Что нам подходит, так это смирение, смирение, добровольная нищета, послушание, мир и радость во Святом Духе; мы остаёмся на своём месте, когда соблюдаем молчание, когда постимся, когда бодрствуем, когда молимся и когда трудимся, и прежде всего, когда занимаемся милосердием, царицей добродетелей.
Бернард Клервосский 1091 — 1153
Поблет, как и любой хороший монастырь, расположен отдаленно: в невысоких горах Прад, в 50 км от Таррагоны. Он был построен в 12 веке в честь изгнания мавров из Каталонии.
7
Монашеский орден — цистерцианский, который является ответвлением бенедиктинского и делает упор на аскезу, трудолюбие и молитву. Раньше в Поблете проживало до 200 монахов, сегодня их число приближается к 30.
7
Впечатляющий монастырь, который когда-то был одновременно и укреплённой королевской резиденцией, имеет в центре церковь XII века, где похоронены восемь королей и четыре королевы Арагона, по этой причине монастырь можно рассматривать и как военный комплекс.
5
Королевский монастырь, полное название которого — Санта-Мария-де-Поблет, не был один в этих краях, является одним из группы цистерцианских монастырей, основанных в Каталонии в 12 веке, вскоре после её освобождения от мусульман. Два других — Вальбона-де-ле-Монж, который был временно закрыт для свободных посещений, и Сантес-Креус, в котором мы тоже побывали. А по Тропе цистерцианцев, пешеходному маршруту длиной 103,5 километра, имеют возможность пройти любители пешего туризма.
8
Монастырь Поблет к началу 19 века пришёл в упадок, что ж было общей тенденцией. Конфискация церковных земель в 1835 году и последующее изгнание монахов привели к дальнейшему упадку, община монахов вернулась в монастырь только в 1940 году, а в 1991 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор он привлекает всё больше посетителей, впрочем, из-за дальности от переполненных приморских дачных городков столпотворения здесь, к счастью, всё равно не наблюдается.
6
Монастырь также производит собственные вина, правда им сравнительно недавно пришлось обновить виноградники. Девять гектаров были засажены в 1989 году виноградом Пино Нуар, выбранным в память о цистерцианских виноделах Бургундии. Это было оригинально, потому что Пино Нуар не выращивается в Каталонии. В небольших количествах изготавливается также местное вино Интрамурс, которое представляет собой смесь Каберне Совиньон, Темпранильо и Мерло.
3
Идём смотреть монастырь. Проходим через ворота аббата Лерина, это внешний вход, но не в сам монастырь. Были построены во времена аббата Фернандо де Лерина (1531–1545), внутри жил монах-привратник. Над аркой находится ниша с изображением Девы Марии.
3
За воротами — большой двор, в домах по бокам жили работники и слуги монастыря.
3
Пока не зашли в сам монастырь, находящий за крепостной стеной, познакомимся с объектами, расположенными по бокам внешней площади. Часовня святой Екатерины Александрийской для паломников и мирян, живших вокруг монастыря. Её пристроили к бывшей больнице для бедных, где сейчас находится монастырский хостел.
2
Часовня была построена в 13 веке — освящена 20 июня 1250 года. Перед ней виден крест аббата Гимеры. Изготовленный во времена аббата Жоана де Гимера в 1568 году, он после закрытия монастыря в 19 веке исчез, но когда монастырь возрождался, дотошные энтузиасты разыскали и приобрели его у антиквара в Париже. Крест имеет с одной стороны распятого Христа, а с другой — Богородицу, украшен фигурками и растительными мотивами.
4
Часовню Святого Георгия король Альфонсо IV Великолепный построил во времена аббата Бартомеу Конилла в 1452 году, в ознаменование взятия Неаполя арагонцами. Дверь украшена аркой, над которой расположены гербы Альфонсо IV и аббата Конилла.
6
В 14 веке, чтобы завершить проект монастыря-пантеона своей династии, король Педро III Церемониальный окружил монастырь оборонительными стенами, которые окончательно придали ему вид крепости. Их периметр составляет 608 метров, высота 11 метров, и толщина 2 метра. Всего было 13 башен, наибольший интерес вызывают две башни, обрамляющие Королевские ворота.
6
Строительство их было начато в 1369 году и завершено к концу века. Крепостные стены можно считать одним из самых замечательных примеров готической военной архитектуры на территории короны Арагона.
3
После того, как монастырь перестал играть роль крепости, решили прямо в крепостной стене сделать вход в церковь через монастырский клуатр, должно быть, сначала этот вход имел убогий вид. Поэтому в 17 веке герцог Луис Рамон Фольх де Кардона, у семьи которого уже был пантеон внутри храма, решил построить новый фасад церковного входа. Соорудили его мастера из Таррагоны, а три статуи — работа Доменека Ровиры-младшего. Это — святая Мария, святой Бенедикт и святой Бернар.
6
Позже, во времена аббата Бальтасара Фонтаниллеса в первой половине 18 века были добавлены элементы в более ярком стиле барокко.
5
Это барокко очень контрастирует с готическим атриумом и романской базиликой, которые в мгновение ока переносят нас из 18-го обратно в 12 век.
8
Церковь — здание в романском стиле, с тремя нефами и остроконечным цилиндрическим сводом. Как и все старые церкви, она апсидой ориентирована на восток.
7
Вот признак глубокой духовности — древние христиане молились ориентированно, выражая таким образом свою веру в Иисуса Христа, воскресшего Господа, но и Солнцу, приходящему с небес, свету, который не заходит. В 1963 году Папа Иоанн XXIII присвоил ей титул малой базилики.
5
Главный алтарь — флагманское произведение каталонской скульптуры эпохи Возрождения. Он был вылеплен из алебастра Дамиа Форментом между 1527 и 1529 годами. Имеет так называемую римскую структуру. Основание состоит из двух рядов панелей с двумя дверцами на концах. Нижние панели украшены гротесками, а верхние представляют собой пять сцен из Страстей, сильно изуродованных в 19 веке. Алтарь разделён по горизонтали на три части, плюс корону, на которой находится Голгофа.
7
На первой полосе находится отреставрированное изображение Девы Марии и шесть резных современных изображений святых. На второй полосе изображены сцены из жизни Марии, а в центре третьей расположено изображение благословения Христа в окружении парных фигур двенадцати апостолов.
4
Испания, к счастью, была избавлена от хулиганья типа якобинцев и воинствующего крыла протестантов, но всё же и здесь нашлись их последователи. После экспроприации монастыря в 1835 году в результате последующего разграбления алтарный образ был сильно повреждён, а некоторые изображения были уничтожены или украдены. Восстановление началось в 1940 году.
7
Гробницы каталонско-арагонских королей были построены во времена правления Педро Церемониального, в середине 14 века, при участии самых известных скульпторов того времени, таких как Жауме Каскальс или Жорди де Деу. К сожалению, гробницы были тоже разграблены в 1835 году.
3
А были здесь похоронены — Альфонс Целомудренный (1162–96), Жауме Завоеватель (1213–76), Педро Церемониальный (1336–87) и их жёны Мария Наваррская, Элеонора Португальская и Элеонора Сицилийская. Затем — Иоанн Охотник (1387–96) с женой Матой д’Арманьяк, Виолан де Бар (1396–1410) и его жена Мария де Луна, Ферран д’Антекера (1412–16), Альфонсо Великолепный (1416–58) и Иоанн II (1458–79) с женой Хоаной Энрикес. Здесь же покоилась Беатрис Арагонская, дважды королева Венгрии с 1475 по 1500 год.
5
Останки членов королевской семьи были перенесены в собор Таррагоны, некоторые скульптурные элементы были рассредоточены по музеям или проданы за рубеж. В 1940 году реставраторам было поручено воссоздать лежащие изображения, смешав древние элементы с современными работами, но точно сохранив первоначальную схему. Новые гробницы, выполненные из алебастра, как и старые, были помещены в 1951 году на изящные сниженные арки времён Педро Церемониального, к счастью сохранившиеся.
4
Новая ризница в стиле барокко была начата аббатом Дорда в начале 18 века, но строительство не удалось осуществить из-за Войны за наследство. Следующий аббат Сайоль закончил помещение между 1735 и 1750 годами. Всё богатое внутреннее убранство позднее исчезло. На стенах сохранились две художественно обработанные золотые рамы, которые когда-то обрамляли большие картины. Так что скульптуры, алтарь и небольшие, хоть и старые, картины не соответствуют историческому образу Новой ризницы.
2
Шаг за шагом посмотрим сам монастырь. Дом капитула — это место, где монахи собираются, чтобы обсудить самые важные события общины, включая выборы настоятеля или принятие послушников. После церкви это самое важное место в монастыре, и в прошлом здесь хоронили настоятелей. Построенный в 13 веке, Дом капитула демонстрирует готическое искусство в полном объёме в стрельчатых сводах крыши, в отличие от окон всё ещё романского фасада.
3
В одном из крыльев монастыря находятся двери в трапезную, которая была построена в 12 веке. Это крытое прямоугольное помещение с остроконечным цилиндрическим сводом. В центре его находится восьмиугольный фонтан, а вокруг него расположены столы, за которыми едят монахи. У одной стены стоит стульчик, где один из монахов читает священные книги или книги по истории. Монахи располагаются, как в церкви, в два ряда лицом друг к другу под председательством настоятеля и едят в молчании, слушая духовное чтение.
6
Рядом находится кухня, построенная в 13 веке, перекрытая крестовым сводом. Здесь, правда смотреть нечего, но говорят, что печка стоит с самого основания монастыря.
3
Новообращённые жили в давние времена отдельно, отдельно и питались. Здесь — бывшая трапезная для новообращённых, построенная в начале 13 века.
6
А кто вообще были эти монахи? Новобращённые или братья-миряне были частью всех цистерцианских монастырей. Они происходили из самых низших слоёв общества, не умели читать и, следовательно, не могли совершать божественную службу, присущую монахам, на латыни. Вот почему они посвящали себя домашним делам общины, вели сельскохозяйственные работы, в которых, впрочем, участвовали и другие монахи. Они жили внутри монашеской обители, под властью Устава и настоятеля, как и другие монахи, но несколько отделённые от остальной общины.
2
В церкви они занимали отдельное помещение — клирос, на западе, отделённое стеной от монашеского клироса, а также имели отдельную трапезную и спальню. Такое разделение продержалось до Второго Ватиканского Собора.
5
Большие цистерцианские спальни вмещали всех монахов монастыря, которые спали вместе. Спали они одетые и подпоясанные, каждый на своей постели, с горящей всю ночь лампадой. Когда звучал сигнал вставать, монахи дружно спускались по лестнице южной стены в сторону церкви, чтобы начать божественную литургию. Общежитие монахов в Поблете, построенное в 13 веке, является первым средневековым помещением в Каталонии подобного типа.
3
С течением времени правила смягчались, здесь были построены отдельные кельи, которые сейчас убрали, чтобы посетители могли увидеть бывшее общежитие в первозданном виде. А 30 монахов сегодня — не 200 раньше, для них нашли кельи в другом месте.
4
Клуатр монастыря был построен в 13 веке и представляет собой великолепный пример эволюции архитектурного стиля на протяжении строительства. Первое крыло, начатое в 1208 году, полностью романское, с аркадами, сгруппированными попарно, опирающимися на двойные колонны и вписанными в большие заострённые рельефные арки.
7
Постепенно стиль развивается, арки становятся более изящными, с рёбрам и розетками в готическом стиле.
3
6
Одним из наиболее выдающихся элементов монастыря является пристройка к клуатру с фонтаном напротив входа в трапезную, чтобы монахи могли мыть там руки перед едой, под названием Бролладор. Он был построен в начале 13 века. Это типичное сооружение цистерцианской архитектуры. Бролладор шестиугольный в плане, перекрытый крестовым сводом, с большими полукруглыми арками, с квадратными проёмами в тимпане, а сам круглый фонтан состоит из тридцати одного минифонтанчика.
5
Можно выйти на крышу клуатра, обойти его по кругу, разглядывая внутренний двор.
5
С одного места можно увидеть симборио, который строился над средокрестием храма.
5
Великолепный готический купол, начатый в 1330 году, был остановлен из-за чумы 1348 года и закончен в более простом стиле в 17 веке. Он встретил 20 век весьма повреждённым и был восстановлен в период с 1978 по 1981 год.