Городской вокзал Запорожья помню ещё с детства. С мамой, а после ещё и с папой, мы приезжали в Запорожье в 78 и в 79-ом году. Тогда он мне казался очень и очень большим…
За прошедшие годы город к вокзалу слегка пододвинулся. В любом случае, вокзал расположен не в центре, а на окраине. Чтобы до него добраться, приходится изучать транспортные маршруты.
Моё нынешнее знакомство с вокзалом началось с привокзальной площади, куда нас с моей попутчицей Галей доставила маршрутка. Выходим, и тут я вижу такую картину: волонтёры раздают пенсионерам в одноразовые тарелки кашу и наливают в пластиковые стаканы компот. Нынешнее Запорожье город отнюдь не богатый, впрочем, подобное можно видеть и в Москве. А вот следующая сценка меня поразила.
Мы зашли на небольшой привокзальный рынок. Во второй половине дня торговцы уже сворачивали свою деятельность, и тем не менее у входа кто-то ещё сидел. Смотрю две цыганки, никак не детородного возраста, а значительно старше, катят солидную коляску. На улице жара, у них же коляска закрыта, словно зимой, ребёнка не видно.
Тут они на наших глазах начали просить одну из торговок посмотреть за малышом, ибо сами они хотят пойти в кафешку, попить чаю…. Женщина, учуяв подвох, стала отказываться. В чём там была «цыганская изюминка», я так и не понял. Мы пошли дальше.
Могу сказать, что в Москве цыганских приколов в настоящем уже нет или почти нет. А по России? Думаю, подобного хватает…
Вообще, если сравнивать привокзальную территорию Харьковского Южного вокзал с Запорожским, последний сильно проигрывает.
В Харькове таковая почти что парковая зона, здесь же «а ля 90-ые…»
Перейдём же наконец к самому строению.
Первое здание Южного железнодорожного вокзала (ныне вокзал Запорожье-I) было построено еще в 1873 году. Перед Революцией вокзал перестраивался, однако далее здание пострадало: сперва в Гражданскую, а после в ВОВ. В 1944 году оно выглядело вот так.
(Фото из интернета)
Современный вид в стиле сталинского барокко вокзал приобрёл в 1953 году.
Особенно интересна скульптурная композиция с часами. Девушка и парень представляются олицетворением социалистического счастья.
Последний капитальный ремонт вокзала произведён в 2000–2003 годах. Потолок и стены украшены классической лепниной, под стать им и хрустальная люстра.
Зал ожидания тоже вполне приличный. Одним словом, внутренняя начинка соответствует внешнему облику.
В главном зале расположены кассы.
Здесь же и большое табло с расписанием поездов. В прежние времена Запорожье являлось транзитным узлом Украины, через который поезда следовали с Севера на Юг и с Запада на Восток.
Теперь же на Донбасса происходит известно что, и в Крым через Запорожья поезда тоже более не идут.
Что касается поездов и электричек, которые мне довелось видеть, в большей степени всё старое. Единственное, на Киев из Запорожья курсирует скоростная электричка.
Насколько она скоростная, судить не берусь. Железнодорожные пути Украины сильно изношены. Машинисты вынуждены снижать скорость.
Моя спутница уехала электричкой в Днепр. Мы попрощались, я её проводил. После 16 часов вокзал заметно опустел.
До отхода моего поезда оставался час. Я решил слегка прогуляться. На территорию завода, располагавшегося рядом, давно не приходят никакие поезда. Это видно по перекошенным шпалам и заржавевшим рельсам.
Моё внимание привлёк обелиск, явно советского времени, с вычищенными буквами. Что там было выбито, разобрать не удалось.
Я спросил проходившего мимо парня, кому памятник? Он ответил, что это обелиск революционерам 1905 года, но полгорода об этом уже не помнит. Далее мой собеседник посетовал на закон о декоммунизации, выполняя который городские власти стёрли на памятнике все буквы.
Позже о революционном прошлом Запорожья, бывшего Александровска, удалось узнать следующее:
Октябрь и ноябрь 1905 года прошли в Александровске (нынешний город Запорожье) в ожесточенной борьбе городского пролетариата с силами реакции. Большевики выступили с разоблачением царского манифеста от 17 октября. Черносотенцы и полиция учинили зверскую расправу над рабочими и еврейской беднотой. Во время погрома 29 октября 53 человека были убиты, 10 — умерли от ран, многие остались калеками, сгорело много жилых домов, материальный ущерб составил 1,5 млн. руб.
Большевики организовали в рабочих районах и поселках отряды самообороны, которые взяли под защиту в первую очередь окраины. Здесь укрывались все, кто спасался от погромщиков. В результате организованных действий рабочих реакции не удалось достичь своей главной цели — разгромить революционные силы города. 7 декабря 1905 г. в Москве началась всеобщая политическая забастовка, переросшая вскоре в восстание, а 8 декабря общая политическая стачка произошла в Екатеринославе (нынешний город Днепропетровск). Рабочие Александровска присоединились к этим выступлениям.
Первыми выступили железнодорожники, 10 декабря забастовка распространилась на все предприятия города. Был создан общегородской Боевой стачечный комитет (БСК), которым руководили большевики В. Л. Васильев, С. М. Тополин и др. Рабочие называли этот комитет «Советом рабочих депутатов». Из членов комитета организовали бюро для руководства восстанием. Выполняя его распоряжения, рабочие отрядов 10 декабря захватили станцию Александровск — II (Екатерининская), а на следующий день и Александровск — I (Южная). В руках восставших оказались оба вокзала, телеграф, телефон, подвижной железнодорожный состав.
13 декабря стачечный комитет управлял обеими железнодорожными станциями, назначив свою администрацию. Восставшие стремились полностью взять в свои руки власть во всем городе. Однако осуществить это им не удалось. Городские власти, преодолев панику и растерянность, привели в боевую готовность полицию, казаков и войска гарнизона, подняли на ноги черносотенцев.
Внезапным ударом они захватили вокзал, арестовав председателя комитета В. Л. Васильева и дежурного члена комитета И. Буцанова. Рабочие вскоре отбили вокзал, сконцентрировав основные силы в районе Южных мастерских и станции Южной. К вечеру 13 декабря сюда была переброшена часть боевых отрядов из Екатерининских мастерских. Готовилось наступление на правительственные городские учреждения.
Воспользовавшись тем, что в районе екатерининского вокзала осталось мало дружинников, полиция и войска захватили его. Рабочие отступили, потеряв 15 человек убитыми и 20 ранеными. Это ухудшило положение боевых дружин, но они пробились к Екатерининским мастерским и, забрав с собой находившихся здесь дружинников, обходными путями вернулись в район Южных мастерских, к основным своим силам.
Окрыленные первым успехом, полиция и войска пытались захватить и южную станцию. Однако восставшие отразили атаки врага. Ночью обе стороны готовились к решительной схватке. Рабочие усиленно укрепляли баррикады, сооружали новые. Начала прибывать помощь: рабочие из Синельникова, Нижнеднепровска и Никополя, крестьяне из Кушугума, Николаевки и других сел. Восставших насчитывалось около 3 тыс., но боевое оружие имела лишь десятая часть, у остальных были вилы или в лучшем случае охотничьи ружья.
Решительный бой разгорелся утром 14 декабря и длился четыре часа. Деревянное здание Южного вокзала, как последний рубеж восставших, не смогло послужить серьезным фортификационным сооружением. Смертью храбрых пали 50 рабочих и крестьян, 200 человек были ранены. После поражения восстания начались аресты, продолжавшиеся вплоть до марта 1906 г. За тюремную решетку власти бросили около 800 человек. Военно-полевой суд, длившийся с 17 по 28 ноября 1906 г., привлек внимание прогрессивной общественности всей страны.
К судебной ответственности был привлечен 81 человек, из них осужден 61, в т. ч. приговорены к смертной казни через повешение — восемь.
Многих арестованных сразу же, без суда, отправили на поселение. Против применения казни к осужденным рабочим решительно протестовали рабочие многих городов России и Украины. Массовые выступления вынудили царя заменить смертный приговор вечной каторгой.
С поражением Декабрьского вооруженного восстания революция пошла на спад. Начались репрессии, особенно против рабочих Екатерининских и Южных железнодорожных мастерских. 23 декабря 1905 г. было уволено более 300 железнодорожников Южных мастерских, а 9 января 1906 г. — свыше 200 рабочих Екатерининских мастерских.
По сути, городские власти пошли на хитрость. Памятник разрушать не стали, стерев лишь надпись.
Тут есть и ещё один момент. Площадь перед вокзалом подчиняется городу, тогда как сам вокзал, как и железная дорога, относятся к другому ведомству. На перроне каким-то чудом, по всей видимости, нарушая закон о декоммунизации, сохранилась вот такая табличка.
Увы, жизнь идёт вперёд и не всегда так, как тебе хочется. На фасаде здания вокзала можно видеть ещё и вот такую табличку.
Ради справедливости отмечу. Политики живут в одних параллелях, а народ в других. В одном из украинских музеев экскурсовод посетовала, что дети из школы приходят и рассказывают о прошлом Украины невесть что, а мы их дома переучиваем.
P. S. Мой родственник Иван Петрович Щербак воевал вместе с Брежневым. Леонид Ильич упоминает Иван Петровича в своей книге. Помню, Иван Петрович рассказывал, как в Запорожье приезжал Брежнев. Вокзал оцепили, но пару бабулек каким-то образом оказались рядом с Генсеком. Леонид Ильич начал спрашивать их о жизни. Те, честно и искренне, принялись рассказывать, что живут хорошо…
Как же всё кардинально изменилось за эти прошедшие 40 лет!