Это не «отзыв об объекте» и не реклама одного из дежурных гидов. Это эссенция рассказа о множестве моих больших и малых путешествий в Рио-де-Жанейро. Просто так совпало, что многие из самых памятных мне картинок города каким-то образом зацепляют этот комплекс из двух скал, находящийся вблизи от входа в бухту Гуанабара, прямо между центром города и Атлантическим Океаном. Выглядит он очень гармонично: более высокая гора «Сахарная Голова» (Pão de Açúcar, 396 м) имеет площадь поменьше и выступает прямо в океан, а более массивная и широкая гора «Урка» (Morro da Urca, 220 м) обращена к центру города и служит промежуточной площадкой.
1
Лучший вид на это чудо природы открывается со смотровой площадки Mirante da Dona Marta, крайней левой точки горного массива Тижука. Её 340 метров более чем достаточны чтобы вознестись над городскими постройками, но всё же сохранить почтение к более знаменитой скале.
1
С высоты Корковадо (более 700 м) «Сахарная Голова» уже не кажется такой внушительной, хотя виды на неё тоже очень красивые. Канатная дорога доставляет от Красного Пляжа (Praia Vermelha) на «Урку» и «Сахарную голову» в два этапа. Первый из них имеет немного больший перепад высоты, но длина линии покороче, всего 600 м. Кабинки, вмещающие до 60 пассажиров, преодолевают этот участок со скоростью 21,6 км / ч. Второй этап имеет протяжённость 850 м, а скорость движения на нём достигает 36 км / ч. Таким образом, каждое из четырёх воздушных путешествий на маршруте туда и обратно длится около 3 минут. Эта транспортная система перевезла уже около 35 миллионов пассажиров, она отмечает свое столетие в 2012-м году, а на момент ее ввода в эксплуатацию в мире работало всего лишь две подобных — в Испании и в Швейцарии. Время от времени оборудование меняется, новые кабинки и устройства делают ее более комфортабельной. Даже стальные тросы подлежат периодической замене каждые 30 лет, сейчас уже установлен их четвёртый комплект. Второй участок канатной дороги хорошо виден с многих точек, при помощи оптики его можно рассмотреть и с Корковадо.
Кабинки как раз сейчас встречаются.
А это вид участка «Урка» — «Сахарная Голова» со смотровой площадки Доны Марты.
2
Со стороны Копакабаны «Урка» не видна, но «Сахарная Голова» почти на всех участках уверенно выглядывает из-за ближних скал.
1
Присмотревшись, можно заметить и движущиеся кабинки, и облетающие скалу вертолёты. Меньшая высота, относительное удаление от Тижуки и близость к океану делают «Сахарную Голову» менее чем Корковадо подверженной исчезновению в облачности.
Но тут тоже бывают и неблагоприятные для подъема периоды. В таком случае, «Урка» служит частичной заменой, а также плацдармом, с которого можно продолжить восхождение, как только облако начнёт уходить.
Сейчас маленькое облачко прилипло к скале так плотно, что даже прогулка по дорожкам на ее вершине становится проблематичной, видимость бывает меньше двух метров.
А в такой ситуации погулять уже можно, но посмотреть с горы — только вдаль. Ближние планы перекрыты «кольцом Сатурна».
Лучше всего отправляться на верхнюю станцию при таком вот раскладе. Хотя она и выглядит неприступной стеной, альпинисты уже проложили 38 различных маршрутов для восхождения без помощи канатной дороги, это самый разведанный и самый популярный объект для скалолазания в Бразилии. Наверху уже можно основательно осмотреться. Кабинки движутся на фоне главных красот города, и виды из них тоже соответствующие.
1
Встречный вид с «Сахарной головы» на «Урку».
1
Здесь на втором плане мы видим зелёный горный массив Тижука, с главной достопримечательностью города и страны — Корковадо.
А здесь фоном служат уже Копакабана и мыс Арпоадор (за которым начинается Ипанема).
На самом деле, ближний к «Сахарной Голове» край пляжа и района называется «Леме» (Leme, переводится как судовой руль), он является тупиковым и прямое сообщение отсутствует. Скала между ними это охраняемый военный объект, лестниц на ней нет, поэтому путь с Копакабаны к Сахарной голове лежит через тоннель и окружные улицы.
К тоннелю можно попасть по поперечной улице от высокого здания, выделяющегося на ближнем плане этого снимка.
Правее пляжных районов тянется цепочка скальных отрогов Тижуки, усеянных фавелами. А на дальнем плане видна плоская вершина Гавеа, находящаяся уже на значительном удалении. От Гавеа до Корковадо — сплошная стена зелёных гор, отделяющая престижный южный сектор города от его основной части.
А так выглядят сверху Красный Пляж и примыкающая к нему площадь с нижней станцией канатной дороги. В дорожной схеме города это один из многочисленных тупиков, а ведёт к нему недлинный и уютный проспект им. Пастера
Здесь видно как он проходит между водноспортивными клубами и красивыми зданиями и выводит к бойкому перекрёстку с внушительным торговым центром. После него — район Ботафогу, где есть и станция метро. Т. е. «Красный Пляж» и канатная дорога «Сахарной Головы находятся от нее в пешеходной досягаемости.
Правее Ботафогу уже районы Фламенго, Глория и центр города. Заканчивается этот участок намывной площадкой аэропорта Сантос Дюмон, а на дальнем плане виден мост Рио — Нитерой. О соседстве скалы и этого аэропорта стоит рассказать отдельно, а сейчас присмотримся к центральной части Рио.
Солидных многоэтажек здесь поменьше, чем в Сан-Паулу, но это тоже серьёзный мегаполис, к тому же бывшая столица страны. Многие центральные учреждения и общенациональные организации продолжают базироваться именно здесь.
Эти характерные административные здания с высокими башнями и широкими крыльями стоят вдоль главного проспекта города — им. Президента Варгаса. На дальнем плане этого снимка видна часть грузового порта. Ещё дальше просматриваются федеральный университет и международный аэропорт, они расположены на больших островах бухты Гуанабара. На другой стороне бухты уже другой город — Нитерой.
1
С левой стороны от этого интересного прибрежного бульвара, на скалистом берегу заметно незабвенное произведение Оскара Нимайера, это здание Музея Современного Искусства. В народе оно больше известно как «летающая тарелка» (Disco Voador)
1
Нитерой тоже располагает внушительными океанскими пляжами.
Устье «Январской реки», оказавшееся горловиной залива Гуанабара, охраняется фортами ВМФ, базы которого находятся в этой бухте. Движение военных судов бывает довольно заметным. Здесь также виднен разительный контраст качества воды в океане и в заливе. Нужно отметить, что граница эта подвижная, при определённых условиях она может смещаться настолько, что грязной становится и вода на части Копакабаны, а то и на всем этом пляже даже на Ипанеме и Леблоне.
А со стороны «Урки» и «Сахарной Головы» есть не только форт, но и небольшой уютный район города, доступ к которому есть только с того же проспекта им. Пастера.
Вечер на Сахарной Голове
После десятка дневных посещений этого замечательного места наконец-то удалось попасть туда именно вечером.
И ожидания себя оправдали.
Навстречу нам спускаются люди, которые в тот день таких картин не увидели.
А для нас открывается какой-то новый облик города. Его районы кажутся затерянными среди отрогов горного массива Тижука и его теней.
Посерела Копакабана. На дальнем плане этого снимка — мыс Арпоадор, после которого уже начинается Ипанема.
2
Горизонтальные лучи солнце как будто подпиливают вершину Корковадо на которой особо чётко выделяется статуя Христа.
Солнце быстро касается невысокого горизонта. Загораются фонари на улицах и набережных.
Из-за горки выглядывают соперничавшие с закатным Солнцем огни стадиона Маракана. В тот апрельский вечер на нём шёл финал (футбольного) чемпионата штата Рио де Жанейро, о чём повсеместно трещало местное радио.
Очередная группа туристов спешит оказаться внизу ещё засветло.
1
Краски быстро меняются, небо краснеет, а город прячется всё глубже в тень. Далёкая плоская вершина Гавеа смотрится ещё эффектнее.
Аэропорт Сантос Дюмон трудится в такие часы особо напряжённо.
Центр города и прилегающие к нему районы пока ещё не испытывают особого недостатка освещения, а находящийся вдали международный аэропорт уже засветился яркими огнями.
Неожиданным украшением другого конца моста Рио — Нитерой стали стоящие там на ремонте платформы для морской нефтедобычи.
Копакабана зажигает свои огни.
1
Ещё через несколько минут набережная Фламенго и центр тоже уже сияют.
Город Нитерой тоже выглядит сейчас очень привлекательно.
Теперь центр Рио уже полностью в ночном варианте.
Вернее в вечернем, футбольный финал на Маракане ещё не закончен.
Присмотревшись можно увидеть мелькание фар автомобилей на набережной магистрали.
Теперь уже и круизный корабль покидает причал Мауа. Значит и нам пора продолжить маршрут, в том случае это был однодневный визит в Рио на автомобиле.
Скала и самолёты
Бывая на Сахарной Голове в дневное время невозможно не заметить, как близко пролетают там самолёты, при взлёте или посадке в аэропорту Сантос Дюмон, да и вечеромэто тоже бросается в глаза.
1
Эта примерно 400-метровая вершина находится прямо на оптимальной траектории к или от ВПП, всего в 3,7 км от ее торца В зависимости от направления ветра, применяется одна из двух схем взлёта и посадки. Чаще всего тихим утром, ветер сползает с гор к океану, поэтому нужно заходить на посадку прямо от «Сахарной Головы». Для этого самолёты снижаются прямо под ногами туристов, стоящих на Корковадо, как бы прицеливаясь на «Сахарную Голову». Наблюдать такое лучше с Mirante da Dona Marta. Нередко занимательное зрелище немного осложняется влажной дымкой.
3
После 11.09.2001 такие сцены выглядят более устрашающе.
Но намерения тут самые мирные — развернуться у скалы.
Иногда это делается ещё ниже.
После этого самолёт проходит почти над набережной примыкающего к скалам района Урка.
Более крутой поворот можно совершить и на большем удалении от скалы.
Но пройти далеко от домов все равно не получится. Обычно эта дымка рассеивается только с помощью океанского бриза. При новом направлении ветра самолёты снижаются уже со стороны моста. Но теперь взлетают прямо к «Сахарной Голове».
2
Тут же следует энергичный манёвр влево.
Самолёты набирают высоту на фоне островов залива и большого горного хребта Serra dos Órgãos
Как и отправляющиеся из города корабли, они ищут выход из бухты. А внизу видно движение по мосту Рио — Нитерой и параллельных ему паромов.
1
В это время снижающиеся к Сантос Дюмон самолёты должны проходить прямо над аэропортом в поперечном направлении и заканчивать разворот над городом Нитерой и над мостом. Более плавному снижению над бухтой мешают трассы международного аэропорта, находящегося на острове, расстояние между ВПП всего 11 км.
1
Для наблюдателей находящихся на «Сахарной Голове» сближение взлетающих и снижающихся самолётов иногда даже кажется рискованным, зрительно они попадают на одну линию, а относительное удаление различается не сильно.
В вечернее время это движение продолжается, теперь его можно наблюдать по светящимся фарам.
Участвует в этом празднике пассажироперевозок и покидающий порт круизный корабль.