Если вы попали в Лагос — Национальный музей Нигерии для посещения обязателен!
Если вы попали в Лагос — Национальный музей Нигерии для посещения обязателен!
Он основан британскими археологами в 1957 году и расположен в старом городе. Неподалёку от музея на всеобщее обозрение выставлены старые авто.
В справочниках сообщается, что в музее находится расстрелянный автомобиль, в котором был убит в 1976 г. глава страны генерал Муртала Мухаммед. Жаль, но мы автомобиля не увидели. Спросить про него забыли. Думали, вернёмся, увы, не получилось.
Основными посетителями являются школьники.
На экскурсии они приходят целыми классами.
Перейдём же, наконец, к описанию музея и его экспозиции. У входа, возле билетной кассы, расположен киоск, где торгуют сувенирами: как новыми, так и раритетными. Рядом огромная дверь из кусочков железа.
В Лагос она попала после похода на соседей. В качестве трофея её привёз кто-то из местных королей. Какое-то время дверь хранилась во дворце, на самом видном месте, и вот теперь стала музейным экспонатом.
Только я примерил в рамку камеры дверь, как меня одёрнул хор из множества голосов — фотографировать в музее запрещено!
Вот тебе и раз? Казалось бы, у Нигерии достаточно сомнительный имидж на международной арене. Если приезжают туристы, пусть они делают фотографии, дабы рассказать о культуре страны, о традициях её народа. Увы, нет…
В последующем что-то мне удалось снять, а что-то нет, при этом качество фото оставляет желать лучшего. Так что, друзья, не обессудьте.
Здание музея представляет каре с внутренним двором. Посетителя встречает бронзовая фигура женщины воительницы в национальном костюме — это королева мать народа йоруба.
По обеим её щекам вертикальные шрамы-тату — они обозначают принадлежность к йоруба. В правой руке меч, в левой круглая плошка для предсказаний.
У йоруба не было письменности. Свою историю народ передавал в виде мифов, либо в виде бронзовых фигурок, которые изготавливались по заказу короля. В данном случае королева мать скульптура современная, но её история, как считают нигерийцы, подлинная.
В средние века право на трон имел один единственный род. Власть передавалась от старшего брата к младшему и далее к ещё более младшему, после чего королём становился сын старшего брата и далее правили его сыновья.
При коронации существовал обычай: новый король занимает трон, но его мать при этом казнят. Подобное объяснялось тем, что если мать останется жива, боги нашлют беды. Королевство постигнут стихийные бедствия, придут голод и неурожаи.
На самом деле жрецы боялись влияния матери на короля, но в открытую об этом не говорили. Ради справедливости отметим, бывало и так, что мамка сына сама убивала и занимала трон.
Заступивший на престол Агенсуа очень сильно любил свою мать. Агенсуа не стал её казнить, как того требовали жрецы, он её спрятал. И вот после двух лет, видя, что ничего не произошло, правитель родительницу народу показал, чем вызвал всеобщее ликование. Мать Агенсуа была опытным воином, обладала даром колдовства и помогла сыну победить во многих баталиях.
После подобного варварский обычай ушёл в прошлое. Мать короля Агенсуа почитается йоруба как мать нации.
Крытой галереей передвигаемся по музею дальше. Возле резного королевского трона помост, на котором стоял король, приветствуя народ во время фестивалей и ритуальных церемоний. Рядом скульптура раба.
Воитель изобразил молодого мужчину, пытающегося сбросить кандалы. Дабы он не орал, во рту несчастного скреплённая цепями палка. Оковы сдерживают движения тела, но душа остаётся свободной.
Рабство и работорговля одна из самых тяжёлых страниц Нигерии. В последующем мы поговорим об этом более подробно.
В уличной галерее несколько стендов, где представлены терракотовые фигурки, кувшины, чайники и кастрюли как глиняные, так и железные. На территории Нигерии секретом обработки железа люди владели издавна. Зато ракушки и бусинки, вплоть до пришествия европейцев, использовали в качестве денег.
Среди уличной экспозиции особое место занимают большие камни в форме человеческих голов. Что обозначали наши половецкие бабы, стоявшие в степях, точного ответа до сих пор нет. Здесь же подобные головы, обработанные гравёрами, разграничивали территории племён и королевств.
Горельефы на лицах обозначали принадлежность к определённой народности. Глядя на подобные шедевры, невольно восхищаешься неизвестной культурой. Ёе древние художники обладали мастерством, инструментами, знаниями, художественным вкусом и умением соблюсти пропорции.
Заходим в первый зал. Он сразу у входа и посвящён рождению человека.
В настоящем йоруба исповедуют ислам и христианство, но и не забывают свою политеистическую религию Ифа Ориша.
В данном культе более 400 богов + король народа йоруба. Последний имеет божественное происхождение, и, в отличие от других богов, имеет возможность разговаривать с людьми. Впрочем, не будем забегать вперёд, о короле я расскажу в другой части.
Одна из самых значимых — Богиня Жизни. Мастера йоруба изображали её в виде женщины, окружённой детьми. Подобной статуэтке молились, дабы совершилось зачатие и чтобы роды прошли успешно. Слева от богини ещё три бога помогающих при деторождении.
Беременная женщина куда попало сесть не могла, для неё существовала особая полукруглая табуретка. Тут надо отметить, задницы у местных дам, как правило, большие. На обычную табуретку женщина могла и не приземлиться, промахнувшись. Так что, тут всё логично и никакой магии.
После родов плаценту отрезали, клали в специальный горшок и закапывали. Женщину и ребёнка натирали специальными маслами (карите). Комнату обкуривали благовониями. Создавая атмосферу праздника, а также помогая жрецу в проведении церемонии, музыканты играли на специальных для такого случая инструментах.
Жрец всегда имел при себе полукруглую доску и несколько мелких предметов (ракушки и орехи), которые разбрасывал по доске. Падая на светлую и тёмную сторону, могло выпасть 256 комбинаций, каждая из которых называется оду. Таким образом жрец предсказывал судьбу ребёнка, советуя родителям, как назвать новорождённого.
В 2005 г. подобные ритуалы включили в список шедевров устного и нематериального наследия человечества, а в 2008 г. их причислили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
У различных народов Африки свои собственные представления о красоте. Дабы девушка удачно вышла замуж, её откармливали. Толстая — значит здоровая — такая родит много.
Согласно статистике, на каждые 20 родов в Нигерии появляется на свет одна пара близнецов. Город Игбо-Ора является их негласной столицей. За год там рождается 50 и более двойняшек.
К близнецам в Нигерии всегда существовало особое отношение. Если рождались близнецы, для семьи изготовлялись две похожие фигурки. Даже если один ребёнок умирал, фигурки хранились вместе. Разлучать их было нельзя.
Если говорить об исторической правде, мне показалось, что в отношении близнецов Девид чего-то не договаривает. На стенде присутствовали две фигурки братьев, одетых по-разному. Одного нарядили в дорогие облачения с ракушками каури, другой был в простой рубахе.
Насколько я знаю, когда охотники-собиратели кочевали по Африке, прокормить двойню женщине было крайне сложно. В Центральной Африке у многих народов существовал обычай — мать собственноручно душила одного из близнецов. На этом месте ставилось что-то по типу алтаря, при этом куклы обоих близнецов оставались в семье.
Здесь мы как раз и видим нечто подобное. Перед одним ребёнком извиняются, облачив его в каури, другой, кому выпала жизнь, одет попроще.
До английского завоевания Нигерии роль денег выполняли небольшие белые раковины каури. За восемь раковин можно было купить полоску ткани для набедренной повязки, за тысячу — корову, за 33 тыс. — раба. Нигерийцам и сейчас нравятся эти раковины. Ими украшают ожерелья, сумки и одежду.
Кольца и браслеты — приданное невесты. Приходя в дом мужа, жена должна была иметь собственный коврик.
Впрочем, тут всё не так радужно. Дабы женщина не изменяла и не стремилась на сторону, проводилась церемония женского обрезания. Инструменты для подобной операции представлены на одном из стендов. Рядом женские гребни, а также приспособления для татуировок и для набивки шрамов.
Забегая вперёд, отмечу, в настоящем городские люди тату и шрамов, дабы обозначить свою народность, не делают. В деревнях разрисованные лица встречаются, но мало.
Один из экспонатов напоминает раздвоенный топор. Это остриб — символ власти жреца. Он изготовлялся из дерева и украшался узорами.
По словам гида, про йоруба есть упоминание в Торе. Подобный остриб имелся у Моисея. Обладатель предмета получал Божественную помощь и напутствия.
Для церемоний жрец одевался в белые одежды. В случае войны ему полагалось особое копьё.
У жрецов йоруба существовало множество ритуалов для вызова духов, а также при проведении коронации. Железный меч с широким лезвием — символ королевской власти.
Район Лагоса исторически обжили йоруба и именно поэтому основной упор в музее делается на них. На следующем стенде ткацкий станок. По соседству с ним головной убор жреца, который венчал голову во время праздников и инициаций.
На севере страны живут хауса. Их домик по форме круглый. У йоруба, как и у других, земледельцев — квадратный. Зато внутренняя начинка ничем не отличается: посредине очаг, по бокам горшки, циновки и утварь.
Йоруба полагают, что именно их религия Ифа Ориша дала толчок развитию вуду и целому ряду подобных культов.
Во время праздников в селениях разыгрывались костюмированные действия.
Одевать маски и плясать в них, дозволялось только посвящённым, как правило, юношам, прошедшим обряд инициации.
Танцы и праздники имели две цели: задобрить богов и отогнать злых духов.
В каждой деревне, где исповедовалось вуду, имелся свой колдун. Если селения друг с другом воевали, колдуны между собой тоже сражались. На одном из стендов выставлен на показ «бронежилет» колдуна, а также сумка со злыми куклами, которых он тыкал иголками, дабы навредить противнику.
Похожая на корону шапка, была обязательна при проведении обрядов.
Посох и фигурки служили для тех же целей.
Запомнились: трон короля — обычный пенёк, разрисованный узорчатыми рисунками, и вполне обычный плетёный стул, куда садился колдун для телепортации.
При похоронных обрядах приносились в жертву: петух, две разные курицы, либо собака. Их фигурки представлены в музее.
Рядом с музыкальными инструментами костюм шамана. Колдун одевал его и общался с предками, узнавая, всем ли они довольны.
Если муж умирал, вдова одевала особую маску.
Чтобы задобрить усопшего, проводился специальный обряд. Тело обмазывали особой мазью, заворачивали в белую одежду и клали на коврик.
Когда покойника несли, дабы закопать, в этом случае также надевали маски.
Смерть чем-то ужасным в западно-африканских религиях не является.
Трудно понять представление нигерийцев прошлого о загробном мире, и тем не менее смерть тоже нашла отражение в масках. Одна из таковых так и называется — маска смерти.
Она на ножках и приходила в дом сама. Точнее, её посылал король тому, кого хотел казнить.
Впрочем, колдовство и магия работают не всегда, иначе Гана, Того, Бенин и Нигерия давно и по много раз были бы Чемпионами мира по футболу.
Приведу интересный пример из истории Нигерии. Город Ибадан на юго-западе страны с языка йоруба переводится как «Около саванны». С 14 по 18 век Ибадан являлся столицей государства Ойо, созданного народом йоруба.
Могущество Ойо основывалось на богатстве и военном превосходстве, усиленном конницей. Номинальной властью обладал монарх (оба), носивший титул Алафита (Хозяин дворца), но реальная власть принадлежала касте языческих жрецов и сановников.
Если правитель, принимая неугодные решения, надоедал, ему посылали яйцо попугая или пустой калебас. Подобное обозначало, что он должен «уснуть» — умереть.
Один раз был случай, когда правитель выполнить «волю богов» не пожелал. Случилось обратное, король перебил жрецов и сановников, после чего много лет правил долго и счастливо.
Отметим, что среди экспонатов есть вещи вполне обычные, но есть и уникальные!
В 1932 г. возле деревни Нок были обнаружены загадочные фигурки из глины. Позже подобных артефактов стали находить в больших количествах. Далее выяснилось, самым старым скульптуркам 2500 лет. Неизвестную цивилизацию, которая создавала фигурки, так и назвали — культура Нок.
Считается, что культура Нок была первой в центральной Африке, перешедшей из каменного века в железный. Именно с её расцветом, который датируют 100-200-ми годами нашей эры, связано начало железного века в Африке к югу от Сахары в Центральной Нигерии, и появление западноафриканской пластики.
Терракотовую культуру Нок называют главным свидетельством расцвета Африканских цивилизаций, и выдвигают предположение, что их социальный строй в конечном счёте развился в более позднее сообщество в плоскогорьях Джос.
Нок причастны к повсеместному распространению металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью так называемого «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл.
Чтобы художник что-то создавал, нужен тот, кто будет оплачивать работу. Учёные до сих пор спорят, что обозначали терракотовые фигурки. Скорее всего, они символизировали ушедших в иной мир. По фигурке можно было определить, чем человек занимался. Изображения ставили на могилах. А вот в последующем, когда в культуре Нок стали появляться металлические головы, они обозначали высших сановников и королей.
Казалось бы, Африка не знала ни Аристокла, ни Бернини, однако соблюдение пропорций древними мастерами впечатляет!
Умение обрабатывать железо создавало преимущество перед соседями. Металлический наконечник пробивал шкуру и наносил рану более серьёзную, нежели кремневый или деревянный.
Культура Нок дала толчок в развитии последующим царствам-государствам. Из Нигерии и Камеруна вышли банту, перемешавшиеся с другими народами Африки, в результате чего Африка стала чёрной.
Каждый год в Лагосе проводится красочный фестиваль. Его участники облачают головы в широкополые шляпы, особая белая одежда полностью закрывает лицо и тело. Закрытые тканью руки держат палки, напоминающие биты. В таком виде они ходят по улицам.
Что это в точности обозначает, я так и не выяснил. В любом случае, действие красочное!
По множеству причин предки современных нигерийцев своей письменности не создали. Повторюсь, прошлое они передавали потомкам при помощи металлических горельефов и бронзовых фигурок. Первых увиденных португальцев с ружьями, в доспехах и шлемах нигерийцы приняли за богов и потому отливали их в бронзе.
Мне было очень интересно понять, как учителя будут подавать рассказ о тех или иных предметах детям. Увы, всё прошло буднично и без пафоса. Ребят проводили от стенда к стенду и спокойным тоном что-то рассказывали. Для нас все эти маски и предметы вуду являются экзотикой, а для нигерийцев подобное обыденность.
Ну и если кто-то заинтересуется темой, про подобный музей с элементами магии, я уже писал. Он находится в Гвинее в городе Кисидугу.
Продолжение — Нигерия. Ч — 4. Теории и судьбы. Йоруба