Обычно у русскоязычного человека слово «вокзал» ассоциируется с чем-то неблагополучным, что желательно пережить, набравшись терпения, либо обойти стороной. Вокзал это: грязь, бомжи и необустроенность.
Харьковский железнодорожный вокзал подобный стереотип опровергает.
Приятно пройтись не только по вокзалу, но и по прилегающей площади.
На ней расположилось здание управления железной дорогой,
Я думал, что именно в Харькове Рязанов снимал свой знаменитый фильм «Вокзал для двоих». Оказывается, нет, в Москве на Рижском. В любом случае, Южный вокзал Харькова в историю кинематографа вошёл. Здесь режиссёром Альфредом Федецким (4 ноября 1896) был снят третий по счёту российский кинофильм — «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе».
Южный вокзал, официальное название Харьков-Пассажирский (укр. Харків-Пасажирський) — главная пассажирская железнодорожная станция Южной железной дороги в Харькове. Находится в Холодногорском административном районе города. Также является одним из важнейших транспортных узлов Восточной Украины.
На вокзале находится отделение Харьковской таможни для пассажирских поездов, пересекающих российско-украинскую и украинско-российскую границу. Первый вокзал на территории т. н. Архиерейской левады был построен в 1869 году известным русским архитектором Андреем Тоном.
С развитием железных дорог (особенно после открытия дороги до Балашова в 1895) в 1896–1901 годах вокзал был расширен и модернизован (архитектор И. Загоскин, завершен архитектором Ю. Цауне), став одним из крупнейших в Российской империи.
Мой друг харьковчанин Павел рассказал, что его прабабушка, вместе со своей мамой, в своё время работала на вокзале и видела Николая Второго. Император, вместе со своей семьёй, направлялся на отдых в Крым. Царский поезд останавливался в Харькове.
Именно таким видели Южный вокзал 100 лет назад красные и белые.
(Фото из интернета)
Харьковскому железнодорожному узлу очень сильно досталось во время войны 1941—1945 гг. О бомбардировках в одной из своих книг упомянает Л. М. Гурченко. Вокзал был полностью разрушен.
Нынешнее, третье по счёту, здание вокзала в стиле «сталинского ампира» с элементами классицизма открыто 2 ноября 1952 года вместо разрушенного в годы войны.
Объём вокзала — 80 тыс. м3,
высота башен — 42 м, диаметр часов на Южной башне — 4,25 м.
Вокзал был отремонтирован в 2003 году к 350-летию Харькова.
В настоящем и снаружи и внутри он выглядит именно таким (или почти таким),
каким был сдан в эксплуатацию в 1952 году.
Строителям и художникам удалось воссоздать его первичный облик.
Чуть в стороне от вокзала расположен путепровод.
По мосту машины проезжают над железнодорожным полотном.
Путепровод носит имя Магомеда Караева.
К моему большому сожалению с 2012 г. на Харьковском узле началась активная отмена поездов: как пассажирских, так и грузовых. Через 2 года в экономическую ситуацию добавилась политика.
Были отменены поезда: Харьков — Брянск, Харьков — Мурманск, Харьков — Чернигов, Харьков — Санкт Петербург, Харьков — Тамбов (Липецк), Харьков — Умань, Харьков — Владивосток (сначала был укорочен до Уфы).
В настоящем, дабы попасть из России в Украину поездом, существуют некие сложности. Будем надеяться, что разум у политиков возобладает над эмоциями.