Римская церковь Санта-Мария—Маджоре (Basilica Papale di Santa Maria Maggiore) расположена на площади Эсквилин (Piazza dell’Esquilina) недалеко от вокзала Термини (Roma Termini). В 5 минутах пешего хода от неё находится отель Rex на via Torino, в котором мы с женой так удачно остановились во время визита в Рим в августе 2018 года https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/hotels/4835/response/10167
Разумеется, посещение одной из самых знаменитых церквей Рима было в списке обязательных пунктов нашей программы. Уезжали мы из Рима поездом днём 21 августа, поэтому удобнее всего было нанести визит утром того же дня.
Общие сведения
По легенде, церковь на холме Эсквилин была основана папой Либерием на месте, где в разгар жаркого лета в ночь на 5 августа 352 г. выпал снег. Археологическими исследованиями, однако, наличие более древней церкви на месте нынешней не подтверждено. Тем не менее, каждый год 5 августа на площади перед церковью празднично отмечается годовщина «снежного чуда», а саму церковь именуют иногда «Либерийской базиликой» в честь папы Либерия.
В июне 431 года Третий Вселенский собор («Совет Эфеса») принял догмат о божественном материнстве Девы Марии. Вскоре после этого папа Сикст III повелел построить на холме Эсквилин церковь, посвящённую культу Богородицы, и в годы его правления (432–440) церковь была построена. Первоначально это была церковь романской архитектуры — трёхнефная базилика, здание вытянутой формы с большим залом, поделённым продольными рядами колонн на три части (нефа). В последующие века церковь достраивалась и перестраивалась, пополнялась новыми строениями, украшениями и реликвиями. В оформлении её внешнего вида и интерьеров постепенно стали преобладать черты барокко.
Сейчас Санта-Мария—Маджоре — одна из четырёх патриарших церквей Рима, имеющая папский алтарь и папские покои. Притом — старейшая из них, сохранившая не только общее архитектурное решение здания (базилика), но и многие подлинные детали, фрески и мозаики из далёкого V века. Титул Маджоре (букв. Великая) означает, что она самая большая и наиболее значимая римская церковь из 26, посвящённых Богородице (а может быть, и не только римских). Санта-Мария—Маджоре находится в юрисдикции государства Ватикан, её статус приравнен к посольствам, чем подчёркивается особое значение этой церкви для католицизма.
Здание базилики ориентировано с юго-востока (главный фасад, выходящий на Piazza di Santa Maria Maggiore, на фото слева) на северо-запад (апсида, на Piazza dell’Esquilino, на фото справа вверху). Мы подошли с северной стороны по via Torino (на фото — со стороны правого верхнего угла).
На следующей фотографии — тыльный фасад базилики с выступающей полукруглой апсидой со стороны Piazza dell’Esquilino. Хорошо видимые купола венчают две главные часовни собора, каждая из которых настолько значительна, что могла бы быть самостоятельной церковью. Обелиск на площади перед собором перенесён сюда в 1587 году из разрушенного мавзолея Августа и установлен в качестве ориентира для паломников.
4
Эсквилинская площадь (Piazza dell’Esquilino), вид от via Torino.
2
Обходим базилику слева. В этой пристройке к главному зданию базилики внизу располагаются ризница и баптистерий, а в верхних этажах — папские покои. Блок ризницы создан архитектором Фламинио Понцио в 1605 г. С левой стороны можно увидеть рельефную панель с гербом папы Павла V.
2
Площадь Piazza di Santa Maria Maggiore с высокой колонной, установленной в 1614 году в знак благодарности Деве Марии за освобождение от очередной эпидемии чумы, терзавшей Европу и Рим. Колонна коринфского ордера перенесена сюда с Римского Форума. Венчает колонну установленная на дополнительном постаменте бронзовая статуя Девы Марии с младенцем Христом.
2
Наблюдем главный фасад базилики. В ранний час очередь желающих попасть в собор не очень большая
5
Сложновато вместить в один кадр базилику и колонну Девы Марии
4
У собора самая высокая в Риме колокольня (кампанила) — 75 метров. Построена в романском стиле в 1370—1378 гг. взамен старой колокольни, разрушенной землетрясением.
2
Современный фасад базилики был создан в 1741—1743 гг. архитектором Фердинандо Фуга по поручению папы Бенедикта XIV (1740–1756). Портик из пяти аркад поддерживает трёхарочную Лоджию Благословений, предназначенную для приветствия паломников, собирающихся на площади. Фасад венчает скульптура Мадонны с младенцем на руках в окружении святых пап и епископов.
Одновременно с новым фасадом оформлены также выходящие на площадь фасады дворцовых помещений, пристроенных к базилике справа и слева от портала. Здание справа (мы его видели, когда обходили базилику) построил в 1605 году Фламинио Понцио. Здание слева было спроектировано самим Фердинандо Фуга в 1743 году для придания единого стиля всему комплексу.
2
При солнечном освещении проёмы портика и особенно лоджии смотрятся как бездонные чёрные провалы. На самом деле за ними скрываются бесценные художественные сокровища. Чтобы ознакомиться с ними, надо записаться на специальную экскурсию… или прийти к собору вечером, когда включается подсветка и виден старый фасад церкви с мозаиками XIII века работы Филиппо Русути.
Мозаики иллюстрируют легенду о происхождение базилики. Пресвятая Дева одновременно предстаёт во сне перед богатым римским патрицием Джованни и папой Либерием и вдохновляет на расположение новой базилики в Риме там, где ночью выпадет снег. Божественная воля свершилась, в ночь на 5 августа 358 года снегопад накрыл Эсквилинский Холм, и на этом снегу папа наметил контур будущей базилики, а бездетный патриций Джованни пожертвовал своё состояние на её строительство.
4
Тем временем площадь Санта-Мария—Маджоре живёт своей обычной жизнью…
1
Интерьер Обойдя базилику, входим внутрь. Чтобы легче было ориентироваться в дальнейшем повествовании, привожу схематичный план базилики, заимствованный с сайта
Общая длина внутреннего пространства базилики составляет 86 метров.
1
На многих снимках центрального нефа видел его пустым и просторным — без скамей, стульев и пр. В таком виде он воспринимается особенно величественно и, я бы сказал, царственно. Нам не повезло — зал плотно заставлен рядами стульев. Вероятно, после мессы, которую понтифик служит ежегодно 15 августа, когда католики отмечают Успение Богородицы. И всё равно, не покидает ощущение, что это зал не церковный, а белоколонный дворцовый. В дальнем конце зала виден балдахин (киворий) над папским алтарём, а за ним — Триумфальная арка, предваряющая трансепт с апсидой. На грани арки, обращённой к центральному нефу, сохранились подлинные мозаики V века с изображением библейских сюжетов, заказанные папой Сикстом III одновременно со строительством базилики. Несколько фрагментов мозаик будет видно дальше на снимках балдахина.
Колонны базилики были набраны в V веке из нескольких античных римских зданий и первоначально не соответствовали друг другу по цвету, размеру и отделке. Сейчас они выглядят одинаковыми благодаря поработавшему над ними много позднее архитектору Фердинандо Фуга. Слишком толстые были обточены, слишком длинные укорочены, поверхности всех колонн обработаны по единой технологии. Несколько колонн, отличавшихся цветом, были переставлены. Честно говоря, с трудом представляю, как можно несущую (!) колонну вот так просто снять с одного места и переставить на другое. Но ведь сделали же! Окончательный облик колоннады и эффект выравнивания колонн достигнуты благодаря устройству ионических капителей и баз колонн. Поэтому колоннады в их современном виде следовало бы отнести к XVIII веку.
3
В правление папы Евгения III (1145–1153) в центральном нефе был уложен изысканный мраморный пол в технике Косматеско. Изношенные участки восстанавливались в конце XVI и в XVIII веке. Качество вновь уложенных участков хуже оригинала, однако в других старых римских церквях аналогичные повреждённые полы были заменены мраморной плиткой с простейшим геометрическим рисунком, так что без Фердинандо Фуга, делавшего последнее восстановление, этот пол мог стать подобным полу в боковых нефах.
3
Горизонтальная балка, опирающаяся на колонны (антаблемент), сверху оформлена карнизом. Стены над карнизом содержат коринфские пилястры, расположенные над колоннами. На пилястры опирается второй антаблемент, являющийся опорой для потолка. Изначально между всеми пилястрами находились окна с круглым верхом, но в 1593 году половина из них была заблокирована. Не знаю, зачем понадобилось заделать половину окон, но по этой причине, а также из-за отсутствия искусственной подсветки центральный неф выглядит темновато.
В простенках между оставшимися окнами расположена серия фресок со сценами из жизни Богоматери, заказанная кардиналом Пинелли в 1593 году.
Мозаики на триумфальной арке — не единственные в базилике. Они являются частью более обширной мозаичной композиции, охватывающей весь центральный неф. Первостепенной значимостью обладают настенные мозаичные панели V века со сценами из Ветхого Завета, расположенные под окнами и фресками с обеих сторон центрального нефа. Цикл мозаик начинается слева от главного алтаря и продолжается до входных дверей, а затем — справа от главного алтаря и до входа. На левой стене нефа расположились мозаики со сценами из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, на правой стене — цикл сцен, изображающих Поход к Земле Обетованной. Часть мозаик утрачена, некоторые заменены фресками.
К сожалению, разобрать изображения на мозаиках довольно сложно, поскольку расположены они довольно высоко и рассматривать их приходится против света из находящихся над ними окон, а естественный свет из окон противоположного ряда недостаточен для освещения мозаик.
2
До XV века нефы базилики не имели потолков. Боковые нефы получили сводчатые потолки по заказу кардинала Гийома д’Эстоутевилля (1443–1483). Благодаря изящной конструкции и подсветке этих потолков, боковые нефы выглядят светлыми и воздушными.
5
В 1455 году при папе Калликсте III Борджиа центральный неф получил плоский деревянный потолок работы Леона Баттиста Альберти. Однако этот первый потолок быстро пришёл в негодность. Деревянный кессонированный потолок, который мы сейчас видим, был спроектирован по заказу кардинала Родриго Борджиа (будущего папы Александра VI) инженером и архитектором Джулиано да Сангалло, построен им же и его младшим братом Антонио в конце XV — начале XVI века. Для позолоты потолка было использовано золото из первой партии, привезённой из недавно открытой Америки. Золото было подарено испанским королём папе Александру VI Борджиа, который и сам был родом из Испании.
Спустя более двух веков на потолке обнаружили гниль, поэтому в 1750 году его реставрировал Фердинандо Фуга, а в 1825 — Валадье. Позолота также реставрировалась, обновлялась, и в ней, как пишут, не осталось перуанского золота. Сейчас, несмотря ни на какие перипетии, огромный «золотой» потолок выглядит потрясающе.
Далее переместимся к главному алтарю с балдахином. Это так называемый «папский алтарь», предназначенный для службы мессы Святым Отцом. Службы на этом алтаре другими священнослужителями могут проводиться только по специальному разрешению.
Алтарь и его балдахин на четырёх массивных порфировых колоннах были построены Фердинандо Фуга около 1750 года. Скульптурные детали — работа Пьетро Браччи. На этом снимке можно увидеть некоторые мозаики V века, о которых я упоминал. Слева — две начальные «ветхозаветные» мозаики левого ряда
1 Приношение хлеба и вина Аврааму Мелхиседеком. Авраам возвращается с победой из битвы с вторгнувшимися царями.
2 Явление трех божьих мужей Аврааму в Теребинфе, Сцена 1. Авраам приветствует трех гостей,
Ближе к центру кадра за колоннами балдахина виднеется левая нижняя мозаика Триумфальной арки — «Иерусалим». В правом верхнем углу снимка — часть центральной мозаики «Престол Уготованный». Видна часть надписи Xystus Episcopus Plebi Dei («Сикст епископ народу божьему»).
6
На следующем снимке за балдахином не столько видна, сколько угадывается мозаика на своде апсиды. Это мозаика XIII века, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV (1288–1292).
На предыдущем снимке под алтарём заметно какое-то помещение. Действительно, под главным алтарём находится открытая крипта с реликварием, хранящим пять кусочков дерева. Они почитаются как Sacra Culla, Святые Ясли, в которых Христос находился в Вифлееме. Сообщается, что их привёз в Рим после падения Иерусалима в 638 году папа Теодор I, однако подлинность этих сведений подвергается сомнению.
Серебряный позолоченный реликварий выполнен Джузеппе Валадье взамен похищенного французами во время оккупации в конце XVIII века. Он сделан в форме супницы с висящими фестонами и фигуркой Святого Младенца сверху. Реликварий имеет несколько хрустальных окон, через которые можно увидеть кусочки яслей.
4
Потолок крипты над реликварием
3
Свой современный вид крипта получила в 1864 году по инициативе папы Пия IX. В 1883 году перед входом в крипту установлена коленопреклонённая статуя самого папы Пия IX.
4
3
Сейчас пройдёмся по боковым нефам базилики.
Недалеко от входа с правой стороны правого нефа располагается баптистерий с крестильной купелью круглой формы. Это античная порфировая ванна (IV–VI век) с добавленными к ней бронзовыми деталями. В центре крышки — позолоченная бронзовая статуя Иоанна Крестителя, выполненная Джузеппе Спанья по проекту Валадье.
4
Далее по правому нефу в нишах расположены несколько небольших алтарей, выполненных в XVIII веке. Алтарные образы выполнены разными авторами в виде овальных медальонов, поддерживаемых лепными летящими ангелами. Все ангелы выполнены скульптором Пьетро Браччи, различаются только их позы.
Первый алтарь посвящён Святому Семейству. Алтарный образ показывает семейство со Святой Анной. Его автор — Агостино Масуччи.
3
Следующий алтарь посвящен Блаженному Николо Альбергати. Автор алтарного образа — Стефано Поцци.
4
Алтарный образ Благовещение создан Помпео Батони.
3
Посмотрим теперь, что интересного есть в левом нефе, точнее, что заинтересовало в тот час меня. Сейчас понимаю, что пропустил много интересного, но тогда было вот так.
Скульптура Богородицы — Королевы Мира, установлена в соборе в 1918 году по случаю окончания Первой мировой войны. В нижней части постамента выбита дата MDCCCCXVIII (1918).
4
На постаменте этой скульптурной группы, для которой у меня непроизвольно возникло название «Музы кардинала», выбиты имена нескольких пап, кардиналов и епископов, возможно, особо отличившихся в покровительстве искусствам. Как на самом деле — не знаю, информации не нашёл.
4
На стенах боковых нефов встречаются вот такие «мемориальные доски», смысл которых я не смог понять и расшифровать.
1
1
Наружные часовни (капеллы)
Наружные капеллы (часовни) у церкви Санта-Мария- Маджоре появились в XVI–XVII веках. Их несколько, но я остановлюсь только на двух, самых больших (собственно, мы только их и посетили).
Сикстинская капелла
К правому нефу базилики примыкает огромная, накрытая куполом часовня Блаженного Причастия, известная также как Сикстинская капелла (Capella Sistina)- по имени своего основателя (1584) кардинала Феличе Перетти (с 1585 — папы Сикста V). Архитектором стал Доменико Фонтана. Работа над зданием продолжалась до 1587 года, а внутренние декорации и монументы были закончены в 1590 году.
Над стоящим в центре часовни алтарем возвышается позолоченная бронзовая скиния (хранилище Святого Причастия) в форме модели часовни, которую держат четыре ангела с подсвечниками. Проект разработал Джованни Баттиста Риччи, ангелов выполнил Себастьяно Торриджани, а саму скинию — Людовико Дель Дука. Слева виден реликварий папы Пия V.
3
Реликварий папы Пия V, выполненный Доменико Фонтана в 1588 году.
2
Статуя папы Пия V (1566–1572). Мощи папы находятся в лежащей под статуей восковой фигуре, заключённой в реликварий из черного мрамора, бронзы и стекла. Он был помещён сюда в 1823 году.
2
Напротив святилища Пия V расположено захоронение папы Сикста V (1585–1590). Статуя папы выполнена Джованни Антонио Парачча (Иль Вальсольдо).
2
На стене капеллы прямо за алтарём помещена панель с посвящением в обрамлении нескольких фресок. На доске с посвящением, если не ошибаюсь, стоят даты 1870–1871. Что они означают — не знаю, информации не нашёл. Возможно, проводились какие-нибудь реставрационные работы.
1
При выходе из капеллы слева от алтаря видна входная арка в Сикстинскую капеллу из центрального нефа через правый боковой неф. Свод арки покрыт фресками с изображениями четырёх евангелистов — Святых Матфея, Марка, Иоанна работы Андреа Лилио и Святого Луки работы Фердинандо Сермеи. Представляет интерес металлическая ограда с подсвечниками, отделяющая часовню от прохода в нефе.
Паолинская часовня (капелла) была пристроена с левой стороны базилики симметрично Сикстинской капелле в 1611 году папой Павлом V и названа в его честь. Здание было спроектировано Фламинио Понцио как папская погребальная часовня, им же созданы мемориалы папе Павлу V (1605–1621) и папе Клименту VIII (1592–1605) внутри капеллы.
Часовня стала также местом захоронения семьи Боргезе, что неудивительно, т. к. папа Павел V принадлежал к этому роду (в миру — Камилло Боргезе). По этой причине семья Боргезе на столетия стала ответственной за содержание часовни, а саму часовню иногда называют часовней Боргезе.
Интересно, что в фамильном склепе захоронена также сестра Наполеона Бонапарта Полина, в замужестве Боргезе. Внутренняя планировка и оформление идентичны Сикстинской капелле за некоторыми исключениями, в частности, главный алтарь находится у дальней стены, а не под куполом.
Слева от входа в часовню находится мемориал папы Павла V.
2
Справа от входа — мемориал папы Климента VIII.
3
Дизайн пола сконцентрирован вокруг большой «таблетки» с геральдикой папы Павла V в. технике флорентийской мозаики, расположенной в центре капеллы под куполом.
1
Огромное сооружение из позолоченной бронзы, красного мрамора и алебастра воздвигнуто над алтарём у дальней стены Паолинской часовни. Сам алтарь, выполненный в виде древнего саркофага из ляпис-лазури с бронзовыми деталями, относится к XVIII веку.
4
Но главное здесь — икона в центре портала, называемая «Salus Populi Romani» («Спасение народа римского»). Икона, которая является главным богородичным образом Рима, хранится в Паолинской часовне с 1613 года и особо почитается горожанами. В 1954 году икона была коронована папой Пием XII.
Предание приписывает авторство иконы апостолу Луке. Однако искусствоведы датируют икону VI веком. Отмечают, что первоначальный образ иконы скрыт под более поздними прорисовками, а современный (видимый) образ представляет собой конгломерат разновременных частей. Самый старый видимый фрагмент — это туника Христа, ориентировочно датируемая VIII веком, но большая часть остального — это XII век.
Наименование «Спасение народа римского» присвоено этой иконе потому, что именно её папа Святой Григорий I Великий (в православной традиции Григорий Двоеслов) носил в 590 году крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы (по другим источникам — чумы), которая тогда же прекратилась.
2
Купол Паолинской часовни опирается на антаблемент с посвятительной надписью на фризе.
3
Фреска в куполе, выполненная Людовико Карди, изображает Богоматерь с Апостолами и Ангелами. В фонаре — Бог Отец.
3
Сейчас Паолинская часовня остаётся основным центром литургической жизни базилики Санта-Мария—Маджоре. Здесь проходят обычные мессы и поклонение Марии.
По традиции, во время мессы 5 августа (день посвящения базилики Санта Мария Маджоре), с купола сыплются изображающие снег лепестки белых роз в память о легенде об основании базилики. В последние годы их стали заменять лепестками георгинов. Они имеют меньшие размеры и падают прямо вниз, не разлетаясь на памятники часовни и не причиняя неудобств.
На этом наше скоротечное знакомство с интерьером Санта-Мария—Маджоре завершилось. Осталось ощущение, что успели бегло ознакомиться с очень малой частью богатого внутреннего содержания базилики. Чтобы хотя бы приблизиться к его познанию — надо быть там многократно, неспешно впитывая ауру громадных пространств и малых объёмов, неохватного целого и крошечных деталей.
Выйдя из церкви, мы обошли её слева, прошли мимо пятиэтажного кирпичного палаццо каноников, построенного архитектором Фуга в XVIII веке в стиле позднего барокко
3
…и рядом с Паолинской часовней.
Интересная особенность Паолинской и Сикстинской часовен. Изнутри мы видели окна только под куполом, а снаружи окна есть и в нижних ярусах часовен. Секрет прост: между внутренними капеллами, где мы были, и наружными стенами находится ещё немало служебных помещений и комнат.
2
Церковь Санта-Мария—Маджоре невероятна по ёмкости накопленных здесь сокровищ истории, религии, человеческого разума и рук. Впечатляют попытки наглядного представления превращения дочери Сиона в Богородицу, прародительницу христианства.