Знаете ли вы, что Саламанка — один из немногих городов, в котором есть два Кафедральных собора? Конечно, нет ничего необычного в том, чтобы увидеть несколько церквей в одном месте, но два Кафедрала встречаются гораздо реже. Например, в такой насыщенной католическими памятниками стране, как Испания, таких городов всего шесть. А объединение старого и нового собора практически в одно здание — вообще уникальный случай.
Случилось так, потому что собор просто должен был быть разрушен и заменён новым. Но длительный период времени, прошедший с начала работ над Новым собором в 1520 году до его завершения в 1733 году, потребность в месте для совершения епископских богослужений до завершения строительства привели к тому, что первоначальное решение о его сносе было оставлено. Вероятно, в XVIII веке уже по другому смотрели на сохранность ценных реликвий, фресок, которые сами по себе состарились более чем на 200 лет, решено было объединить два здания через часть нефа старого собора.
Сначала посмотрим на древнюю часть. Строительство Старого собора началось по инициативе первого епископа Херонимо де Перигора в начале 1100-х годов после восстановления Саламанкской епархии королём Леона Альфонсо VI и после повторного заселения города, проведенного его зятем Раймондом. Это было время, когда только-только романский стиль уступал место ранней готике.
4
Старый собор имеет три нефа с трансептом и три полукруглые апсиды. Он увенчан простыми ребристыми сводами и уникальным полусферическим куполом, называемым Торре-дель-Галло, с его явно восточным происхождением. Простой и строгий, Старый собор наполнен мелкими скульптурными деталями, которые благодаря выразительной силе его композиций делают его международным эталоном. Гармоничный, каждый уголок удивляет посетителей интересной деталью, которую можно долго рассматривать с разных ракурсов.
1
Первое, куда мы попадаем — часовня Святого Мартина. В неё ведёт очень узкий и низкий вход, как в какой-нибудь подвал, оформленный большой фреской с изображением святого, который разрезает свой плащ.
2
В этой часовне находится отличный пример романской гробницы, в данном случае епископа Родриго Диаса, умершего в 1339 году, она украшена фресками того же периода и сценами из «Поклонения волхвов».
1
Самое интересное в этой часовне — это фрески, украшенные гербами королевств Леона и Кастилии, которые датированы 1262 годом, их автором является Антон Санчес де Сеговия. Видны фрески на задней стене с изображениями Иеремии, Исайи и Даниила вверху и Сан-Хоакина и Санта-Аны внизу. Левее расположены фрески, сделанные в XIV веке, изображающие Страшный суд.
4
Алтарь Старого собора был сделан между 1430–1450 годами, три автора работали над ним. Когда видишь такое чудо, не сомневаешься, что здесь постарались итальянцы. Основные работы были сделаны Даниэлем Делли, более известном как Делло Делли, его братем Сансоном Делли и Николасем Флорентино.
1
Алтарь представляет собой цикл жизни Девы Марии и Иисуса Христа, от Рождества Богородицы, всё сопровождается сценами из жизни Иисуса и завершается великолепным Страшным судом. Картины очень продвинутые по сравнению с художественными стилями, которые в то время жили в Испании, куда пока мало доплыли первые ренессансные решения. Италия в чистом виде, похоже на мастерское объединение сиенской и флорентийской школ.
7
Хорошо сохранился трансепт Послания
4
Здесь же находится исключительный набор гробниц, все из которых датируются XIII веком.
6
4
Часовня Сан-Сальвадор — старейшая из всех часовен этой части собора. Мини-купола имеют мусульманское влияние и очень странны для такого раннего периода в северной Испании. В этой часовне, основанной Родриго Мальдонадо, уроженцем Талаверы, профессором и ректором университета, следовали Мосарабский обряд. Считается, что этот очень древний литургический обряд копирует ещё до-арабский, вестготский. Могила основателя и его супруги находятся в центре часовни.
1
Часовня Святой Барбары. На заре основания Университета Саламанки часть предметов изучали в помещении собора и эта часовня служила местом проведения «выпускных экзаменов».
3
3
Студент, собиравшийся сдавать экзамен, должен был провести всю ночь взаперти в часовне, сидя на стуле и положив ноги на ноги лежащей скульптуры епископа Лусеро, расположенной в центре часовни (в кадр не вошло). На следующее утро профессора садились на скамейки вокруг часовни и принимали экзамен. Если студент сдавал экзамен, он выходил из главных дверей собора, где его ждали друзья, и вместе они устраивали вечеринку. Ну, а если завалил, то выходил через другую, заднюю дверь, прямо в пустой тёмный переулок…
4
В центральной части часовни Анайя находится гробница основателя часовни и патриарха семьи Диего де Анайя, епископа Саламанкского и архиепископа Севильи.
4
Изготовлена из алебастра, возможно, немецким мастером, решётка и ворота выполнены в XVI веке.
3
Старый собор хорош, но для многих едва заметен, примыкая к Новому собору, расположенному выше по склону. Новый собор виден практически из любой точки города благодаря своим огромным размерам, своему 80-метровому куполу и колокольне.
7
5
6
Наряду с собором Сеговии, Новый собор Саламанки считается последним из соборов в готическом стиле, построенных в Испании. Главный фасад — западный, состоит из трех дверей — по одной на каждый неф — в стиле пламенной готики на переходе к ренессансу. Он имеет множество деталей, таких как высеченные в камне изображения из Библии и жизни Иисуса.
6
Идея строительства Нового собора возникла в XV веке в связи с ростом населения в городе, особенно из-за сильной привлекательности Университета. Поэтому Старый собор казался в то время «маленьким, тёмным и низким».
4
Новый собор является «последним вздохом готического стиля», потому что был построен на ранних этапах эпохи Возрождения.
6
Один из примеров богатой монументальности, резко контрастирующей с умеренной простотой соседнего романского собора. Он включает в себя широкий спектр художественных стилей: готика смешивается с барокко, которое, в свою очередь, питается ренессансом, это заметно во всём — в камне, в скульптурах, в стекле.
4
6
4
8
6
Первоначальный купол был построен Хоакином Чурригера. Он был закончен в 1725 году и был похож на купол в соборе Бургоса, с такими же рёбрами и барочным декором. Лиссабонское землетрясение 1755 года раскололо центральный купол, и он был заменён другим неоклассическим, сделанным архитектором Хуаном де Сагарвинага, который можно видеть сегодня.
5
5
Недалеко от входа в Новый собор мы видим прямоугольную в плане Главную часовню, построенную во второй половине XVIII века, которая увенчана роскошным полихромным и золотым сводом. В часовне хранятся урны с останками Сан-Хуан-де-Саагуна, покровителя Саламанки, и Санто Томаса де Вильянуэва.
1
4
Часовня Богородицы, где особо выделяется сидящая готическая Богородица с Младенцем на руках. Все эти фигуры проходят парадом в Вербное воскресенье с одним из саламанкских братств.
1
Алтарь в стиле барокко работы Хоакина Чурригеры содержит резное изображение Богоматери Одиночества. Так названа и вся часовня.
3
В этой часовне находится романское изображение Иисуса под названием Кристо-де лас Баталья, которое датировано первой половиной XII века. Это очень ценная реликвия — согласно традиции, образ носил епископ Херонимо, первый епископ Саламанки после заселения города христианами, когда он сопровождал Эль Сида в его битвах против мусульман. Также в часовне находится урна с останками самого епископа Херонимо.
1
Часовня Святого Иосифа содержит алтарь в стиле барокко, напоминающий португальский стиль, с хорошим изображением святого Иосифа с младенцем и картинами святого Иоанна и Магдалины.
1
Часовня Иисуса Назарено — здесь представлены различные картины итальянских мастеров. В запрестольном образе выделяются — изображение Христа и Вероники работы Карло Маратты и овальная картина кающейся Магдалины работы Романелли. На заднем плане находятся две неаполитанские картины с «Избиением младенцев» и «Изгнанием торговцев из храма», приписываемые Микко Спадаро.
2
2
Орган Евангелия в стиле барокко был построен в 1744 году мастером Педро Эчаверриа. В 1950 году захотели настроить орган. Был вызван бельгийский специалист, который с изумлением узнал, что два столетия дивайс стоял без настройки, сохранив все свои первоначальные характеристики. Чудо приписали местному климату.
5
Хор был построен между 1730 и 1740 годами Хоакином Чурригера. Стулья на обоих уровнях являются работой разных художников, дополнялись и заменялись постепенно.
5
Золотая часовня или Всех Святых была построена в 1515 году по распоряжению архидиакона города Альба-де-Тормес Франсиско Санчеса де Паленсуэла. Здесь находятся разные гробницы, в том числе и основателя часовни. Все стены украшены примерно 110 статуями, среди которых выделяется их золотой цвет, отсюда и название часовни. Есть скульптуры персонажей Ветхого и Нового Заветов, в том числе апостолов, святых, пророков и др. Скульптуры стоят на разных полихромных и золотых полках. Весьма любопытны изображения Адама и Евы, совпадающие с изображениями Аполлона и Венеры на фасаде Саламанкского университета. Образ смерти предстаёт мрачно спрятанным в нише и с жабой между ног.
4
В соборе находится ещё около 20 интересных часовен и алтарей. Описать всё просто невозможно. И так получилось на средний рассказ, а совсем не на отзыв. Лучше каждому оценить это историческое, архитектурно-художественное и духовное чудо самому.