Как передвигаться по Великобритании — актуальный вопрос для всякого туриста, кто, приехав на Туманный Альбион, планирует посетить не только Лондон, но и другие британские города — Ливерпуль, Йорк, Эдинбург и многие другие. Учитывая, что страну дешевой никак не назвать, то необходимо также знать самые экономичные способы передвижения по стране. Ниже пойдет речь о многочисленных способов, которыми можно путешествовать по стране.
Самолеты в Великобритании
Для преодоления коротких дистанций внутри страны более практично и дешево будет воспользоваться иными способами перемещения, нежели внутренними перелетами. Главными аэропортами являются Лондон, Бирмингем, Манчестер, Глазго и Эдинбург. Появление бюджетных авиакомпаний Ryanair и easyJet в лондонском аэропорту Гатвик, а также в аэропортах Лутон и Станстед привело к настоящему буму внутренних авиаперелетов и значительному снижению стоимости авиабилетов.
В Шотландии по лицензии компании British Airways работает компания Loganair, предназначенная для осуществления внутренних рейсов на территории между Шотландским нагорьем и островами, а также рейсов из аэропортов Глазго и Эдинбурга (билеты заказываются через веб-сайт компании British Airways).
Для того, чтобы получить лучшую цену на билет, рекомендуется заказывать билеты как можно раньше запланированного перелета. Важно иметь в виду, что большинство британских региональных аэропортов не связаны с железнодорожной сетью страны, сообщение с ближайшими городами осуществляется посредством дорогостоящих автобусных перевозок.
Удостоверение личности с фотографией является необходимым документом для совершения внутреннего перелета на территории Соединенного Королевства.
Ниже приведен список компаний, предлагающих внутренние рейсы по территории Соединенного Королевства:
- British Airways — аэропорты Абердин, Барра, Бенбекула, Кампбелтаун, Эдинбург, Глазго, Инвернесс, Айлей, остров Мэн, Джерси, Керкуолл, Лондон, Лондон-Гатуик, Лондон-Хитроу, Лондондерри, Манчестер, Ньюкасл, Ньюки, Шетландские острова (Самбург), Стонвей, Тайри, Уик.
- FlyBE — аэропорты Абердин, Белфаст-Сити, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Донкастер-Шеффилд, Эксетер, Глазго, Гернси, Инвернесс, остров Мэн, Джерси, Лидс/Бредфорд, Ливерпуль, Лондон-Гатуик, Манчестер, Ньюкасл, Ньюки, Норидж, Саутгемптон, Саутенд.
- Eastern Airways — аэропорты Абердин, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Дарем, Хамберсайд, Инвернесс, остров Мэн, Лидс/Бредфорд, Манчестер, Ньюкасл, Норидж, Ноттингем Ист Мидлендс, Саутгемптон, Стонвей, Уик.
- easyJet — аэропорты Абердин, Белфаст-Интернешнл, Бристоль, Эдинбург, Глазго, Инвернесс, Ливерпуль, Лондон-Гатуик, Лондон-Лутон, Лондон-Станстед, Ньюкасл.
- Ryanair — аэропорты Абердин, Борнмут, Глазго-Престуик, Инвернесс, Ливерпуль, Лондон-Станстед, Лондондерри, Ньюки, Ноттингем Ист Мидлендс.
- Aurigny Air Services — аэропорты Олдерни, Бристоль, Гернси, Джерси, Лондон-Гаутик, Лондон-Станстед, Манчестер, Саутгемптон.
- Blue Islands — аэропорты Олдерни, Борнмут, Брайтон, Кардифф, Гернси, остров Мэн, Джерси, Саутгемптон.
- Loganair — аэропорты Эдей, Кирквелл, Норт-Роналдсей, Папа-Вестрей, Сендей, Стронсей, Вестрей.
- Isles Of Scilly Skybus — аэропорты Бристоль, Эксетер, остров Сцилла (Св. Марии), Ньюки, Саутгемптон.
- Jet2 — аэропорты Белфаст-Интернешнл, Блэкпул, Лидс/Бредфорд, Лондон-Гаутик, Ньюкасл.
- Thomsonfly — аэропорты Абердин, Бирмингем, Борнмут, Бристоль, Глазго, Донкастер-Шеффилд, Ист Мидлендс, Кардифф, Лидс, Лондон-Гатвик, ЛондонСтанстед, Лондон-Лутон, Манчестер, Ньюкасл, Норвич, Эдинбург, Эксетер.
- CityJet — аэропорты Данди, Лондон-Сити, Эдинбург.
- Air Berlin — аэропорты Абердин, Белфаст-Сити, Гернси, Глазго, Джерси, Лондон-Гатвик, Лондон-Сити, Лондон-Станстед, Лондон-Хитроу, Манчестер, Ньюкасл, Эдинбург.
- Air France — аэропорты Глазго, Лондон-Сити, Лондон-Гатвик, Лондон-Хитрой, Манчестер, Эдинбург.
- Atlantic Airways Faroe Islands — аэропорты Абердин, Лондон, Манчестер.
Железные дороги Великобритании
Великобритания обладает самой старой в мире и весьма протяженной сетью железных дорог, покрывающих большую часть страны, от г. Пензанс в Корнуэлле до Турсо на севере Шотландии. Железнодорожные компании предоставляют широкий выбор билетов, что может сделать путешествие по Великобритании довольно запутанным. Как правило, билеты, забронированные за 7–14 дней до путешествия, обходятся дешевле. Старайтесь не путешествовать в часы пик (6–9.30 и 16–19 с понедельника по пятницу), так как в это время поезда часто переполнены, и цены на билеты выше. Гости Соединенного Королевства могут также заказать многодневные проездные билеты, позволяющие неограниченно путешествовать практически на всех железнодорожных линиях. Такие билеты можно приобрести для передвижения по окрестностям Лондона, всей территории Англии, всей территории Соединенного Королевства и даже территории Ирландии.
Существуют билеты, действующие четыре, восемь и пятнадцать дней (причем дни идут как подряд, так и заранее указываются те из них, в течение которых пассажир будет пользоваться железной дорогой). Они доступны у независимых распространителей и могут быть заказаны до приезда в Соединенное Королевство. Существует также проездной билет для путешествия внутри Великобритании в течение семи или четырнадцати дней подряд, который может быть куплен внутри страны и продается как ее жителям, так и гостям. Он стоит почти в два раза дороже туристического билета для гостей Великобритании и не может быть использован в лондонском метро, а также на Хитроу-Экспресс (или Хитроу-Коннект, следующему на запад от Хейс & Харлингтон).
Железнодорожные средства передвижения СК мало в чем могут соперничать со своими высокоскоростными аналогами во Франции и Германии (хотя скорость поездов Великобритании достигает 200 км/ч, однако этого все равно не достаточно для того, чтобы конкурировать с TGV во Франции или ICE в Германии), но тем не менее они составляют более выгодную альтернативу передвижению на автомобиле. Поезда в целом ходят достаточно часто, хотя точность их прибытия напрямую зависит от компании (отклонение в расписании — максимум 10 минут, и то это редкость). Стоит также учитывать, что многие популярные туристические маршруты требуют множества пересадок.
Железные дороги в Англии, Уэльсе и Шотландии были изначально построены и использовались рядом частных компаний. После приблизительно 150 лет независимости (и последующего объединения, приведшего к образованию четырех крупных компаний в 1923 году) они были национализированы как государственная компания British Rail в 1947 году, однако были вновь приватизированы в 1990-х. Железнодорожные пути недавно вернулись под государственный контроль (компания Netwok Rail), но поезда по прежнему остаются в собственности разных частных операторов.
Приватизация привела к огромному разбросу в качестве и цене на услуги железнодорожных перевозок. В то время как одни компании, обслуживающие пути железнодорожных сообщений, достигли лишь минимальных стандартов скорости, надежности и чистоты, другие предлагают превосходный сервис, который стоит своих денег. Между тем билеты можно приобрести на любой станции для передвижения между необходимыми пунктами железнодорожной сети, и это вполне нормально менять в пути одного оператора на другого.
National Rail — это ассоциация, созданная различными операторами для координации своей деятельности и обеспечения пассажирских перевозок. Сайт National Rail — это, возможно лучшее место для поиска полного расписания движения поездов и перечня тарифов, а также приобретения билетов. К тому же, билеты можно заказать в режиме онлайн через различных частных агентов, таких как, например, National Express. Тарифы существенно отличаются в зависимости от того, когда вы пользуетесь железной дорогой, и когда был заказан билет.
Билет второго класса в оба конца от Лондона до Манчестера может стоить от 40 до 219 фунтов. Главное правило — билеты должны быть заказаны как можно раньше. Также учтите, что иногда дешевле купить билет в оба конца, чем в один, так что проверяйте цену обоих. Если вас трое или четверо, спрашивайте, можно ли приобрести групповой билет. На большинство маршрутов, не в час пик, позволяется группам из 3–4 человек путешествовать по цене двух.
Проездной BritRail предоставляет доступ ко всей сети железных дорог на определенное количество дней, и при этом он доступен только иностранцам. Их можно приобрести через Интернет, воспользовавшись сайтом BritRail.com. К слову, эти проездные могут быть как для первого, так и для стандартного класса. Но при этом не все поезда располагают салоном первого класса. Эти проездные бывают нескольких видов:
- BritRail Pass — классический пасс для территорий Англии, Шотландии и Уэльса, имеется двух видов: BritRail Consecutive Pass, действующий в течение определенного количества дней подряд (3, 4, 8, 15, 22 дней или 1 месяц). BritRail FlexiPass позволяет выбирать даты (действителен на 3, 4, 8, 15 дней или 1 месяц).
- BritRail London Plus Pass — пасс для региона Юго-Восточная Англия и Лондона. Имеются проездные на 2 и 4 дня (в течение 8 дней) и на 7 дней (в течение 15 дней).
- BritRail England Pass — удобный вариант для поездок по Англии. Имеется двух видов: BritRail England Consecutive Pass, действующий в течение определенного количества дней подряд (3, 4, 8, 15, 22 дней или 1 месяц), и BritRail England FlexiPass, позволяющий выбирать даты (действителен на 3, 4, 8, 15 дней или 1 месяц).
- BritRail Pass + Ireland — действует на территории всего Соединенного Королевства и в Ирландии. Может быть на 5 и 10 дней (в течение одного месяца).
- BritRail Freedom of Scotland — пасс для поездок по территории Шотландии. Может быть на 4 дня (в течение 8 дней) и на 8 дней (в течение 15 дней).
Основные железнодорожные службы:
- The West Coast Main line (железнодорожная магистраль западного побережья) — обслуживается компаниями Virgin Trains, East Coast, London Midland и другими. Линия проходит с севера на юг между лондонской станцией Юстон и вверх по западному побережью Англии с остановками в Рагби, Кру, Манчестере, Ливерпуле, Престоне, Озерном крае, Карлайле и Шотландии с остановками в Мотеруэлле и центральной станции Глазго.
- The East Coast Main line (железнодорожная магистраль восточного побережья) — обслуживается компаниями East Coast, Northern Rail, East Midland Trains и другими. Она идет от лондонской станцией Кингз-Кросс на север вверх по восточному побережью Англии с остановками в Питерборо, Донкастере, Лидсе, Йорке, Дарлингтоне, Дареме, Ньюкасле и далее в Шотландию с остановками в Эдинбурге и Глазго. Некоторые маршруты следуют далее на север в Данди, Абердин и Инвернесс.
- Great Western Main Line (железнодорожная магистраль Западной Англии и Южного Уэльса) — обслуживается в основном компанией First Great Western, идет на запад от лондонской станции Паддингтон в Пензанс, возле Лендс Энд в Корнуэлле и Суонси в Уэльсе. Магистраль проходит также через Слау и Мейденхед в Рединг, затем разделяется. Одна ветка идет через Суиндон, Чиппенхем и Бат в Бристоль (станция Темпл Мидс) и затем в Тонтон, где воссоединяется с другим маршрутом, следующим напрямую из Рэдинга через Ньюбери, Татхем и Вестбери. Из Таунтона ветка идет через Ексетер в Плимут и затем в Пензанс. Южно-Уэльсский маршрут ответвляется от Бристольского после Суиндона, делая остановку в Бристоль-Парквей (станция на севере города с местами для дополнительной парковки), затем в Уэльсе в Ньюпорте, Кардиффе, и через несколько мелких остановок в Суонси. Хотя ряд поездов идет в Кармартен, а летом — в Тенби и Пемброк-Док, однако пассажирам, следующим далее на запад, следует делать пересадку в Суонси.
- East Midlands Main Line (железнодорожная магистраль восточных земель) — обслуживается компанией East Midlands Trains и проходит от лондонской станции Сент-Панкрас в Дерби, Ноттингем и Шеффилд с остановками в Лутоне, Бедфорде, Веллинборо, Лестере (в числе других), некоторые поезда идут также до Лидса.
- CrossCountry (национальная железнодорожная магистраль) — обслуживается в основном компанией Cross Country, проходит через большинство крупных городов Британии. На ветке используются дизельные поезда типа «Voyager». Центральным терминалом магистрали является станция Нью-Стрит в Бирмингеме, откуда поезда идут в Манчестер, Престон, Лидс, некоторые города Уэльса, Шотландии и многие другие.
- The Great Eastern line (большая восточная железнодорожная магистраль) — обслуживается компанией Greater Anglia, идет с лондонского вокала Ливерпуль-Стрит в Норидж с остановками в Ипсвиче, Чемлсфорде и Колчестере. Некоторые поезда едут дальше в Харидж.
- The Caledonian Sleeper Services (каледонская служба ночных перевозок) — обслуживается компанией First ScotRail, включает поезда, курсирующие между Лондон-Юстон и соответствующими станциями в Шотландии. Это 2 поезда, выходящие на маршрут каждую ночь (кроме субботы), — Lowland Sleeper (ночной поезд, следующий в города низкогорья Шотландии) и Highland Sleeper (ночной поезд, следующий в города высокогорья Шотландии). Билеты невозможно купить через обычную систему бронирования Национальной железной дороги, поэтому лучше покупать их через Интернет непосредственно на сайте компании First ScotRail, по телефону (08457 55 00 33) либо на Юстонском вокзале, а также на центральных станциях Шотландии.
- High Speed 1 — линия, идущая из Лондона вплоть до тоннеля под Ла-Маншем. Ее длина составляет 108 километров, поезда способны передвигаться по ней со скоростью до 300 км/ч. Именно по этой линии идут поезда Eurostar, соединяющие Лондон с Парижем. Также оператором High Speed 1 является компания Southeastern.
- Другие внутренние железнодорожные службы, не являющиеся частью сети Национальной железной дороги включают Heathrow Express, обеспечивающую проезд между лондонским аэропортом Хитроу и вокзалом Лондон-Паддингтон, лондонское метро и ряд мелких служб метро и легкорельсового транспорта в других городах.
Северная Ирландия
Железные дороги в Северной Ирландии обслуживаются государственной компанией Translink, также заведующей городскими и сельскими автобусными перевозками в Северной Ирландии. Площадь охвата территории Северной Ирландии сетью железных дорог довольно ограничена. Главная магистраль идет от Лондонберри на северо-запад, вдоль северного побережья и через всю страну в Белфаст. Из Белфаста идет международный поезд Enterprise, который делает остановки в Портадауне, Дрогхеде, Дандолке и Дублине. Недавние значительное инвестирование в железную дорогу привело к замене большой части подвижного состава в Северной Ирландии. Железная дорога Северной Ирландии не является частью сети Национальной железной дороги. Расписание поездов и автобусов можно найти на сайте Translink.
Движение в Великобритании
Во всей Великобритании действует левостороннее движение, поэтому вождение здесь может стать стрессом для гостей из стран, где действует правостороннее движение. Так, достаточно известен случай, когда голливудский актер Мэтью Бродерик спровоцировал в 1987 году аварию в Северной Ирландии, столкнувшись лоб в лоб с другой машиной, после того, как он выехал на противоположную сторону дороги.
Однако, с другой стороны, с помощью машины можно попасть практически в любую точку Великобритании. Парковка может стать проблемой в больших городах, особенно в Лондоне, где она очень дорогая. Бензин облагается серьезными налогами и потому довольно дорог, в настоящее время его стоимость составляет в среднем 1,37 фунта за литр. На дорогах Британии существует совсем немного пошлин (в основном за проезд по некоторым большим мостам и через туннели), единственная платная трасса — М6 в районе Бирмингема. За вождение в центре Лондона по будням с 7:00 до 18:00 также взимается плата размером 10 фунтов (12 фунтов за 2 дня). Движение тут очень активное, особенно в часы пик, когда загородные жители едут на работу и домой — обычно с 7 до 10 утром и с 16 до 19 вечером.
Лондонская кольцевая автомагистраль М25 пользуется чрезвычайно дурной славой (известна большинству британцев как лондонская «автостоянка», потому что движение здесь часто надолго прекращается), ее лучше избегать по утрам в понедельник и вечером в пятницу и использовать только в случае крайней необходимости. Во многих городах действует принцип «автомобиль-автобус», когда жители пригородов оставляют свои машины на стоянках на краю города и добираются дешевыми автобусами до центра города. Поэтому разумно будет не пренебрегать такой возможностью, так как часто проще оставить автомобиль у станций метро и использовать общественный транспорт.
На автомагистралях скорость передвижения ограничена до 112 км/ч; 96 км/ч — на загородных дорогах; и 48 км/ч — в населенных пунктах. Использование зон с ограничением скорости до 32 км/ч стало довольно распространенным для повышения безопасности на территориях вроде окрестностей школ. Камеры, следящие за движением, широко распространены на всех типах дорог, хотя в одних местах они используются чаще, чем в других. Существует ряд изменяемых ограничений скорости на автомагистралях М25 к западу от Лондона и М42 возле Бирмингема, цифровые значения которых указываются на круглых знаках красного цвета, установленных на конструкциях над дорогой; другие временные ограничения скорости изображены на табличках и являются скорее рекомендациями, чем требованиями. Скорости на автомагистралях обычно выше установленных ограничений (обычно как минимум 120 км/ч), поэтому туристам рекомендуется держаться ближе к внутренней полосе дороги. Ездить с медленной скоростью по левому ряду трассы крайне не рекомендуется.
Несмотря на то, что дорожная полиция сейчас практически вытеснена камерами слежения, правила вождения по-прежнему относительно хорошо соблюдаются, а дорожная сеть по статистике является одной из безопаснейших в Европе. Также следует отметить, что британские правоохранительные органы имеют доступ к базе данных регистрации транспортных средств разных стран мира. Кроме того, британские компании, сдающие машины на прокат, в таком случае могут снять сумму штрафа за превышение скорости с вашей кредитной карточки даже после того, как вы покинете страну. В последнее время полиция на некоторых дорогах начала наугад останавливать машины, зарегистрированные за рубежом, для того, чтобы удостоверится, что владельцы на самом деле не являются британцами, уклоняющимися таким образом от оплаты дорожного сбора / страховки / ежегодного технического осмотра и т. д. Хотя в наше время довольно редко можно увидеть машину дорожной полиции, некоторые все еще следят за дорогой в автомобилях без соответствующих опознавательных знаков. Любой офицер полиции, независимо от рода своей обычной службы, будет преследовать автомобиль, представляющий опасность на дороге.
Не пейте за рулем в Великобритании. Максимально допустимое количество содержания алкоголя в крови — 80 мг алкоголя на 100 мл крови (0,08%). Полиция часто патрулирует дороги в центрах больших и малых городов по вечерам в пятницу и субботу, отслеживая подвыпивших водителей. Учтите, что полицейский должен иметь объективные основания для подозрения вас в приеме алкоголя, он не может просто выборочно заставить кого-то пройти алко-тест, тем не менее, закон позволяет полиции остановить машину за любое нарушение правил, например, за непристегнутые ремни безопасности или даже за невключение поворотника на перекрестке. Меры пресечения за вождение в нетрезвом виде чрезвычайно строгие, полиция всегда сурова к тем, кто не смог пройти алко-тест или отказывается сделать это, и наказывает довольно строго. Штраф может составить 5000 фунтов (7400 €, 10256 долларов), минимальный срок запрета на вождение — 12 месяцев для первого нарушения, причем полиция может лишить свободы на срок до 6 месяцев.
Водители из-за рубежа должны иметь в виду, что многие британские водители расценивают мигание фарами как сигнал, разрешающий продолжать движение, а не как предупреждение. Это непонимание привело ко многим авариям.
Правонарушением является также использование мобильного телефона при вождении, хотя позволяется использовать наборы «hands-free». В случае остановки полицией за использование мобильного телефона, без каких-либо оговорок взимается штраф до 1000 фунтов. Также, в дополнение к последнему, в правах делается 3 отметки. Кроме того, закон требует, чтобы все пассажиры в автомобиле были пристегнуты ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры могут заработать штраф до 500 фунтов, хотя так случается не всегда. Если ремнем не пристегнут ребенок, ответственность за это ложится на родителя или опекуна (обычно водителя), с которого также взыскается штраф. Дети ростом ниже 1,4 метра также по закону должны использовать детские сиденья для безопасности.
Пригородный или междугородный автобус
Службы пригородного автобусного сообщения разнятся как по качеству, так и по стоимости услуг. Пригородный транспорт Британии в целом развит неплохо, однако порой хуже, чем в некоторых других развитых странах Полезно иметь ввиду, что во многих больших и маленьких городах действуют дневные проездные билеты на автобусы, которые позволяют значительно сэкономить. Местные жители и сотрудники автобусных станций всегда помогут, если возникнут проблемы с расписанием.
Передвижение в междугородном транспорте обычно более медленное (иногда существенно медленнее), чем на поезде, и автобусы ходят не так часто, хотя это комфортно и во многих случаях значительно дешевле. Междугородные автобусы, как и поезда, обычно доставляют пассажиров в центр города.
Крупнейшие компании, предоставляющие такие услуги в Великобритании:
- National Express - междугородный автобусный сервис, имеющий наибольшую протяженность маршрутов в Великобритании, обслуживает все основные направления на острове; позволяет приобрести билеты через Интернет и в терминалах на станциях. Также можно приобрести билеты на один из 50 маршрутов отдыха.
- CityLink обслуживает направления в Шотландии, билеты продаются через Интернет, в кассах или у водителя, хотя обычно рекомендуется заказывать билеты заранее.
- Megabus — международная автобусная компания, обслуживающая основные направления по предельно низким ценам. Можно сэкономить на многих направлениях, особенно если заказ осуществлять заблаговременно. Для самых низких тарифов билеты надо заказывать за неделю или две. Однако они часто довольно дешевы и при заказе за меньший срок. Билеты приобретаются на сайте компании.
Такси
В Великобритании существует множество разных типов такси.
По Лондону курсируют легендарные черные «кэбы» (которые не всегда черные) — их легко узнать по уникальному внешнему виду. Их водители проходят серьезный тест на знание географии Лондона. Автомобили такого типа можно часто встретить и в других крупных городах, с подобными строгими правилами.
Вне Лондона обычные машины и микроавтобусы могут получить лицензию такси. Хотя местные органы управления решают, как они должны отличатся от обычных транспортных средств, однако независимо от этого такси всегда имеет дополнительную табличку, обычно сзади машины, где указаны данные о регистрации такси и числе пассажиров, которое оно может перевозить. Визуально такси почти всегда можно отличить по подсвечивающемуся знаку на крыше и часто — по характерной окраске.
Мини-такси (также известные в окрестностях Лондона как «автомобили предварительного заказа») представляют собой обычные седаны или минивэны и доступны по всей стране. Они работают как такси, но их следует предварительно заказывать в соответствующих службах мини-такси или по телефону. Проезд в мини-такси может оплачиваться по счетчику, как в обычных такси, и оцениваться по расстоянию/времени или же «без счетчика» по установленной таксе за выбранный маршрут. Должным образом организованные службы мини-такси всегда оснащают свои машины одобренными местными властями табличками, такими же, как и на обычных такси.
Любые другие машины или водители, предлагающие отвезти вас куда бы то ни было, могут не иметь лицензии или страховку; в некоторых крупных городах имеются проблемы с такими водителями, навязывающими свои услуги, поэтому стоит быть внимательными, особенно женщинам, путешествующим в одиночестве.
Морской транспорт
Паромы соединяют Британию со многими островами, включая остров Уайт, остров Мэн, Оркни и Шетландские острова. Имеется также масса автомобильных и пассажирских паромов, соединяющих Англию с Францией и Ирландию с Соединенным Королевством. Подробнее о паромных маршрутах можно узнавать на специальном сайте.
Автостоп
Передвижение автостопом в Британии может быть проблемой — гулять по обочине автомагистралей запрещено, поэтому движение стоит начинать с подъездов к трассам, а лучше всего — с заправочных и сервисных станций. В Великобритании автостоп не слишком популярен, многие водители могут быть удивлены, так как этот тренд — дело прошлого. В Англии в целом автостоп хуже, чем в Шотландии и Уэльсе, хотя это не строгое правило. Учтите, что движение транспорта во многих удаленных землях Шотландии и Уэльса весьма слабое. Другой пример — на юго-западе Англии всегда проще поймать машину, чем на юго-востоке. Также сложно передвигаться автостопом в районе больших городов. Не стоит выходить на пересечении трасс — здесь поймать машину будет чрезвыйчайно сложно.
Если используются таблички, то нужно писать на них номер трассы, а не города. Другими словами, добираясь от Бирмингема до Лондона, следует писать не «Лондон», а «М25».
Фотографии: mackushka