Сантес Креус представляет собой один из выдающихся памятников каталонского средневекового наследия и одну из жемчужин цистерцианской архитектуры вместе с монастырями Поблет и Вальбона-де-ле-Монж.
Сантес Креус представляет собой один из выдающихся памятников каталонского средневекового наследия и одну из жемчужин цистерцианской архитектуры вместе с монастырями Поблет и Вальбона-де-ле-Монж.
«Я без солнца, и ты без веры — мы ничего не стоим». Надпись на солнечных часах ворот монастыря Сантес Креус
Раз заговорил о цистерцианских монастырях в прошлом отзыве, логично было бы показать и второй — Сантес Креус. В середине двенадцатого века реконкиста достигла замка Сиурана (мы здесь ещё тоже побываем) и оставила большую территорию между долинами рек Гайя и Франколи в ожидании повторного заселения христианами. Требовалось и администрирование этим процессом. Создание отделений монашеских орденов было идеальным для этой цели, и новый цистерцианский орден, находившийся тогда в фазе расширения, был выбран семьёй Монкада, самой могущественной в графстве Барселона, чтобы обосноваться там. По этой причине в 1168 году им был предоставлен участок земли на берегу Гайи, где монахи в том же году начали строить монастырские здания.
Работы продолжались почти два столетия, один из этапов совпал с правлением Педро III Великого, который в монастыре основал свой пантеон. В течение 14–15 веков возникли укрепления, а в 17 веке был построен новый дворец аббата.
Война с Францией ознаменовала начало упадка, кульминацией которого стало закрытие монастыря в 1835 году и его конфискация. Затем начались разрушения и грабежи, которые не прекращались вплоть до конца 19 века, когда были предприняты реставрационные работы, которые продолжались и в 20 веке.
В 1921 году монастырь был объявлен национальным памятником. В отличие от Поблета, этот монастырь не действующий, является филиалом исторического музея Таррагоны.
Сантес Креус скромнее Поблета, к тому же сейчас находится в состоянии глобальной реконструкции, которую монастырь в Поблете давно прошёл. Но общее в планировке обоих монастырей заметно сразу. Архитектурный комплекс в Сантес Креус также состоит из внешнего ограждения с двумя входными порталами, большим двором, и внутреннего ограждения, за которым территория, состоящая из церкви, клуатра, Королевского дворца и построек, где проходила монашеская жизнь: спальни, трапезной, кухни, скриптория, дома капитула и т. д.
Внешний доступ на территорию монастыря осуществляется через ворота, непосредственно пристроенные к деревенским домам, раньше в них жил сторож и была кузница. Фасад, выходящий на небольшую площадь Пласа Санта-Лючия, имеет полукруглый арочный портал и капитальное окно, фасад украшен сграффито.
Часовня Санта Лючия берёт своё начало в 13 веке, с 1425 года служила приходской церковью для города и мирских служителей монастыря, это положение сохранялось до 1843 года, когда приход переехал. в монастырскую церковь. Нынешнее здание является результатом реконструкции 1741 года.
Вторым порталом для входа в монастырский комплекс является Асумпта (Портал Успения), построенный во второй половине 18 века в стиле барокко. Портал отделяет площадь Санта-Лючия от площади Сан-Бернат. На внешнем фасаде портала есть ниша, в которой находится изображение Успения Богородицы, давшее ему название.
Главная площадь внутри монастырской ограды, Сан-Бернат, окружена рядом зданий, украшенных сграффито, которые в своё время предназначались для монастырских служб, госпиталя, позже преобразованного в дворец аббата.
Нынешний вид приобрела в 18 веке, одновременно со строительством портала.
Фонтан Сан-Бернат расположен в центре одноимённой площади, он был построен в 18 веке. Возглавляет его статуя святого Берната Кальво, который был настоятелем монастыря с 1226 по 1233 год, а затем епископом Вика. Мародёры в 19 веке лишили настоятеля головы, которая была восстановлена только в 1931 году.
Старая больница Сант-Пере-дельс-Побрес, построенная в 1229 году, была преобразована в 16 веке во дворец аббата, достаточно далеко от общежития монастыря, чтобы не нарушать жизнь монахов, когда аббат принимал посетителей.
Внутри можно найти крохотный клуатр с колодцем посередине, хотя для одного человека, надо полагать, было достаточно.
Строительство главной церкви монастыря Сантес-Креус, полностью вписанную в каноны цистерцианского стиля, было начато в 1174 году и продолжалось до 1225 года. Затем последовала долгая пауза до возобновления работ, были завершены в 1280 году.
Это церковь в стиле базилики, с тремя нефами, покрытыми крестовыми сводами, с центральным нефом выше боковых.
Главный фасад представляет собой позднероманский портал, датируемый примерно 1270 годом. Тонкие колонны украшены резными капителями. Над дверью большое остроконечное арочное окно.
Витражи на котором можно увидеть изнутри, работа датируется 1280–1300 годами.
Образ главного алтаря представляет собой замечательную работу в стиле барокко, выполненную Жозепом Трамуллесом в 1647 году. Он посвящён Деве Марии, которая появляется в окружении двух святых-цистерцианцев, святого Бенедикта и святого Бернара. Хосеп Трамуллес, родившийся в Вилафранке в 1603 году, вместе со своим отцом Антони и братом Латцером был одним из самых выдающихся скульпторов Каталонии своего времени.
Считается, что это первый алтарь каталонского искусства, который преодолевает преобладавшую до тех пор блочную модель (пример — алебастровый алтарный образ в Поблете) и помещает всё внимание в центр, где находится изображение Богородицы. Это изображение было перекрашено, в 19 веке, очень небрежно и очень яркими красками, в 2016 году его отреставрировали. В ходе реставрации было обнаружено, что оригинальная Дева Мария была с обнажённой грудью, наподобие античных статуй, что крайне уникально и не принято в католической среде.
По обоим сторонам от входа находятся две гробницы королевской династии. Одна принадлежит Педро III Великому (1240 — 1285), вторая Жауме II (1267 — 1327) и Бланке Анжуйской (1280–1310). Гробницы практически одинаковы. Могила Педро III Великого смогла уберечься от осквернения, которому подверглась в 19 веке могила его сына Жауме II. Останки короля были уничтожены, а королевы брошены в колодец, откуда через некоторое время их извлёк монах и снова положил в гробницу. Анализ останков королевы, проведенный в 2010 году, подтвердил, что она умерла в послеродовом периоде (в соответствии с хрониками после рождения десятого ребёнка), в возрасте тридцати лет.
Строительство Главного клуатра было начато в 1313 году, а в 1331 году он был благословлён епископом Сардинии, хотя работы так и не были завершены. Работы активизировались с приездом английского мастера Рейнарда Фонолла, которому приписывают большую часть скульптурных работ. Работу над монастырём можно было считать завершённой в 1341 году, когда его вторично благословил аббат Франческо Миро. Галереи клуатра покрыты крестовыми сводами, замковые камни которых украшены королевскими гербами. Проёмы, разные в каждой галерее, имеют чисто готический узор.
Клуатр на три четверти был закрыт в связи с реконструкцией, обзору мешали леса. Это помешало сфотографировать украшения клуатра, они очень интересны. Вот группа товарищей умудрилась показаться среди раздвинутых лесов.
Обидно, потому что очень интересны, например, капители. На них, выполненных с большим мастерством и юмором, вырезаны самые разные сюжеты: от бытовых до фантастических и некоторых библейских сцен.
Дом капитула расположен в восточном крыле. Он был построен в конце двенадцатого века в стиле, который можно считать переходным между романским и готическим. Это квадратное помещение покрыто крестовым сводом, первой версией того, что позже станет готическим крестовым сводом, поддерживаемым четырьмя центральными колоннами и кронштейнами, прикрепленными к стенам.
В доме капитула находятся могилы шести аббатов 16 и 17 веков, а также могила епископа Андреу де Веллереджиа, францисканского епископа из Лериды, который умер в Неаполе в 1360 году.
На стенах галерей клуатра находятся саркофаги многих дворянских семей Каталонии 13 и 14 веков (Сервелло, Монкада, Аламани, Агило и других).
Общежитие монахов, расположенное на втором этаже восточной части монастыря, над домом капитула, было построено между 1191 и 1225 годами. Оно практически идентично уже увиденному в Поблете, только поменьше.
Задний клуатр расположен в восточном секторе монастыря. Это прямоугольное пространство с простыми стрельчатыми арками, куда выходят служебные помещения, например, трапезная или кухня, не впечатляет.
Происхождение этого очень примитивного клуатра неизвестно, и существует несколько теорий о его происхождении. Некоторые думают, что это первый клуатр самого монастыря, пока строились другие помещения.
В то же время другие теории говорят о том, что он был перенесён камень за камнем из какого-то другого монастыря и собран здесь в 17 веке. Есть также мнение, что он был частью монастыря, отведённую новообращённым.
Хотя, неся на себе налёт эпох, тенистый дворик этого клуатра с полуразвалившимся фонтаном довольно романтичен.
Королевский дворец. Здесь короли останавливались во время своего пребывания в монастыре, что происходило очень спорадически, поэтому обычно он служил дворцом аббата до строительства нового Дворца аббата в 16 веке.
Здание представляет собой великолепный образец каталонской гражданской готики. Располагается вокруг внутреннего двора с колодцем посередине, откуда лестница ведёт на верхний этаж, где находились королевские покои. На этом этаже обращают на себя внимание полихромные деревянные кессонные потолки.
Благодаря гербам королевы Бланки Анжуйской и гербам Каталонии и Сицилии удалось датировать строительство этого здания периодом правления Жауме II, в любом случае, до 1322 года. В архитектуре двора выделяется порфировая колонна — экзотический и роскошный материал, который, согласно хроникам, был привезён с Востока.
Кухня потеряла свою крышу и выглядит очень потрёпанной. Сохранилось лишь несколько элементов, определяющих назначение помещения, в основном раковины из крупных каменных блоков, стол и каменная печь.
За малым клуатром находится часовня Троицы, построенная в конце 12 века, это могла быть первая монастырская церковь, использовавшаяся во время строительства.
Позже она стала часовней лазарета.
И, под конец прогулки по монастырю — старая квадратная колокольня, известная как Часовая башня. Она была построена в 1575 году, во времена аббата Джерони Контижока. Настоятель был уроженцем Конесы и, похоже, его вдохновила колокольня приходской церкви его родного города. Башня довольно стройная и имеет с одной стороны изогнутый расширяющийся выступ, через который проходит винтовая лестница. Сначала было непонятно, почему её называют Часовой.
Чтобы понять, надо ещё раз заглянуть в церковь, где сохранился деревянный ящик, в котором спрятан механизм часов, давших название башне. Обслуживались часы через дверь в башне.