Когда мой глаз приметил в поместье Кенвуд Хаус картину Яна Вермеера «Девушка, играющая на гитаре», вопрос «куда сегодня поехать» отпал сам собой. Тем более от нашего Криклевуда расположение этого места оказалось совсем недалеко.
Когда мой глаз приметил в поместье Кенвуд Хаус картину Яна Вермеера «Девушка, играющая на гитаре», вопрос «куда сегодня поехать» отпал сам собой. Тем более от нашего Криклевуда расположение этого места оказалось совсем недалеко.
Мы сели в обыкновенный маршрутный автобус и поехали в район Хэмпстед. Сначала мелькали ничем неприметные малые районы. Выделялся только колоритный еврейский ортодоксальный квартал. Районы быстро сменились зелеными массивами. Неправда, что в Лондоне нет зеленых мест. Стоит лишь выехать немного за центр города, да и так парков хватает. Выйдя на нужной остановке мы направились в сторону поместья. Сам Хэмстед не очень примечателен, поэтому после поместья и парка задерживаться здесь не стали.
Земля, на которой расположен Кенвуд, первоначально известная как Кан-Вуд, примерно в 13 веке принадлежала монашеским орденам. Самые ранние документы, касающиеся района Кенвуд, датируются 1226 годом, когда Уильям де Блемонт передал свои земли монастырю Святой Троицы в приходе Сент-Панкрас. Поместье занимало то, что сейчас является Кенвудом и Парламентским холмом, и было известно как Парк епископа Лондона (или Парк Хорнси).
В 1525 году поместье было разделено на две части: южную часть, охватывающую Парламентский холм, и Кенвуде-Фейлдес. Земля Кенвуд переходила из рук в руки и в конечном итоге была куплена Джоном Биллом, королевским печатником, в 1616 году. Джон построил на этом месте первый дом из красного кирпича, выкрашенного в белый цвет. Его сын унаследовал его в 1665 году, но ему пришлось сдать дом в аренду из-за финансовых проблем, а затем продать его в 1690 году за 3400 фунтов стерлингов.
Поместье снова много раз переходило из рук в руки в начале 18 века, оно принадлежало лондонскому купцу по имени Джон Уолтер и Уильяму 4-му графу Беркли, прежде чем оно было продано герцогу Аргайллу в 1712 году. В 1746 году она перешла к 3-му графу Бьюту, который добавил оранжерею в качестве оранжереи для своих любимых экзотических планов. Затем 3-й граф Бьют продал Кенвуд Уильяму Мюррею, лорду Мэнсфилду, в 1754 году. Лорд Мэнсфилд расширил поместье, благоустроил территорию и превратил его в поместье Кенвуд, которое мы знаем сегодня.
По мере того, как лорд Мэнсфилд приобретал богатство и статус — он был лордом-главным судьей в течение 32 лет с 1756 года и стал 1-м графом Мэнсфилдом в 1776 году -между 1764 и 1779 годами Уильям Мюррей нанял знаменитого шотландского архитектора и дизайнера Роберта Адама и его брата Джеймса, чтобы превратить Кенвуд из особняка из красного кирпича 17-го века в модную неоклассическую виллу. Адам описал Кенвуд, как «прекрасную виллу, принадлежащую лорду Мэнсфилду, другу всех изящных искусств и полезных наук», который дал «полный размах» своим идеям. За пятнадцать лет Адам реконструировал Кенвуд, как внутри, так и снаружи. Получившаяся вилла является первым законченным примером зрелого стиля архитектора в стиле неоклассицизма и манифестом амбиций Адама.
Несмотря на симметричность экстерьера, пропорции комнат в Кенвуде относительно скромные — он задумывался как вилла, а не грандиозный величественный дом. Декоративная схема Адама по всему дому была направлена на то, чтобы используя интегрированную цветовую палитру и повторяющиеся декоративные мотивы, создать впечатление, что одно пространство перетекает в другое.
Многие комнаты на первом этаже сохранили оригинальные схемы Адама, в том числе резные мраморные камины и декоративную лепнину.
Библиотека или «Большая комната» стала кульминацией плана Адама и широко признана одним из лучших английских интерьеров 18-го века. Он был предназначен для приема гостей и использовался лордом Мэнсфилдом и его семьей для проведения обедов, исполнения музыки и игр со своими гостями. Новая форма — куб двойной высоты с апсидальными концами и сводчатым потолком — демонстрирует теорию «движения» Адама, использующую поднимающиеся и опускающиеся, удаляющиеся и продвигающиеся архитектурные формы для оживления пространства. Гипсовый потолок украшен орнаментом, заимствованным из классических источников и источников эпохи Возрождения шестнадцатого века, а также эмблемами с герба Мэнсфилда.
Лорд Мэнсфилд и его жена были бездетны, но их племянница Энн Мюррей и две внучатые племянницы, Элизабет Мюррей и «Дайдо» Элизабет Белль, жили с ними в Кенвуде. Они также держали небольшое стадо уоркширских лонгхорнов на старой молочной ферме, за которой ухаживала Дайда.
Граф Мэнсфилд внес важные изменения в правовую систему Англии, в том числе несколько постановлений, сыгравших роль в отмене рабства, что некоторые приписывают влиянию Дайды. Дайдо Белль была внебрачной дочерью племянника Мэнсфилда сэра Джона Линдсея и Марии Белль, порабощенная африканская женщина в тогдашней Британской Вест-Индии, где он находился.
Мало что известно о жизни Белль. Она выросла в Кенвуде как свободная джентльменка. Это в то-то время!.. Когда афроамериканцев за людей не считали. Следуя гендерным нормам того времени, граф Мэнсфилд завещал поместье своему племяннику Дэвиду Мюррею, который после смерти в 1793 году стал 2-м графом Мэнсфилдом, а не своей племяннице Анне, которая умерла в 1793 году и жила там вместе с ним, но Дайда и (особенно) Елизавета получили значительное наследство. Кенвуд был перестроен 2-м графом в начале 1790-х годов и завершен 3-м графом.
Второй граф добавил Северный лес в северной части поместья в 1793 году. Южная часть леса, ниже Проспект-Хилл, — это все, что осталось от древнего леса, который до сих пор является важной средой обитания для редких видов, несмотря на то, что сильно пострадал после энергичной «генеральной уборки» в 1970-х годах и урагана 1987 года, который повалил более 100 взрослых деревьев в Кенвуде и Норт-Вуде.
Король Вильгельм IV посетил Кенвуд в 1835 году вместе с королевой Аделаидой, герцогом Кембриджским и герцогом Веллингтоном. Мэнсфилды устроили «клубничный пир», и собралось несколько сотен гостей, которые играли музыку и украшали маршрут цветами, ягнятами и ветками деревьев. Это было большое событие, потому что в Хэмпстеде не было королевских визитов с 1694 года, когда королева Мария, жена Вильгельма III, проезжала через деревню.
Кенвуд оставался в руках Мэнсфилда до тех пор, пока 6-й граф Мэнсфилд Алан Дэвид Мюррей не продал его в 1914 году. С 1909 по 1917 год, в последние годы владения Мэнсфилдом, Кенвуд арендовал великий князь Михаил Михайлович с супругой, дядя царя Николая II. Семья жила на широкую ногу и устраивала шикарные приемы, на которых бывали британский король и королева. После революции 1917 года великий князь потерял имущество в России и переехал в более скромное имение. Он был одним из немногих Романовых, кто сохранил жизнь.
Представить Кенвуд публике было непросто. Графа больше интересовала собственная прибыль, чем общественный интерес. Он продал первые 100 акров в 1922 году по 1350 фунтов стерлингов за акр. В конце концов он согласился продать еще 32 акра, включая лес и два озера, по 1000 фунтов за акр. Эти районы были открыты для публики в 1925 году.
Несмотря на попытки графа распродать содержимое дома, будущее самого Кенвуда и акров, непосредственно окружающих его, в конечном итоге было обеспечено благодаря Эдварду Сесилу Гиннессу, 1-му графу Айви, богатому бизнесмену и общественному деятелю. В 1925 году он купил Кенвуд Хаус и оставшуюся территорию за 107 900 фунтов стерлингов, чтобы разместить там свою коллекцию картин.
Он завещал, что Кенвуд Хаус, включая картины и окружающий парк, после его смерти станут общественным достоянием. Он умер в 1927 году, а Кенвуд Хаус был открыт для публики в 1928 году. Сейчас Кенвуд является памятником архитектуры 1-й степени.
Внутри очень респектабельно, но немного потрепанно. В воздухе витает дух аристократизма. Старушки-смотрильницы знают и рассказывают посетителям интересные вещи. Даже начинает казаться, что они живут здесь с самого основания поместья!..
Ходишь по залам, рассматриваешь шедевры… и напеваешь Фрагонар, Буше, Вермеер, Халс, Тернер!.. Ты чувствуешь себя дома!.. Музыка и краски переполняют эмоции!.. В 2012 году, в то время, когда Кенвуд находился на ремонте, выставка произведений из коллекции произведений искусства «Рембрандт, Ван Дайк, Гейнсборо: Сокровища Кенвуд-хауса в Лондоне» начала тур по музеям США. Кое-что я покажу в отдельном альбоме.
Затем мы пошли гулять в парк. Хэмпстед впервые появляется в книгах по истории в 1543 году, когда его источники снабжали Лондон и когда в этом районе была запрещена охота и соколиная охота, чтобы сохранить дичь для короля Генриха VIII.
Серьезные усилия по сохранению Хэмпстеда начались в 1829 году, примерно в то время, когда власти задумались о необходимости защиты одного из немногих оставшихся «легких мегаполиса», чтобы все классы могли сбежать от шума и грязи Лондона.
Он стал популярен среди поэтов, художников, писателей и публики благодаря своим видам и прогулкам примерно с 1800 года. До этого земля ценилась в основном за ее природные ресурсы. Его популярность, как средство побега из города была закреплена в 1860 году с открытием железной дороги Хэмпстед-Джанкшн, что сделало это место доступным для тысяч более бедных семей, которые жили слишком далеко, чтобы ходить пешком, особенно лондонские «восточные жители». К тому времени здесь проводились ярмарки, катания на ослах и другие развлечения.
В парке много холмов, у которых свои интересные названия. Так есть Парламентский холм. Свое нынешнее название он получил, когда во время Гражданской войны в Англии служил оборонительным пунктом для войск, лояльных парламенту. Сегодня Парламентский холм — одна из самых оживленных частей парка и очень популярное место для просмотра фейерверков в Ночь костров или в канун Нового года.
Холм Проповедника назван в честь некоего Джорджа Уитфилда, который в 1739 году проповедовал однодневным путешественникам, чтобы они отвернулись от скачек, проводившихся в те годы, и обратились к Богу.
Вокруг действительно пасторальные пейзажи!.. Недаром художники когда-то облюбовали это место. Пруды, лебеди…
А уже через полчаса на автобусе мы добрались до центра Лондона, где поток достопримечательностей поистине неиссякаем!..