мой хороший друг поделился впечатлением о своей давней поездке в Ферапонтов монастырь…
Он рассказал, что по долгу службы приехал в Вологду — необходимо было проверить результаты работы и выдать новые задания. В неделю уложиться не получилось, и он был вынужден здесь задержаться. Перед ним маячила перспектива проскучать все выходные, т. к. родственников и друзей у него в Вологде не было. На его счастье, один из коллег предложил съездить в Ферапонтов монастырь. Что это за монастырь и кто такой Дионисий, мой друг тогда еще не знал. Приехал он в монастырь совершенно не подготовленный, но когда увидел росписи, впечатление было таким, что он ушел на берег озера и там рыдал… Дословно он сказал следующее: «Из меня, как будто, вся гадость накопленная годами со слезами выходила. Все хочу туда вернуться, но никак не получается… Видно еще не дозрел…».
— Ничего себе, — подумала я — если уж его проняло!
Мне было сложно представить, что этот человек мог мог лить слезы, впечатлившись увиденным…
Мысль побывать в Ферапонтово поселилась во мне и жила до 2013 года. В этот год все очень удачно складывались с майскими выходными днями — настал удачный момент посмотреть на фрески Дионисия.
Не буду рассказывать про то, как ехали до Вологды — дорога известная и как переночевали в Вологде, в гостеприимном отеле со звучным названием «Англитер» …
1
От Вологды до Ферапонтово 120 км, поэтому встали мы рано и отправились в путь.
Дорога до Ферапонтова монастыря, по российским меркам, хорошая, не автобан конечно, но кое-где разогнаться можно. Навигатор и указатели без проблем привели нас в село Феропонтово. Сюда приезжает много людей, поэтому в 500-х метрах от монастыря оборудована стоянка. Здесь мы припарковали нашу машину.
2
И отправились пешком к монастырю. День был солнечный, но весна только-только начала приходить в этот северный край, кое-где еще лежал снег.
7
Мы вошли в монастырь через Святые ворота, украшенные двумя надвратными церквями Богоявления и преподобного Ферапонта.
5
В настоящее время Ферапонтов монастырь является музеем.
История монастыря примечательна и многотрудна. Скажу о ней несколько слов.
Монастырь был основан в 1398 году преподобным Ферапонтом.
Ферапонт был монахом московского Симонова монастыря. Человек он был грамотный и в летах — монашеский постриг принял в возрасте 40 лет. Игумен и братия ему доверяли и часто отправляли его с разными поручениями в отдаленные края русской земли. Бывал он и на севере. Эти места его привлекали, и он много рассказывал о них своему другу — монаху Кириллу. Кирилл слушал Ферапонта и проникался нетронутостью этого сурового края. В один из дней Кириллу явилась Божья Мать и велела идти в Белозерье. Он рассказал об этом Ферапонту и они вместе попросили у игумена Симонова монастыря благословения на монашеский подвиг. Получив благословение они отправились в путь.
2
Надо сказать, что оба монаха к тому времени были уже далеко не молоды. Кириллу было 60 лет, а Феропонт был и того старше. Пришли они на берег Сиверского озера, где основали Кирилло-Белозерский монастырь. Было это в 1397 году.
А через год Ферапонт покинул Кирилла и отправился искать место для второго монастыря. Как нам рассказал экскурсовод, ссоры между монахами не было. Изначально, выходя из Москвы, они отправлялись в далекий край нести слово божие и распространять веру. Поэтому после основания первого монастыря друзья решили, что Кирилл останется на Сиверском озере, а Ферапонт пойдет дальше. Через 20 километров Ферапонт вышел на красивый холм между двух озер и решил здесь основать вторую обитель.
2
Феропонт прожил в своем монастыре только 10 лет. В 1408 году можайский князь Андрей уговорил преподобного прийти в его столицу и основать там монастырь. В 77 лет Ферапонт покинул свою северную обитель и больше сюда не вернулся.
Вторым святым, чье имя неразрывно связано с Ферапонтовым монастырем является преподобный Мартиниан. Именно при нем монастырь достиг наивысшего расцвета. На территории монастыря над могилой Мартиниана в 1641 году была воздвигнута церковь.
3
За свою историю монастырь пережил много разных событий.
В 1612 году был разорен литовцами, в отличие от своего соседа, Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтов никогда не был монастырем-крепостью. Ограда, которую мы видим сейчас появилась только на рубеже 19 — 20 веков.
В 17 веке патриарх Никон провел здесь в заточении10 лет.
В конце18 века монастырь обнищал и был упразднен, а в начале 20 века был восстановлен по указу Синода и действовал до 1924 г. В этот год по решению Советсткого правительства монастырь был закрыт и находился в забвении вплоть до конца 60-х годов 20-го века. До того момента, когда искусствоведы, обнаружив материалы о фресках Дионисия, не начали сюда приезжать.
В1975 года монастырь стал музеем.
Территория монастыря очень маленькая, обойти ее можно минут за 10 -15. Все постройки расположены тесно и смотрятся как единое целое.
6
2
Самым главным зданием ансамбля является собор Рождества Богородицы. Это самое древнее здание на территории монастыря. Его построили в 1490 году, когда уже не было в живых отцов-основателей — Ферапонта и Мартиниана.
Именно этот собор в 1502 году расписал великий художник Дионисий. Ради фресок, которого мы сюда приехали.
3
1
О Дионисие известно очень мало. Поделюсь информацией, которую узнала от экскурсовода.
Точные даты рождения и смерти художника не известны. Предполагают, что родился он в 1450 году, а умер в промежутке между 1502 и 1520 годами.
В отличие от Феофана Грека и Андрея Рублева Дионисий не был монахом, поэтому сведения о нем весьма скудны.
Известно, что родился он в боярской семье Квашниных, что был женат на Марии и имел от нее трех сыновей: Владимира, Феодосия и Андрея. Двое из них стали живописцами и работали вместе с отцом.
3
Впервые о Дионисии упоминается в «Житии Пафнутия Боровского». В этой летописи рассказывается, что Дионисий со своим учителем расписывал собор Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. И еще в этой летописи упоминается история о том, как Дионисий однажды принес в монастырь баранье мясо и был с ним пойман. В то время, художники, работавшие над росписями, должны были жить в монастыре и соблюдать его устав, а устав монастыря не позволял вкушать скоромную пищу. Как гласит летопись, Пафнутий Боровский сделал Дионисию вразумление, после чего простил его и дал благословление на дальнейшую работу.
При жизни Дионисий стал признанным мастером и имел много заказов.
«Мастер преизящный» — говорили о нем современники.
2
Росписи Ферапонтова монастыря Дионисий создавал будучи зрелым художником. Здесь он работал вместе со своими сыновьями. Фрески в Ферапонтово называют лебединой песней Дионисия, т. к. именно здесь его талант проявился наиболее ярко.
Росписи собора Рождества Богородицы уникальны — они сохранились в первозданном виде. Отсутствие у монастыря средств не позволило поновлять росписи и записывать их новыми фресками, более соответствовавшими стилю следующих эпох. Это первозданное чудо состоит из 300 композиций размещенных на площади в 600 кв. м.
3
Стоит сказать, что Дионисий был современником Боттичелли, Рафаэля, Дюрера и Леонардо. Эти мастера творили в эпоху Ренессанса, и полет их кисти ничем не был ограничен. А Дионисий создавал свои творения в жестких рамках изографии. Можно только предположить, что мы могли бы видеть сегодня, не будь этих рамок. Ведь даже росписи сделанные по церковным канонам того времени позволяют экспертам называть Дионисия «русским маньеристом», отмечая его гениальность и созвучье работам великих мастеров Возрождения.
Какое же впечатление произвели на меня фрески Дионисия?
Это не описать словами!
В первый момент, поражаешься светлому цвету росписей. Золотистые фрески создают ощущение яркого солнечного дня, который окружает тебя со всех сторон! Чем дольше смотришь на них, тем больше проникаешься. Постепенно тебя начинает заливать счастье и ощущением легкости. Светлый радостный мир принимает тебя, и ты становишься его частичкой.
4
Ты вглядываешься в лица святых… В них нет грозной силы. Они как добрые родители готовы принять тебя в свои объятия, все понять и простить. Теплота разливается по всему телу.
4
Ты погружаешься в золотистое море блаженства, твоя душа взлетает к этим легким, почти эфирным образам. На душе становиться светло и радостно…
Ни одна фотография не может передать необычайную красоту фресок.
Здесь надо одновременно видеть все в целом и в деталях, сплетая образы воедино и деля их на фрагменты…
Это надо видеть своими глазами и чувствовать своей душой…
4
Я вышла из монастыря и направилась к озеру
4
6
Его гладь еще была скована льдом, но яркое солнце говорило о том, что лед скоро растает и в этот северный край придет ликующее лето и воцарится радость как на фресках Дионисия….
5
Я подошла к скамейке на берегу.
3
В отличие от моего друга, мне совсем не хотелось плакать. Перед глазами стояло увиденное. Душа была согрета и обласкана. Хотелось улыбаться…
P. S. : Фрески Ферапонтова монастыря фотографировать нельзя, поэтому в рассказе использованы фотографии росписей, размещенные на сайте Музея фресок Дионисия http://www.dionisy.com/