В августе 2018 г. в Ватикане было пасмурно после недавно прошедшего дождя. Правда, самый острый момент мы провели в Пинакотеке и грозу как-то не заметили. Потом, хотя и устали, решили навестить Собор Святого Петра.
А вот и начало очереди в Собор, где-то на дальних подступах…
3
Надо сказать, создание Собора связано с многими славными именами. Заложил его в 1506 г. папа-воитель Юлий II, а закончен был Собор только в 1626 г. В разные годы его строительство возглавляли Браманте, Сангалло, Рафаэль Санти, Микеланджело, Бернини… Всего там в списке полтора десятка имён.
На этот раз относительно близко заснял только фасад Собора. Над фасадом — фигуры Христа и его апостолов.
3
Фасад Собора Св. Петра. Архитектор К. Мадерна, 1607-1612.
Перед фасадом, уже на площади — статуи Святых Петра и Павла (1847). Одного из них здесь даже видно (сразу за экраном). Вот он, укрупнённо — это Святой Павел.
2
Скульптурное изображение Святого Павла перед Собором Св. Петра
Считается, что Микеланджело разработал основные решения невиданного по тем временам купола собора, который он начал в 1547 году, но не успел завершить. Закончили его работу Джакомо Делла Порто и Доменико Фонтана в 1590 г. До сих пор это самый высокий (для христианских храмов) купол в мире.
Из истории создания Собора известно, что к куполу там многие приложились. Чтобы никому не было обидно, в последний момент (1607–1612) к собору пристроили вот этот портал, за которым купола не видно. Ну то есть видно, если издалека смотреть.
Собор и площадь Св. Петра в Ватикане. Фото автора, май 2014 г.
А в этот раз купол собора мы наблюдали с задней стороны, на фоне хозяйственного дворика, дождя и грозовых туч.
4
Внутренний двор Ватикана под дождём, август 2018
Тем временем очередь наша подошла (примерно час стояли). Зашли в собор. Усталость и общее неважное настроение сделали своё чёрное дело: большинство фоток внутри Собора оказались нечёткими или смазанными. Поэтому даю здесь только те, что хоть как-то получились.
Внутри поражает прежде всего грандиозность пространств и всего, что есть в Соборе. Здесь я представляю лишь малую часть того, что там есть и что мы видели.
В самом центре Собора — киворий (балдахин) невероятной красоты, с витыми колоннами. Высота его больше 20 м, но на фоне всего остального это как-то не ощущается. Расположен точно под главным куполом Собора.
5
Киворий над гробницей Святого Апостола Петра. Архитектор Джованни Лоренцо Бернини. 1624—1633. В отдалении видна кафедра Святого Петра того же автора.
А вот и сам купол, так он смотрится изнутри. Оформление издалека (снизу) выглядит весьма скромно, хотя должен признать, что качество моей съёмки не позволяет разобрать многочисленные картины и портреты, изображённые внутри каждой геометрической фигуры в мозаике купола.
2
Главный купол Собора Св. Петра в Ватикане
На следующем фото, мне кажется, особенно впечатляет грандиозность всего сооружения в сравнении с крошечными фигурками внизу.
6
Фрагмент Собора рядом с киворием
Внутри Собора в многочисленных нишах расположены скульптуры святых с «ассистирующими» им аллегорическими фигурами. Вот одна из таких композиций.
2
В конце центрального нефа под балдахином — бронзовая скульптура сидящего апостола Петра. Считается, что она была создана итальянским мастером Арнольфо ди Камбио в XIV веке ещё для старой базилики, когда-то стоявшей на месте нынешнего Собора. Сейчас эта статуя является одним из мест паломничества верующих в Соборе.
4
Апостол Пётр. Скульптор Арнольфо ди Камбио (1245-1310).
Но всё-таки в Соборе больше изображений и изваяний римских пап разных периодов. Вот даже на предыдущей картинке, если поднять взгляд — увидим одного из них, папу Пия IX.
Скромно, а ведь он был римским папой 32 года, с 1846 г. до самой смерти в 1878 г. Состоял в сложных отношениях с Российской империей. Известный богослов. В некоторых церковных и светских кругах считается антисемитом. Однако папа Иоанн-Павел II в. 2000 г., несмотря на сопротивление итальянского правительства, объявил о причислении Пия IX к лику блаженных.
Кроме этого портрета с памятной доской, существует также стеклянный саркофаг с мощами блаженного Пия IX в. одном из гротов Ватикана на глубине 3 м под Собором.
2
Памятная доска и портрет папы Пия IX над скульптурой апостола Петра
Проходя по Собору, видим пышный мемориал Льва XI, который успел пробыть папой меньше месяца, с 1 по 27 апреля 1605 года. На этом посту ничем не успел отметиться, вон даже женщины у надгробия отвернулись, одна так и совсем заговорилась…. Запомнился этот папа тем, что в миру он звался Алессандро Оттавиано и происходил из знаменитого флорентийского рода Медичи.
2
Мемориал папы Льва XI
Следующий мемориал посвящён папе Иннокентию XI (1676–1689). Отличался чрезвычайной бережливостью и расчётливостью. Запретил в городе азартные игры, закрыл театры как рассадники порока, а женщинам запретил носить платья с глубоким декольте. Между тем, многие католики считают его первым папой, чьё тело было обнаружено нетленным спустя 267 лет после его смерти. Тогда же (1956) римский папа Пий XII объявил его блаженным.
Невероятная посмертная судьба Иннокентия XI, видимо, каким-то образом повлияла на мой фотоаппарат, который выдал вот такой полунегатив. Я подумал — и оставил.
3
Надгробие папы Иннокентия XI (1676-1689)
Вероятно, если обойти все надгробия и мемориалы (а здесь их насчитывают более четырёх сотен), то ещё много интересного из истории церкви можно было бы узнать…
Кроме скульптур, есть в Соборе настенная живопись. То есть, это и не живопись, не фрески, характерные для католических храмов эпохи барокко. Мозаики более свойственны раннехристианским храмам (например, в римской Санта Мария Маджоре, о которой есть мой отзыв https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/temples/2898/responses?id=7246 , сохранились мозаики IV века), позднее — храмам восточнохристианским, например, Византии.
В Соборе Св. Петра изначально было решено отдать предпочтение мозаикам, возможно, из стремления подчеркнуть назначение именно этого храма как главной святыни всего христианского мира.
Ещё одна мозаика, изображающая сцену из «Деяний апостолов», основана на картине Ронкалли 1599–1604 годов.
3
Мозаика на тему «Деяний апостолов», 1725-1727
В Соборе, в первой капелле справа от центрального нефа, находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета», созданная в конце XV столетия. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Я пытался её заснять, но получился «пшик». Поэтому здесь привожу фото с копии, установленной у входа в Музеи Ватикана. Точная копия с оригинала была изготовлена по заказу Ватикана в 1975 году.
4
Микеланджело. «Пьета». 1499. Копия.
На мой взгляд, одна эта небольшая по объёму скульптура, выполненная молодым мастером в возрасте двадцати четырёх лет из цельного куска мрамора, стоит десятков других скульптур в Соборе Св. Петра. Но это всего лишь моё личное мнение.
А в общем, приглашаю всех, кому повезёт побывать в Риме, обязательно посетить Собор Св. Петра в Ватикане. Не буду описывать, как туда добираться и пр., эту информацию проще найти на сайтах Ватикана и Собора.
Но вот что обязательно бы рекомендовал: 1) заранее отнестись к Собору Св. Петра как к самому важному Музею Ватикана; 2) посвятить посещению Собора целый день и осмотреть его не спеша; 3) предварительно изучить многочисленные схемы, статьи и отзывы о Соборе, чтобы хоть как-то в нём ориентироваться и заранее наметить то, что нужно обязательно осмотреть лично.