«Васа» — единственный сохранившийся до наших дней корабль XVII века, шведский «Титаник», на сегодняшний день — популярная достопримечательность Стокгольма. Построенный во времена правления короля Густава Адольфа, «Васа» был спущен на воду в 1628 году. Отойдя от берега на незначительное расстояние, корабль пошел ко дну. На поверхность был поднят в 1961 году. Корабль украшен семью сотнями резных скульптур. Фильм на русском языке расскажет вам о подъеме корабля со дна моря и процессе его реставрации.
Корабль носит имя династии королей, правивших во время его постройки. Это самый большой и дорогостоящий корабль, который должен был стать флагманом шведского королевского флота. Работы по строительству судна начались весной 1626 года, для этого было срублено более 1000 деревьев в окрестностях Стокгольма и не только. Около 400 мастеров из полдюжины стран трудились здесь от восхода до заката шесть дней в неделю в качестве плотников, лесорубов, кузнецов, мастеров, токарей и множества других специализированных профессий. К лету 1628 года строительство было окончено, корабль отбуксировали и пришвартовали у королевского дворца. Там же на его борт приняли все необходимое для первого плавания: балласт, специально отлитые пушки, порох, ядра и прочее.
Воскресенье 10 августа 1628 года началось с церковных служб и праздничной атмосферы. После многих задержек, разочарований по поводу снабжения оружием и смены капитана, «Васа» наконец-то был готов к отплытию. Набережная была заполнена людьми, экипажу было разрешено привести свои семьи, так как это был первый рейс корабля. Гости, в том числе женщины и дети, должны были высадиться в крепости Ваксхольм, прежде чем корабль продолжил путь к летней базе флота на острове Эльвснаббен в Стокгольмском архипелаге. Там он должен был стать флагманом резервной эскадрильи, ожидающей дальнейших приказов, и только тогда на корабле должны были появиться корабельные отряды — две роты солдат, насчитывающие 300 человек, включая офицеров.
«Васа» отплыл, ветер дул с юга и корабль пришлось с помощью якорей искривлять вдоль набережной до другого конца городского острова, до места, которое теперь называется Слюссен. Здесь судно должно было подхватить поток, который унес бы его в гавань. Когда корабль попал в течение, последний балласт был сброшен, четыре из десяти парусов были подняты — на берегу был выпущен салют.
Всего через несколько минут, сильный порыв ветра накренил корабль и вода стала заливаться внутрь через открытые стволы на нижней палубе. «Васа» начал тонуть. И совсем быстро корабль оказался на морском дне на глубине 32 метра. Мачты застряли над поверхностью, некоторые ухватились за них. Другие пассажиры были подхвачены маленьким кораблем, который следовал за шатким путешествием «Васы» на близком расстоянии. Еще часть людей проплыла 120 метров до берега Бекхолмена.
В этой катастрофе погибло 30 человек, большинство оказались в ловушке внутри корабля. Среди погибших был капитан Ганс Йонссон. Его нарекли первоначальным капитаном «Васы», но после его заменил Сефринг Ханссон. Йонссон был на борту, так как в первом круизе нового корабля принято брать второго опытного капитана. После катастрофы главным вопросом, которым задавались абсолютно все, был: «Как такое вообще могло случиться?».
Дизайнер, Хенрик Хибертсон, был опытным и уважаемым кораблестроителем, который построил ряд успешных военных кораблей для шведской короны, но «Васа» был для него чем-то новым по своим размерам и вооружению, и у него не было возможности рассчитать предложенную производительность корабля заранее. Подсчеты, которые мы сейчас используем для предсказания стабильности и скорости судна, появились более чем через столетие после крушения «Васы», поэтому инженеры должны были основывать свои проекты и опыт.
В этой среде было обычным делом, что новые корабли, особенно крупные военные как «Васа», были нестабильны при первом вводе в эксплуатацию. Такие суда, как говорили, были тендерными, и в дальнейшем принимались методы усовершенствования для решения некоторых возникающих проблем. Может быть пересмотрено вооружение, может быть добавлена дополнительная обшивка на ватерлинии, или высота корабля может быть уменьшена путем удаления палубы. К сожалению, конструкция «Васы» была настолько провальной, что не пережила даже первый спуск на воду для возможного дальнейшего улучшения.
Проблема в том, что верхние части корпуса слишком высоки и тяжело сложены для относительно небольшого количества корпуса ниже ватерлинии. Это должно было сделать корабль быстрым, но центр тяжести поставил его слишком высоко над водой, так что даже легкий ветерок мог тревожно накренить корабль. Это стало ясно всем 10 августа 1628 года, но некоторые подозревали это, еще до того, как корабль отплыл. Более того, тот факт, что капитан Сефринг Ханссон позволил орудиям оставаться открытыми, когда «Васа» отправился в путь, стал судьбоносным решением — если бы они были закрыты, вода не могла бы влиться внутрь, и корабль мог бы выжить достаточно долго, чтобы потом перестроиться в более стабильной конфигурации.
Уже на следующий день после того, как «Васа» затонул, Государственный совет начал поиск ответственных сторон, но никто не был наказан за одно из величайших бедствий эпохи великой державы Швеции.
Первые попытки поднять корабль со дна предпринимались в 17 веке. Но тогда ценность представлял не сам корабль, а бронзовые пушки. Именно ими и ограничились все работы. В течении 1664–1665 годов были подняты 53 пушки, остальные посчитали утерянными.
После этого про «Васу» надолго забыли, и лишь во второй половине 20-ого века вновь вернулись к его поискам. Обнаружен корабль был 25 августа 1956 года, когда не осталось сомнений, что это именно Васа, стали готовиться к его подъему на поверхность. С августа по сентябрь 1959 года судно тащили по дну в более подходящее место, затем почти полтора года под водой подготавливали корабль к подъему. 24 апреля 1961 года «Васа» наконец-то оказался на поверхности, его отбуксировали в сухой док, где начали очищать от ила и проводить археологические раскопки. В ходе восстановительных работ было найдено 17 скелетов и еще несколько неполных. Экспертизы ДНК установили, что это были и мужчины, и женщины, и даже дети, некоторые находились в родстве, большинство скелетов имеют профиль ДНК, который распространён в современной Финляндии. Но к сожалению, личности установить не удалось, так как не сохранилось никаких личных вещей, по котором можно было бы идентифицировать погибших. Однако, сотрудники музея всё же пришли к выводу, что один из скелетов принадлежит капитану Гансу Йонссону.
Музей «Васа» на сегодняшний день стал уже неотъемлемой частью горизонта Стокгольма. Его мачты, возвышающиеся над Юргорденом, стали маяком, который служит ориентиром туристам и жителям города. В 1981 году был проведен общеевропейский конкурс по отбору архитектора для строительства музея «Васа», на нем было представлено 384 проекта. Победителями стали шведские архитекторы Марианна Дальбек и Йоран Монссон с их дизайном «Ask». Строительство началось 2 ноября 1987 года.
В сентябре 1988 года, корабль был встроен в защитную оболочку для подготовки к путешествию по воде в новый музей. В декабре этого же года «Васа» совершил свой последний рейс. Опираясь на понтон, его перевезли в защитной оболочке в новый «дом».
Для широкой публики музей был открыт летом 1989 года, и почти четверть миллиона посетителей смогли увидеть корабль. Официальное же открытие состоялось при участии короля Карла XVI Густав 15 июня 1990 года, и с тех пор миллионы посетителей со всего мира побывали здесь.
Музей продолжал реконструироваться в процессе своей работы и открылся обновленным 1 мая 2013 года, с усовершенствованным выставочным залом, прихожей и совершенно новым сувенирным магазином. Помимо самого корабля здесь также много других интерактивных выставок, связанных с его историей, процессом поднятия корабля со дна на поверхность, регулярно транслируется фильм о корабле «Васа». Подробности об актуальных мероприятиях в музее вы можете узнать на официальном сайте.
Корабль расположен на музейном острове Юргорден в самом центре города. Ближайшая остановка общественного транспорта называется «Nordiska museet/Vasa», до нее ходят трамваи № 7, 7N и автобус № 67. Расположена она непосредственно рядом с музеем. Если вы передвигаетесь по городу на метро, то вам нужна станция «Karlaplan». Далее около километра пешком до музея, можно ориентироваться по торчащим мачтам корабля.
Если вы путешествуете на личном или арендованном автомобиле, то рядом с музеем есть платная автостоянка на 100 машиномест. Имейте в виду, что в разгар туристического сезона парковка будет переполнена.
Еще один способ добраться — это такси. В Стокгольме можно воспользоваться мобильными приложениями Taxi Stockholm, Topcab, Uber X.
Видео о Музее корабля «Васа»:
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.