Кафедральный собор Святой Марии считается главным собором страны. Готический собор построен на месте вестготской церкви V–VI века, которую мавры в период своего господства использовали как мечеть. При длине 120 м, ширине 60 м и высоте 44 м, собор до сих пор является одним из крупнейших в Испании. В оформлении собора участвуют картины Эль Греко, Караваджо, Тициана.
В 1226 году началось строительство современного здания собора, продолжавшееся до 1493 года. Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием, что и понятно, так как стройка началась под руководством французского архитектора Мартине. В соответствии с проектом 88 колонн и 72 свода образовали 5 нефов. В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристоен клуатр и часовня святого Власия, а в XV веке при архитекторе Альваре Мартинесе было закончено строительство западного фасада и башни.
Завершил строительство собора в 1493 году «великий кардинал» Педро Гонсалес де Мендоса. Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера.
Город рос, и со временем окружающие строения скрыли перспективу собора, нивелировали истинные размеры собора, а холмистый рельеф Толедо мешает оценить величие здания. Хорошо открыт для обзора разве что лишь главный (западный) фасад, выходящий на центральную площадь города с дворцом архиепископа и зданием мэрии.
Главный вход на фасаде XV века называется «Пуэрта-дель-Пердон» (Ворота прощения). Считалось, что каждый кающийся, прошедший этими воротами, получает прощение грехов…удобно, можно и не каяться. Вот только через этот вход уже давным-давно не пускают, открывают лишь для особо важных случаев, таких как торжественный вход в собор нового архиепископа. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей своей ризы Святому Ильдефонсу.
В северной, самой старой стене собора XV века, находятся «Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов). Их называют ещё ярмарочными, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Тимпан портала представляет сцены из земной жизни Христа. Через эти ворота можно зайти в собор, причём бесплатно, но только на небольшую площадку, откуда кроме общего вида интерьера ничего не разглядишь.
А заходят по билетам через южный портал «Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов) , это самые новые ворота собора, они созданы в 1460–1466 годах.
Главная капелла собора до XVI века состояла из двух частей с отдельными сводами, благодаря кардиналу Хименесу де Сиснерос была обьединена и расширена
На создание позднеготического ретабла капеллы ушло шесть лет, с 1498 по 1504 год
Выполнено из позолоченного дерева и стало одним из последних примеров этого стиля в Кастилии. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, в четырёх скульптуры на евангельские сюжеты, в двух находятся статуи святых, широкая центральная расположена над дарохранительницей.
Боковые стены Главной капеллы богато украшены резьбой. Здесь также находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, а также королей Альфонсо VII Императора, Санчо III и Санчо IV.
В центральной части собора рядом с Главной капеллой расположены двухярусные соборные хоры. Деревянные сиденья нижнего яруса украшают 54 барельефа с эпизодами взятия Гранады работы Родриго Алемана (1495 год)
верхний ярус украшают изображения библейских сцен работы Алонсо Берругете и резьба Фелипе Бигарни. Ограждает хоры решётка в стиле платереско.
Ризница построена в конце XVI века, состоит из нескольких комнат, которые несут сейчас уже функцию картинной галереи. Можно видеть картины Эль Греко, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Гойи, а также средневековые литургические одеяния. Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»
Капелла Новых Королей была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара. Здесь похоронены несколько королей вместе с их жёнами.
Капелла Сантьяго или Святого Иакова находится между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Её построил могущественный дворянин Альваро де Луна между 1435 и 1440 годами в качестве будущей фамильной усыпальницы. Капелла со звездчатым сводом выполнена в готическом стиле. В центре капеллы — мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, остальные его родственники захоронены по бокам капеллы.
Капелла святого Ильдефонса находится прямо на главной оси собора. В связи с тем, что Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо, это была первая капелла в соборе, находится на этом месте с основания в XIII веке. Была построена по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса, как место упокоения для него и членов его семьи. Мраморное ретабло изображает неизменный сюжет — вручение Богородицей своей ризы Святому Ильдефонсу.
Южнее капеллы Сан-Ильдефонсо можно найти Зал капитулов, построенный по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос. Состоит из 4 помещений, в стиле готики, сочетающейся со стилем мудехар. Интерьер основного зала выполнен из позолоченного дерева, а на стенах развешаны портреты всех толедских архиепископов.
Капелла Транспаренте, созданная в 1729–1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе, пожалуй наиболее впечатляющая в соборе, считается шедевром испанского барокко
Центральная скульптура Девы Марии с Младенцем окружена мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. Уникальность капеллы — в способе её освещения. В своде пробили круглое окно, причём таким образом, чтобы луч света падал по центру капеллы на её дарохранительницу. Пространство вокруг самого окна изображает библейские темы.
Капелла Тела Христова более знакома как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому обряду, который был постепенно вытеснен стандартным для католиков римским обрядом после Реконкисты. Кардинал Хименес де Сиснерос возродил этот обряд на основе сохранившихся мосарабских литургических книг и добился от папы Юлия II разрешения на его использование. Мосарабские службы и по сей день проводятся в капелле Тела Христова. Вход в часовню преграждает решётка с гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. На фресках стен капеллы видны сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом, а мраморный алтарь с бронзовой декорацией изображает Деву Марию с Младенцем.
Сокровищница расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу — фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.
Ещё нигде не видел в куче такого количества золота, бьющего в глаза, как на этой дароносице, созданной в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе. Она 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, скреплённых 12500 винтами. Если долго рассматривать, то наверное можно найти все 250 статуэток, но на это ни у кого не хватает терпения. Венчает дароносицу крест с бриллиантами. А весит это творение 201 кг! После дароносицы на остальные экспонаты в сокровищнице уже обращают мало внимания.
Я думаю, что мимо этого величайшего памятника испанской и христианской истории мало кто пройдёт, поэтому ещё раз полезные данные
Собор открыт
10:00 — 18:30, вход закрывается в 18:00
воскресенье и праздники
14:00 — 18:30
Комплексный билет 11 EUR