Я долго размышляла над тем, что же мне больше всего понравилось в дворцовом комплексе Топкапы, который являлся резиденцией султанов в Стамбуле на протяжении почти 400 лет, а в наши дни воплощает собой былое могущество Турции в лице крупной мировой державы — Османской империи.
Постройки в характерном османском стиле, великолепные сокровищницы, где хранятся богатства султанов, накопленные за века их правления, «домашние» мечети и ворота, больше похожие на замки, как-то расплывчато, будто в тумане извлекаются из недр памяти.
Зато отчетливо и ярко запомнилось совсем другое. Фонтаны с резным декором, клумбы с розами всех оттенков красного и потрясающие потолки, которые, как узоры на пальцах, неповторимы и разнообразны. Все то, что во дворцах европейских правителей подается в качестве «сопутствующих элементов», в Топкапы почему-то привлекает внимание больше всего.
6
Резной фонтан в четвертом дворе Топкапы
5
Потолок в павильоне Священной мантии (четвертый двор Топкапы)
Топкапы необычен по своей структуре, потому что он, как матрешка, состоит из нескольких дворов — «авлу», выстроенных в иерархическом порядке. Прогулка по двум первым дворам и гарему подробно описаны в первой части. Осталось узнать, что скрывается за воротами оставшихся дворов.
Чем дальше в лес, тем, как говорится, больше дров. В отношении дворца османских султанов чем выше порядковый номер двора, тем более интимным и закрытым для посторонних он являлся.
4
Первый двор, который в 19 в. был превращен в публичный парк Гюльхане, относился к внешнему периметру и предназначался для прогулок, на нем также размещались служебные помещения — Имперский монетный двор, склад оружия янычар в бывшей православной церкви Святой Ирины.
Второй двор — это уже внутренний периметр дворца, куда допускались далеко не все. Здесь оглашались правительственные указы, проходили праздники в честь обрезания сыновей султана, принимались послы иностранных государств. Во втором дворе сохранились здания кухни, где готовили обеды на несколько тысяч человек, и дивана (верховного совета при султане) с возвышающейся над ним башней Правосудия как символом всевидящего ока султана.
Разумеется, самое интересное располагалось дальше, в третьем и четвертом дворах. Попасть в третий двор из второго двора можно было через Ворота счастья (Баб-ус-Саадет). Ворота так назывались потому, что счастьем было пройти через них. Это означало быть допущенным в святая святых, стать частью ближайшего окружения повелителя. Никто, даже великий визирь, не мог пройти через эти ворота без высочайшего дозволения.
4
Проходя через ворота, снова невольно задираешь голову кверху. На мой взгляд, в исламской архитектуре именно потолки, пышно украшенные разнообразными орнаментами, декором и лепниной, едва ли не самый красивый и впечатляющий элемент, который, к тому же, наполнен смыслом. Купол символизирует мир, а свисающая из его центра сфера, напоминающая по форме фонарь, — знания.
3
В третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султана, а значит они были не только сердцем Топкапы, но и всей Османской империи с ее централизованной верховной властью.
В третьем дворе протекала интимная жизнь султана: его гарем, покои матери султана (валиде-султан) и его сыновей (шехзаде), которые были скрыты от посторонних глаз, находясь несколько в стороне от основной жизни дворца.
По центру же третьего двора находится Зал аудиенций, или Палата прошений, где султан принимал великого визиря, послов иностранных держав и других высокопоставленных особ лично, восседая на троне, как и положено любому другому государю. Причем прежде, чем войти, просящий должен был поднести султану какой-нибудь подарок и уже только потом удостаивался аудиенции. В восточной традиции вручение подарков — важный ритуал, который демонстрировал отношение дарящего к одариваемого, степень его уважения и масштаб последующих просьб. Поэтому сокровищница султанов постоянно пополнялась весьма дорогими и редкими вещами, привозимыми в качестве подарков из самых разных стран (включая, конечно, Российскую империю).
Важно, что именно в Зале аудиенций султан общался с просителями лично, тогда как на заседаниях дивана, проходивших во втором дворе, присутствовал опосредованно — это было выше его королевского достоинства. Его присутствие символизировало окно, забранное золотой решеткой и называемое «всевидящим оком султана».
По своему масштабу Зал аудиенций сильно проигрывает тронным залам во дворцах европейских правителей и вряд ли произведет сногсшибательное впечатление.
4
Зато посещение Императорской сокровищницы, которая находится справа от Зала аудиенций в Павильоне завоевателя, наверняка перенесет вас в одну из сказок «Тысячи и одной ночи». Сокровищница, куда во времена Османской империи допускались только избранные, теперь открыта для всех желающих, и можно совершенно свободно любоваться богатствами, накопленными за века правления султанов — от одежды (кстати, весьма скромной) до украшений из драгоценных камней, от предметов быта до оружия и доспехов, от шедевров мусульманской каллиграфии до портретной галереи правителей Османской империи (что особенно уникально, так как живопись не являлась популярным искусством в мусульманских странах).
Султаны просто обожали дорогие подарки (без них на личную аудиенцию к султану было не попасть!) и ценные военные трофеи, без которых полководцы не смели показываться повелителю на глаза. Также сокровищницу пополняли местные ремесленники и ювелирных дел мастера, создававшие произведения искусства по приказу султана и членов его семьи.
К сожалению, внутри фотографировать нельзя, поэтому фото наиболее знаковых экспонатов я взяла из интернета.
Самый знаменитый экспонат сокровищницы Топкапы — бриллиант Кашикчи весом 86 карат, обрамлен золотой оправой с 49 мелкими бриллиантами. Это пятый самый большой бриллиант в мире, который, к тому же, входит в рейтинг 9 самых легендарных проклятых бриллиантов в истории человечества.
По преданию камень был найден совершенно случайно бедным рыбаком, копавшимся в горе мусора. Он не знал истинную цену бриллианта, поэтому обменял его на 3 деревянных ложки, потому что хитрый покупатель сказал ему, что это обыкновенная стекляшка. Цепочка продаж, обменов и подарков продолжилась дальше и дальше — следы камня находили во Франции, говорили, что он принадлежал Казанове и матери Наполеона. В итоге бриллиант все же вернулся на родину, где его заметил один из приближенных султана. Однако за бриллиантом закрепилась дурная слава. Все, кто был с ним связан, умирали не своей смертью, потому что его приобретение началось с обмана честного человека — рыбак получил за свою находку не причитавшуюся ему награду, а лишь жалкие ложки.
Из этой истории и пошло, якобы, прозвище бриллианта «Кашикчи», что означает «ложечник». По другой версии, все объясняется куда как банальнее — бриллиант напоминает каплевидную форму ложки.
4
Второй знаменитый экспонат сокровищницы — так называемый кинжал Топкапы, инкрустированный изумрудами и алмазами, подарок султана Махмуда I персидскому шаху, который был возвращен по причине смерти одариваемого. Именно он является главным героем одноименного фильма 60-х гг., в котором воры планируют выкрасть его из суперохраняемой сокровищницы дворца.
С кинжалом тоже связаны различные зловещие истории — якобы с его помощью убивали высокопоставленных особ по приказу султана.
6
Внимание моей мамы, большой поклонницы «Великолепного века», привлекло украшение для церемониальной чалмы султана (эгрет) с огромным изумрудом по центру (как сказали бы в те времена, «размером с яйцо»). Эгрет в восточной традиции является по сути аналогом короны — символом власти европейских правителей.
Султан Сулейман из сериала «Великолепный век» в традиционном тюрбане, украшенном эгретом, выглядит величественно, как и подобает правителю могущественной державы, соперницы самых блистательных европейских королевств и империй.
4
Трон Сулеймана Великолепного в музее Топкапы
2
Единственное мое фото из сокровищницы сделано в комнате, где выставлены доспехи, сабли, луки и другие предметы военного обихода.
2
Перечислять и упоминать все сокровища поистине необъятной сокровищницы султанов было бы бессмысленно — это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть». Магия драгоценных камней, мягкое и завораживающее сияние золота действует только тогда, когда сам, непосредственно собственными глазами, лицезреешь все это богатство в непосредственной близости, пусть и за пуленепробиваемым стеклом. Я была во многих музеях мира, но, наверное, мало какой из них сравнится с роскошью сокровищницы султанов, где каждую деталь, каждый камешек хочется рассматривать и хочется восхищаться.
Под конец, однако, и я, и родители все же немного устали от обилия экспонатов — их было слишком много, и от полученной информации мозг перегрелся, как старенький компьютер. Срочно понадобилось выйти из нескончаемых залов сокровищницы на воздух. Заканчивается она небольшой, но высокой крытой террасой с видом на Босфор. Здесь царит приятная прохлада — ветер с моря остужает нагревшиеся за время прогулки голову и тело.
5
Мама сказала, что султана Сулеймана в сериале часто изображают стоящим на такой вот мраморной террасе или на балкончике с резными перилами. Он устремляет взгляд на воды Босфора и даже в эти моменты, когда, казалось бы, находится наедине с собой, остается бдительным и собранным, высматривая в этой обманчиво спокойной синеве чужие корабли.
4
С террасы сокровищницы можно спуститься по ступенькам ниже и выпить чего-нибудь прохладненкого и перекусить на террасе дворцового кафе, скрывшись от жары под симпатичным белым зонтиком. Особым бонусом будет осознание того, что трапеза, пусть и недешевая в столь популярном туристическом месте, особенно приятна на фоне видов, которыми любовались когда-то могущественные султаны Османской империи.
5
4
Рядом с террасой находится небольшая мечеть (Sofa Camii), построенная относительно недавно остальных зданий во дворце — в 19 веке. Наше внимание с мамой (девочки такие девочки!) привлек небольшой розовый сад, разбитый у стен мечети. В восточной традиции роза — очень популярный и любимый цветок, а розовой водой регулярно умывались женщины гарема, чтобы сохранить молодость и красоту.
2
Если спуститься еще ниже, то сразу же оказываешься в четвертом дворе Топкапы — Софа и Хумайун. Четкой границы между третьим и четвертым двором и ворот между ними нет, однако четвертый двор все же выделялся тем, что был менее публичным.
В четвертом, самом интимном и закрытом от посторонних глаз дворе повелитель мог наконец отдохнуть вдалеке от своих многочисленных обязанностей и жен. Здесь сама природа создала укромный уголок для созерцательных прогулок и наслаждения тишиной. Спустившись вниз с мраморной террасы сокровищницы нельзя не заметить, что поток туристов резко сокращается. Людей и суеты меньше, солнца благодаря деревьям — тоже, поэтому лучше места для того, чтобы немного перевести дух, во всем дворце не сыскать.
1
Четвертый двор Топкапы представляет собой комплекс павильонов, часть из которых была построена в ознаменование военных побед султанов. Большинство из них каменные. Единственный деревянный павильон — Диванный, построенный перед тюльпановым полем. Трудно поверить, но изначально он использовался, как уборная. Впоследствии его переделали под домик для гостей.
Интерьер Диванного павильона ничем не отличался от виденного ранее в зале государственного совета при султане (который так и называется «диван») — те же мягкие уютные диваны по периметру, так и приглашающие всем своим видом прилечь и за кальяном неспешно обсудить дела. И снова единственное, что безусловно обращает на себя внимание, — это потолок со сложным золотым декором.
В наше пребывание перед Диванным павильоном никакого тюльпанового поля, конечно, не было. Вполне возможно, что увидеть алый ковер перед ним можно в апреле—мае, во время цветения тюльпанов. Зато рядом с павильоном примостились статуи животных. Не знаю точно, как они оказались здесь. Рискну предположить, что животные — это очередной подарок какому-нибудь из султанов.
2
1
Поднявшись по ступенькам Диванного павильона наверх, можно увидеть, пожалуй, самую красивую часть всего Топкапы, которая как раз и относится к четвертому двору.
3
Прежде всего, это большой декоративный бассейн с необычным резным фонтанчиком.
4
Павильон священной мантии и святых реликвий
1
Бассейн примыкает к колоннаде павильона Священной мантии и святых реликвий. В павильоне выставлены значимые для мусульман реликвии. Особенно ценной является мантия пророка Мухаммеда, находящаяся в золотом ларце (ее привез в качестве военного трофея султан Селим I), а также знамя Мухаммеда, отпечаток стопы, волосы из бороды и зуб пророка, два его меча, ключи от Каабы в Мекке и др. В знак особого почтения в комнате с мантией пророка муфтии зачитывают отрывки из Корана 24 часа в сутки.
Павильон значим в религиозном смысле не только для мусульман, но и для представителей иудаизма и христианства, так как здесь хранятся вещи, связанные с такими ветхозаветными персонажами, как Авраам, Иосиф и царь Давид.
Разумеется, в павильоне Священной мантии и святых реликвий фотографировать запрещено. Я успела сделать только фото потолка (ох уж эти потолки!), которым и открыла этот рассказ.
5
Потолок в павильоне Священной мантии (четвертый двор Топкапы)
Зато абсолютно свободно туристы могут себя чувствовать в других знаменитых павильонах Четвертого двора — Багдадском и Ереванском. Правда, они так похожи друг на друга, что можно запутаться, где какой. Для иллюстрации своей мысли ниже использованы фото вперемешку из Багдадского и Ереванского павильонов.
Это и не удивительно, потому что они построены примерно в одно и то же время — в 1630-е — в ознаменование военных побед султана Мурада IV и захвата, соответственно, Багдада и Еревана.
Оба павильона облицованы уже хорошо знакомой по Голубой мечети и мечети Рустема-паши голубой плиткой с абстрактным орнаментом.
4
По периметру обоих павильонов — все те же немного поднадоевшие к окончанию экскурсии диваны.
5
В обоих павильонах — непременные камины в средневековом стиле.
5
Окна забраны ажурной решеткой.
3
А верхние окна дополнительно украшены витражами.
Неужели никак нельзя различить между собой Багдадский и Ереванский павильоны без подсказки путеводителя? Оказывается, можно! Главное — посмотреть наверх, на пресловутый потолок. Потолки в павильонах, слава богу, разные!
Если сверху видны четыре окна, значит это Ереванский павильон.
4
Если в общей цветовой гамме потолка явно доминирует красный цвет, а из центра свисает шар — значит это Багдадский павильон.
2
Между этими павильонами находится комната с весьма интимным предназначением. В этой комнате проводилась важная в мусульманской традиции церемония обрезания (сюннет) наследников престола. Комната, однако, снова ничем не выделяется на фоне остальных, если бы не потолок. Понимите голову кверху. Если потолок похож на крышку сундука, то это определенно комната для обрезаний:)
4
Завершить рассказ о дворцовом комлексе Топкапы я хочу на мраморной террасе четвертого двора, откуда открываются волшебные виды на Босфор, бухту Золотой рог и район Галата.
6
В целом на террасе достаточно просторно — людей не так много, как в других частях дворца, но приготовьтесь немного подождать, чтобы сделать эффектный кадр в павильоне Ифтарийе — беседке с золотой крышей на четырех изящных колоннах. Говорят, эту беседку очень любил султан Ибрагим I. Ифтар означает время разговения после захода солнца. Так вот, под крышей этой беседки султан вкушал трапезу после целого дня религиозного поста.
2
Туристов на мраморной террасе четвертого двора значительно меньше, чем на террасе сокровищницы, но виды, на мой взгляд, интереснее. Особенно хорошо можно разглядеть Галата — второй по значимости исторический район Стамбула после Султанахмета и мосты бухты Золотой рог. Плотная застройка города, где старые и новые дома буквально растут друг из друга, демонстрирует, насколько в современном Стамбуле тесно переплелись будущее и прошлое, и не совсем понятно, кто из них все-таки побеждает.
3
3
Итоговое впечатление от посещения дворцового комплекса Топкапы
Я не могу сказать, что посещение Топкапы — строго обязательно в Стамбуле, как и посещение Версаля в Париже. Эти города из разряда тех, что самодостаточны и самобытны, и если вы ограничены по времени, то лучше прогуляться по улочкам и приобщиться к живой истории города.
В нашем случае не посетить Топкапы означало бы не получить полное представление о Стамбуле времен Османской империи, а именно Османская империя стала лейтмотивом нашей поездки. Мы жили в Султанахмете среди того, чтобы было создано султанами или при правлении султанов, вплоть до еды и напитков. И Топкапы оказался очень важным и нужным кусочком в этом пестром паззле. — без Топкапы он бы просто не сложился. Единственное, я думала, что обстановка в Топкапы окажется более роскошной и разнообразной, а впечатлять и восхищать будут не только потолки, фонтаны и бриллианты:)
Есть в Стамбуле и другие резиденции османских правителей, наиболее известная из которых — Долмабахче. Но и географически, и исторически, и архитектурно этот дворец далек от Султанахмета и султанов периода расцвета могущества Османской империи. Он — продукт 19 века, когда за империей закрепилось прозвище «больного человека Европы».
Мы видели Долмабахче с моря в рамках экскурсии на прогулочном кораблике по Босфору, мы видели его сбоку, когда проезжали мимо на автобусе hop on — hop off. Обстоятельное же посещение решили оставить на потом, чтобы невероятный объем информации, полученный всего лишь за 5 дней пребывания в Стамбуле, не превратился в полную кашу.