Караимские кенасы были для меня пунктом номер один для посещения в Евпатории. Но хотя мы и жили в 10 минутах ходьбы от них, попали только на 5 день нашего пребывания.
Караимские кенасы были для меня пунктом номер один для посещения в Евпатории. Но хотя мы и жили в 10 минутах ходьбы от них, попали только на 5 день нашего пребывания.
До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вёл к дому молитвы.
Кенасы — своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место. Только что вы стояли на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника, — а за воротами кенас будто начинается другое государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры.
Крымские караимы — один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму из проживает несколько сотен, а на Украине — не более тысячи человек. Во всём мире насчитывается около 2000 крымских караимов. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы — заботливый, добрый народ, у них всегда в почёте была благотворительность и образование. Караимов также называют загадочным народом: учёные сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в VIII—XII вв. н. э.
После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведётся на языке Библии — древнееврейском.
Караимизм как религиозная доктрина возник в VIII веке, но корни его уходят в далёкое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого Завета. Цель караимизма — служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто называют «хранителями Завета». Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведётся на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский. Перед молитвой обязательно омовение рук и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведёт на балкон, забранный деревянной решёткой. Службу в храме ведёт газзан (священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочерёдно с прихожанами. Это обязывает прихожан сосредоточить своё внимание на богослужении — не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить, какая молитва читается.
Кенасы — это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т. е. 60 на 30 м). Посетителей встречает портал главного входа, виноградный и мраморный дворики,
двор ожидания молитвы,
Большая (Соборная) и Малая кенасы,
монумент Александру I, который посетил кенасы в 1825 году,
здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната и, наконец, кафе национальной кухни «Караман». Несмотря на то, что объектов так много, дворики кенас можно пройти за несколько минут: всё расположено очень компактно.
Строить кенасы начали в 1803 году, на месте первого караимского храма в Евпатории. Строительство возглавляла влиятельная караимская семья Бабовичей. Прежде чем люди попадали в храм, они проходили небольшие дворики, что подготавливало их к встрече с Богом, к молитве. Стены Виноградного и Мраморного дворика украшают плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены кенасы. Плиты рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя плита датируется 1790 годом.
В лапидарии — остатки надгробий караимского кладбища. На территории кенас нет никаких могил, только мраморные памятники.
Затем мы попадаем во двор ожидания молитвы.
Когда-то здесь был ещё один вход в кенасы, из переулка.
И здесь же, на небольшой колонне, установлены солнечные часы.
Евпатория — один из самых солнечных городов Крыма, так что солнечные часы «идут» почти всё время. По ним встарь караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда строго запрещалось ношение любых предметов.
Храм закрыли в 1959 году: воинствующие атеисты разбили алтарь на глазах у верующих. Издавна караимские храмы украшались росписями, лепниной, позолотой, семисвечниками, драгоценными тканями, деревянной резьбой. Среди тканей и ковров, в Большой кенасе некоторые были привезены из Дамаска, но, конечно, они не сохранились, т. к. после закрытия храма здание долго занимали госучреждения. Соборную кенаса восстанавливали всем миром, как когда-то общими усилиями было построено караимское духовное училище имени Александра II. Евпаторийским караимам помогли общины Симферополя, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Бахчисарая, Киева, Севастополя, Николаева и даже Парижа. Теперь в дни, свободные от богослужений, храм открыт для туристов.
Рядом с кенасами — кафе национальной караимской кухни «Караман» и небольшой музей караимской истории и культуры. Многие экспонаты очень интересны: например, древний свиток Священного Писания, старинный брачный договор, первые печатные издания молитвенников с рукописными дополнениями, национальные караимские костюмы. Головные уборы этих костюмов может примерить любой желающий
В самих кенасах продаются книги о караимах, их истории, культуре, сборник рецептов блюд национальной караимской кухни.