Национальный музей Бенин-Сити можно по праву назвать одной из главных достопримечательностей города. Здание своей круглой формой напоминает цистерну, к которой приделали сестренку меньших размеров.
Открытие состоялось в августе 1973 года. Ещё через три года возле входа появилась мозаика, оформленная в национальном стиле. В те годы с Нигерией мы дружили, оформление композиции показалось знакомым.
Я начал пытать нашего гида, не приложили ли к оформлению мозаики руку советские художники? Увы, то дела давние и Девид ничего толком не знает.
1 из 4
3
Город Бенин основан в X веке. Долгое время он был столицей Королевства Бенин, которое процветало с XIV до XVII века. После 1485 года в Бенине появились португальцы. Город разбогател в XVI–XVII веках на торговле рабами и на экспорте тропических продуктов, получив название — Берег рабов.
Бенин славился художественными ремёслами. После 1700 года, устав от бесконечных войн, империя пришла в упадок. Королевство Бенин распалось на множество княжеств. Возрождение произошло в XIX веке с развитием торговли пальмовыми продуктами.
Отметим, нынешнее государство Бенин в прежние времена называлось Дагомеей и входило в состав королевства. В 1958 году, после обретения независимости, на карте мира появилась Республика Дагомея. С 1975 г. она стало называться Народная Республика Бенин. В 1990 г. из названия убрали слово Народная.
В свою очередь, город Бенин, на протяжении тысячи лет, имени не менял. Увы, в мире о Бенин-Сити, о столице былого королевства, почти ничего не знают.
В конце позапрошлого века в Западной Африке колонизаторы стали углубляться внутрь континента. Здешние земли попали в зону британского влияния. В Бенине имелся свой король и существовала государственная система управления. Признавать над собой англичан, бенинцы не желали.
Британцы на первых порах старались договориться по-мирному. В начале 1897 г. они послали к королю Бенина парламентариев. Во дворце происходил религиозный праздник, на который чужакам вход был заказан.
Однако, нет, проделав трудный путь от побережья, парламентёры ждать не пожелали. Они стали ломиться во дворец. Король приказал чужаков убить, что и было сделано. Стерпеть подобного англичане не могли.
17 февраля 1897 года английская карательная экспедиция под командованием адмирала Гарри Роусона захватила и сожгла город, уничтожив большую часть сокровищ королевства Бенин.
Что представлял собой Королевский дворец, англичане до этого не знали. Теперь же, увидев предметы искусства, спешно организовали экспедицию. Научной либо археологической назвать оную сложно…
Уцелевшие ценности (бенинская бронза, портретные фигуры, бюсты и группы, созданные из железа, резная слоновая кость, латунь (условно называемая «бронза») были вывезены англичанами и в настоящее время выставлены во многих музеях мира.
Мы первые посетители. Дождавшись гида, заходим в музей. Сотрудники включают свет, дабы мы осмотрели экспонаты. После нас скульптуры и статуэтки вновь погружаются в привычную полутьму.
Фотографировать строго запрещено! Сперва снимаю втайне от всех, но видя что музейный гид не обращает внимания на щелчки моего Никона, перехожу к открытым действиям. В итоге удалось заснять почти всю экспозицию.
В музее собраны экспонаты со всей Нигерии, но большая их часть именно из Королевского дворца Бенин-Сити.
Посетителя встречают две изумительные головы. Первая из бронзы и относится, судя по всему, к XVI — XVII веку. Вторая, из терракоты, представляет культуру Нок.
Толстые губы и большие глаза характерны для йоруба. Судя по атрибутам, бронзовая скульптурка — голова короля. Между статуэтками может лежать тысяча лет, однако, глядя на лица, кажется, что художники изобразили родных братьев.
1 из 2
3
Артефакты культуры Нок представляют особую ценность.
1 из 2
1
Очень жаль, но в музее их не много.
1 из 2
1
Бенинские скульптуры результат долгого развития — это серьёзное и самостоятельное искусство со своими строгими законами и традициями. Фигурки могут поражать непривычностью образов, но при этом они изготовлены со вкусом и богаты разнообразием.
Считается, что бронзовые изделия у йоруба стали появляться с середины XV века. Голова с вертикальной шапочкой — королева мать. Художник XVI века постарался передать теплоту образа и уравновешенность пропорций. На мой взгляд, получилось великолепно.
Клара Цеткин утверждает, что Ленин в частной беседе сказал: «Искусство должно принадлежать народу.»
Так это или нет, спорить не станем. Но, если посмотреть в нигерийское прошлое, здесь искусство принадлежало королю. Без его ведома ни один ремесленник не мог отлить ни одной металлической фигурки.
3
Логичен вопрос, зачем они были нужны монарху? Здесь всё просто: йоруба не создали своей письменности, фигурки и горельефы олицетворяли историю, которая хранилась в королевском дворце.
1 из 2
1
По воспоминаниям очевидцев, резиденция государя занимала огромнейшее пространство и стены её были увешаны металлическими горельефами. На языке эдо (народность бини) металлические картинки называются ама.
1
Если говорить по-справедливости, на данный момент мы не знаем, как и чем жила знать и поэтому покровителем и заказчиком предметов искусства называется только король.
1
Повторюсь, на первый взгляд подобное искусство отдаёт примитивизмом. Дескать, мастера отливали то, что у них получалось. Нет, это не так, ама это реальная история в бронзе.
Мы видим, как бенинские мастера изобразили соотечественников в португальских шлемах. Скорее всего, шлемы перешли к африканцам в результате обмена.
2
Друзья, обратите внимание на правый горельеф. Оба (король) посредине, справа и слева два помощника. Они придерживают руки монарха. Просто так Оба руками пользоваться не может. Это символизирует ограниченность власти. Ноги у короля тоже довольно странные, на родную землю Оба не опирается.
1 из 2
Кто из бенинских монархов и когда оказался ограничен во власти, мы можем только гадать.
Записывая рассказ музейного гида, мне приходилось постоянно переспрашивать и фильтровать информацию. Особо удивительным стал факт, что пистолеты и порох, до прихода португальцев, в Бенине уже были. Местные ремесленники подобными секретами владели…
1
Ничего не поделаешь, африканцы сказки любят. Если так, перейдём к теме магии и волшебства. Здесь многое непонятно, но это вполне логично. Отдельные маски использовали во время праздников.
1
А вот зачем в карман клали магические символы и после на фестивале друг другу показывали, для нас так и осталось загадкой? Загадочная статуэтка баран — талисман из той же серии.
Любопытна чаша с дыркой — в неё клали орешки и приходили к жрецу с подношениями. Бронзовая пантера тоже имеет дырку, рядом лежит ложка. В пантеру заливали воду и она становилась магической. Ложка нужна была для обрядов.
1 из 2
2
Чашу с рыбой король использовал для подношений, если приходили гости.
1 из 2
2
Маска смерти изображена в виде горельефа. Подобную маску правитель присылал проштрафившимся подданным, тем, кто должен был умереть.
3
Законы в Бенинском царстве были жёсткие, но это помогало поддерживать порядок. В экспозиции представлен широкий меч, которым казнили преступников.
1
Есть и фигурка палача. На первый взгляд, вполне обычный человечек с мечом в правой руке держит в левой какой-то кругляшок. Увы, это отрубленная голова. Если палач с одного раза голову не отсекал, на плаху отправлялся уже он сам.
1
Впрочем, не всё так жёстко и сурово. Будучи в Камеруне, я купил бронзовых человечков. Кто они такие, никто объяснить не смог. Всё правильно, поделки родом из Бенина. В Камеруне их просто перепродают. Теперь я вижу, моя фигурка очень похожа на придворного бенинского музыканта.
2
На одном из стендов король и африканская птица с длинным расширенным на конце клювом, предположительно колпица. Музейщики не зря поставили их вместе. В давние времена птица одному из королей давала пророческие советы. Как-то раз король спросил, следует ли ему отправляться на битву. Птица стала предостерегать — не ходи, проиграешь.
Правитель оракула не послушал, отправился воевать и победил. В Бенине на протяжении многих лет проводится фестиваль, посвящённый этой битве. Короля чествуют, а птицу, все кому не лень, бьют палками по башке.
1 из 2
2
Уместно вспомнить анекдот про говорящую клячу, которая заверила игрока поставить на неё все деньги, шлёпнулась в лужу и неШМАгла добежать до финиша…
Тонкие черты лица, изящество и ажурность деталей — свидетельствуют о наблюдательности и эстетическом вкусе художников. Ощущение могущества передавали путём массивности литья.
1 из 4
1
Два деревянных трона, похожих на табуретки, явно не здешние. Для бенинского монарха они скромны. Подобные символы власти использовали царьки лесные, куда более бедные.
На одной уникальной фотографии запечатлён кто-то из Бенинских королей.
1
На другом фото святилище. Музейщики воссоздали инсталляцию подобного храма с бивнями слона и всевозможными посохами. Изображениям на бивнях придавалось особое значение. В этом случае подчёркивалось божественное происхождение власти.
По фотографии становится понятно, почему отдельные головы сверху имели дырку. Их ставили в святилище и дырка предназначалась для слоновьего бивня.
Очень жаль, но целиком сфотографировать композицию мне не удалось.
1 из 2
Музейное здание имеет три этажа. На втором и на третьем седой старины нет, но они тоже интересные.
Движемся по залу, изучаем экспонаты. Король с опущенным мечом — значит был мир.
1 из 3
2
Если оружие поднято вверх — довелось повоевать.
1 из 2
1
И в первом и во втором случае в трактовке лиц чётко прослеживаются национальные черты, а в одежде этнографические элементы.
На одном из стендов поделки из слоновой кости: украшенный резьбой бивень, аналогичные кружки и браслеты.
1
Широкий королевский меч скрещен с рубилищем палача. Насколько я понял, композиция символ былого Бенинского могущества.
Слева от мечей деревянный сундук из дворца соседствует с волшебной чашей. В неё наливали воду и вода становилась целебной.
1 из 2
1
На увеличенной фотографии британские археологи разложили артефакты. Речь здесь идёт о 1897 годе. Англичане сортируют горельефы уничтоженного дворца.
Вроде как они разграбили королевский дворец и вывезли в Лондон всё самое ценное… Но, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, когда уже в наше время местные музейщики прикручивают древние горельефы на саморезы, тут комментировать нечего…
1
Британцы королевскую власть демонтировать не стали, но монарха в правах ограничили.
1
На уникальных чёрно-белых фотографиях можно видеть как самого короля, так и в окружении англичан.
1 из 4
1
До глубины души поражает фото, где молоденькая Елизавета здоровается с мохнатым чудищем. В 1956 г. Елизавета II посетила Нигерию, входившую в Британское Содружество. Фотограф запечатлел рукопожатие Английской королевы и Бенинского короля.
Большое впечатление производил головной убор с двумя крыльями по бокам и высоким в форме цилиндра «воротником» из плотных рядов коралловых бус. Подобное одеяние появилось в середине позапрошлого века при правителе Осемведе.
На снимке мы видим: Елизавета в простеньком по нынешнем временам платье, Его Величество в национальном костюме, но туфли на ногах европейские.
4
Большой вклад в музейно-историческое прошлое Бенина внёс темнокожий американский фотограф Соломон Алонге. В 30-40-х годах прошлого века он сюда приехал и открыл фотостудию.
1 из 2
1
Состоятельные горожане нововведение приняли и с удовольствием снимались. Зал второго этажа почти весь состоит из фотографий Алонге.
Благодаря ему, можно видеть нигерийских модников и модниц прошлого.
1 из 2
2
Европейца старыми фото не удивишь, но здесь фотостудия стала настоящей экзотикой. На одном из снимков Алонге за работой вместе с помощниками. Историческую ценность составляют его фотоаппарат и краски, с помощью которых в последующем создавались цветные фотографии.
1 из 4
Увы, то, что было отснято и роздано в Бенине, в последствии пропало. Во всяком случае, музейщики ничего не нашли. Алонге вместе с плёнками, снимками и карточками уехал впоследствии в США, где скончался. Фотографии в Бенин передала его дочь.
Мы с интересом рассматривали монархов. На одном снимков король вместе с жёнами.
1 из 6
Молодая королева любила фотографироваться.
1
Рядом с её карточкой можно видеть похожую бронзовую голову. Скорее всего, девушку для истории не только сфотографировали, но и отлили в бронзе.
1 из 2
2
На третьем этаже в большей степени артефакты других штатов. Если верить музейщикам, огнестрельное оружие у бенинцев было. В конце 19-ого века допотопными винтовками бенинцы вооружались, выменивая их, дабы противостоять англичанам. Так это или нет, ответить затрудняюсь.
1 из 2
1
Артефакт в виде кольчуги в этой партии поставил моему сознанию окончательный мат. Зато щит воина удалось пощупать. От ружейной пули он конечно не спасал, но мечом или копьём его было не проткнуть.
1 из 2
Единобожие евреев, как и последующие христианство с исламом, зародились в пустынях, где гораздо меньший полёт фантазий. В Тропической Африке и особенно в экваториальном и субэкваториальном климате человек сталкивался с большим проявлением природных сил.
1 из 3
1
И нет ничего удивительного, что религии Западной Африки политеистические.
1 из 3
1
Деревянные маски и фигурки, собранные со всей страны, рассказывают о самых разных божествах. Здесь уже не придворное, а именно народное искусство. Оно слегка грубей, но динамика и выразительность остаются в силе.
Коротконогие фигурки при беглом осмотре в очередной раз кажутся примитивными. Но, присмотревшись внимательно, сразу замечаешь, что верхнюю часть тела мастера отобразили правдиво. Грудь африканки отличается от груди европейской женщины и здесь мы видим именно африканок.
1 из 4
1
Один из божков представлял собой женщину окружённую детьми. Этому богу молились, дабы родилось много детей.
2
Когда проходит карнавал, подобный бог обязательный участник фестиваля, как и всевозможные боги вуду.
1 из 2
1
А здесь мы видим доску для гаданий, которую использовали жрецы.
1
Скажу честно, от Бенинского музея я получил колоссальное удовольствие!
1
Экскурсия вместо положенного часа продлилась два. По окончанию оной, мы спросили экскурсовода про туалет? Тот куда-то убежал и после предложил следовать за ним. Пройдя через небольшую кухонку, мы оказались в кабинете директора. К нему прилегала ещё одна, закрытая снаружи.
У директора оказался личный туалет и вход туда располагался напротив стола… Первый раз вижу подобное. Существует ли в музее общий, я так и не понял.
Вот уж где действительно, высокая культура и искусство не совместимы с бытовухой.