Раифский Богородицкий мужской монастырь — последняя точка нашей экскурсионной программы. В него мы едем, предварительно сдав номера в гостинице. За окном вновь мелькают минареты Кул Шариф, я в очередной раз фотографирую полюбившуюся мечеть. Приехав на место, мы слушаем рассказ Любови об истории обители.
2
Первоначальное монашеское поселение Раифа располагалось очень далеко отсюда, около священной горы Синай, омываемой водами Красного моря. Напавшие на Раифу варвары жестоко убили монахов, которые были позднее причислены к лику святых. Древняя история Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных много веков спустя возродилась на татарской земле.
3
Новый Раифский монастырь основал иеромонах Филарет. В поисках уединения он набрел на тихое и красивое место на берегу живописного озера и построил хижину. Было это в 1613 году, с этой даты и ведет свое летоисчисление Раифский монастырь. Спустя некоторое время к Филарету присоединились такие же монахи-отшельники, была построена часовня. Престарелый основатель обители к концу своей жизни вернулся в казанский Спасо-Преображенский монастырь, но его дело продолжили другие. В 1661 году казанский митрополит дал благословение на строительство первой деревянной церкви. Были также возведены стены монастыря и другие храмы, один из которых — во имя Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных — и дал название обители. Другая известная святыня освящена во имя чудотворной Грузинской иконы Божией Матери.
2
Пожар 1689 года уничтожил практически все монастырские постройки, в течение 1690 — 1717 гг. монастырь вновь отстраивался, но уже в камне. Неспешно текла жизнь в Раифской обители, монахи строили храмы и молились. Красный 1917 год принес новые порядки. В стенах монастыря в советское время попеременно располагались лесной факультет Казанского университета, колония для несовершеннолетних, ПТУ. Обитель возвращена верующим в 1991 году.
1
Монастырь сказочно красив. Все храмы великолепно отреставрированы, интересная, праздничная архитектура радует взгляд. У стен монастыря раскинулось живописное заснеженное озеро. Мы осмотрели основные храмы обители, зашли в Троицкий собор и церковь Грузинской иконы Божией Матери. Всем хорош монастырь, побольше бы таких восстановленных святынь, если бы не излишняя «туристичность». Все-таки, по моему мнению, святое место должно быть более тихое и умиротворенное. Здесь же, даже зимой, по территории слонялись толпы туристов, щелкали фотоаппараты, народ стремился запечатлеть себя любимых на фоне старинных храмов.
1
Еще читала, что на территории Раифской обители ежегодно возводят ледяные скульптуры религиозной и не очень тематики, что не совсем типично для монастыря. Скульптуры не видели, зато у рубленой избушки — сувенирной лавки(да, не гнушаются приторговывать в монастыре и сувенирами) обнаружили семью деревянных медведей. Передали им привет от нашего ярославского символа.
1
2
Еще на территории есть симпатичный домик-гостиница для паломников под синей островерхой крышей, около которого стоит непонятная скульптура. Что-то подсказывает мне, что жить там намного комфортнее, чем в аскетичных монашеских кельях.
3
Можете меня осуждать, но за красивой картинкой Раифского монастыря, несмотря на его древнюю историю, я совсем не почувствовала святости места. Казалось, все здесь поставлено «на поток», чтобы привлечь внимание туристов и заработать на них деньги. А для туристов (не паломников) Раифа просто очередная достопримечательность, которую вроде как надо посетить «для галочки». Возможно, я ошибаюсь. Просто устала, не смогла среди этой толпы сосредоточиться на восприятии святого места, почувствовать душевность. Да и сложно найти в чем-либо душевность, когда душа разодрана в клочья…
1
Собор Троицы Живоначальной(1904 — 1910 гг.) — самый большой и новый среди монастырских построек. Монументальный белокирпичный храм построен в псевдорусском стиле, оттого богато декорирован каменной резьбой, увенчан изумрудным пятиглавием крупных луковок-куполов. Храм славится замечательной акустикой. Внутри — все лаконично и сдержано, высокие белые своды, резной иконостас, свечи.
1
Собор Грузинской иконы Божией Матери(1835 — 1842 гг.) построен в стиле ампир, он строгий, простой, массивный. Над белоснежными стенами с голубыми узорами парит большой густо-синий купол на широкой шее-барабане. Именно в этом храме хранится знаменитый список Грузинской иконы Божией Матери. Святыня считается чудотворной, ей приписывают исцеления от многих болезней. Внутри храма очень богатые росписи, просто удивительно, какими яркими и сочными красками написаны библейские сюжеты! Богатый иконостас, позолота, тяжелые оклады, свечи, конечно, очень красиво, но народу здесь чрезвычайно много, мы даже не стали пытаться протолкнуться к чудотворной иконе, просто постояли в сторонке. Мне всегда неприятен такой ажиотаж вокруг икон, есть в этом что-то потребительское. И всегда интересно, неужели все эти люди глубоко верующие?..
1
1
Церковь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных(1708 г.) была построена на месте первого деревянного храма. Храм двухэтажный, ладный, беленький. Церковь напоминает свечку, будто вся стремится ввысь, к ясному январскому небу. Сходство со свечей храму придает очень необычное завершение: крошечный золотой купол с узорчатым крестом на длинной тонкой шейке-башенке лазоревого цвета. В этот узкий многогранный барабан посередине органично вписан еще один купол-луковка в бело-голубую шашечку, побольше, чем верхний. Почему-то эта конструкция живо напоминает мне трубы-минареты обычных казанских мечетей. Храм удивительно красив, нетипичен, сразу привлекает внимание.
1
Колокольня с церковью Михаила Архангела(1889 — 1891 гг.) — самое высокое сооружение монастыря, около 60 метров. Пятиярусная колокольня выполнена в русско-византийском стиле, как и все остальные монастырские постройки белоснежная и прекрасно отреставрирована. Первый этаж занимает надвратная церковь, вход в которую обрамлен массивным крыльцом. Над храмом высятся три четырехгранных яруса, завершенные лаконичной позолоченной главкой. Сводчатые проемы придают церкви-колокольне некую воздушность. На верхнем ярусе замечаем циферблат часов. Архитектуру колокольни не назовешь особо оригинальной, но все же она очень изящна.
2
Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии(1794 г.) входит в число самых миниатюрных по внутренней площади храмов России. Сама церковь расположена над двухэтажными братскими кельями, а в храмовой части могут находиться только 7 человек. Церковка маленькая, хорошенькая, беленькая, украшенная бирюзовыми узорами, увенчана голубой главкой на двухъярусной многогранной шейке. За счет высоких палат все строение выглядит высоким. А, вообще, конечно, было бы интересно побывать внутри.
В оставшееся свободное время мы осматриваем прочие постройки Раифского монастыря: братские корпуса, часовни, стены и башни. При обители действует так называемый детский корпус, в котором живут мальчики — бывшие беспризорники. Меня всегда радует, когда при монастырях организуют детские приюты, это правильное, благое дело. Дети ходят в школу, монахов к ним почем зря не пускают, мальчики живут обособлено. Грамоту церковную им, конечно, преподают, но каждый из них волен сам выбрать свой путь в жизни, только выпускнику решать, пойдет ли он учиться в семинарию или поступит в светский институт. Тут важнее другое: бывшие хулиганы становятся достойными людьми и, даже став взрослыми, не забывают о Раифской обители, помогшей им в трудные моменты жизни.
1
Мы вышли к озеру. С ним связана забавная легенда о молчаливых лягушках. Дескать, чтобы их весеннее пение не мешало молитве, раифских квакушек небеса лишили голоса. Так ли это — не знаю, а в январе они точно молчали, потому что… спали! Зато у озера мы обнаружили смешное дерево с ленточками — очень даже языческий символ под боком у православного монастыря. К чему бы это?
Монастырские открыточные виды, конечно, понравились, но сама Раифская обитель, если честно, особо не впечатлила. Ладно, хоть на свежем воздухе прогулялись. Довольно приятной получилась эта поездка.
ПРОЩАЛЬНЫЙ ОБЕД В КАЗАНИ
После посещения Раифского Богородицкого монастыря мы вновь вернулись в Казань. По плану был обед в кафе недалеко от нашей гостиницы. К огромному сожалению, название его я не запомнила, а очень бы хотелось посоветовать сие симпатичное заведение.
Кафе очень антуражное, с интересными интерьерами в русском стиле. Выглядит как настоящая деревенская изба, с бревенчатыми медовыми стенами, русской печкой, половиками, самоварами, кувшинами да рушниками. У двери стоит прялка, а на стенах развешены связки белого и розового чесночка. Так тепло, по-домашнему.
Прощальный обед был вкусным, сытным и обильным. Нам подали бульон с мягкими и ароматными булочками с мясом и грибами. На второе — что-то восхитительное из картофеля, мяса, сыра, овощей и соленых грибочков. Еды было так много, что мою порцию второго мы попросили положить в пластиковый контейнер, чтобы взять с собой (в этом славном кафе была такая необычная услуга).
С нами вместе за столиком сидели наши водители, с которыми мы мило поболтали. Ну вот, и подошло к завершению наше чудесное пребывание в Казани. Осталось лишь тепло попрощаться с этим гостеприимным городом и отправиться в обратный путь.
* * *
Подводя итоги, скажу, что Казани нам было мало. Вроде бы все основное посмотрели, даже на две загородные экскурсии съездили, а вот тех неспешных прогулок с картой в руках, блужданий по незнакомым улочкам, неожиданных открытий нам не хватило. Конечно, экскурсионная поездка — это хорошо, но намного интересней самим изучать город, вдыхать его воздух, пытаться понять его.
Из того, что не видели, но очень бы хотелось:Зилантов Успенский монастырь на Зилантовой горе и расписной Петропавловский собор. Интересно было бы съездить к знаменитому Храму всех религий в поселке Старое Аракчино, грандиозному сооружению, где мирно соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Вселенский храм продолжает строиться, объединяя под своей крышей религии. Идея его создателя мне импонирует, какой бы веры не был человек, он поклоняется Высшей силе, и как ты ее не назови, смысл, как и Бог, един. Можно долго рассуждать о веротерпимости и толерантности, а можно вот так, сломав стереотипы, примером показать, что вера — она одна, лишь бы эта вера была в доброе, светлое и хорошее.
Еще было бы неплохо приехать в Казань летом, чтобы полюбоваться ее замечательными фонтанами и волжскими просторами. Спуститься в казанское метро, пусть небольшое, но, наверняка, интересное. Еще раз пройтись по улице Баумана и восхититься стройными минаретами Кул Шариф. Искать на улицах и площадях разнообразных Зилантов. Погулять по парку 1000-летия Казани. Посетить кремлевские экспозиции и остальные музеи. Съездить в другие не менее интересные пригороды, наверняка, там есть, что посмотреть. Вот уже сколько планов, так, может, в Казань мы все-таки вернемся, хотя и не бросали монетку?
…Автобус уезжал в фиолетовую январскую ночь. Волшебство казанской восточной сказки закончилось, пора было возвращаться к проблемам и горестям обычной жизни. Мы знали, что будет нелегко, что предстоят новые потери, что в жизни будет еще немало черных полос. Но что-то светлое и доброе увозили мы в сердце из этого новогоднего путешествия. Словно символ ушедшего года – крылатый огнедышащий Зилант распростер над нами свои крылья, даруя свою защиту и покровительство.