Впервые мадридский кафедральный собор я увидела в феврале 2015 года, когда на несколько дней с сыном поехала в Мадрид. Пришли к нему со стороны Calle Mayor, посмотрели на главный фасад и закрытые ворота, решили, что он закрыт. Желания выяснять что-то, да и заходить, не было: пригревало солнышко, хотелось только гулять по улицам. Оставили на будущее. В эту поездку с подругой уже не прошли мимо.
Полное название собора — Собор Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена (la catedral de Santa María La Real de La Almudena), это кафедральный собор архиепархии Мадрида. Собор стоит напротив Королевского дворца и посвящен Деве Марии Альмудене, небесной покровительнице Мадрида. В переводе с арабского Альмудена означает «крепость».
9
Название собора связано с существующим преданием. В начале VIII века перед вторжением в страну сарационов христиане города, чтобы избежать осквернения, спрятали ценную скульптуру Девы Марии в крепостной стене. В 1083 году, когда король Альфонсо VI отвоевал Мадрид и изгнал мусульман, он начал искать ценную реликвию и молился до тех пор, пока в крепостных стенах не вывалились камни, и не открылась потерянная фигура. На месте обретения фигуры Девы Марии решили построить собор, но до исполнения мечты путь оказался очень долгим.
7
В 1561 году король Филипп II перенес в Мадрид столицу Испании, но резиденция церкви осталась в Толедо, поэтому в городе не было кафедрального собора. Неоднократно испанские правители обращались к архиепископу Толедо за разрешением построить собор, но его не получали.
Только в 1883 году король Альфонсо XII заложил первый камень в основание будущего собора. Собор должен был стать усыпальницей для его жены Марии-де лас Мерседес, которая умерла от туберкулеза через полгода после свадьбы. Первым архитектором собора и руководителем работ был маркиз Франсиско де Кубас, но он не дожил до завершения строительства.
8
Архитекторы менялись, вносились изменения в проект. Во время гражданской войны в 1936–1939 годах строительство собора остановилось. После войны был объявлен конкурс на завершение строительства собора. Его выиграли архитекторы Фернандо Чуэка-Гойтия и Карлос Сидро, они изменили первоначальный проект, за что получили в 1944 году Национальную архитектурную премию. Строительсво далее шло с переменным успехом, завершили собор в 1993 году, 15 июня того года его освятил папа римский Иоанн Павел II.
Собор Альмудена находится в историческом центре Мадрида. Его главный фасад обращен к южной стороне Королевского дворца. Фасад венчают четыре статуи, выполненные скульптором Рамоном Чапарро.
7
В центре между двумя колокольнями в арке, построенной архитектором храма Фернандо Чуэко-Готийя, — скульптура Девы Марии Альмудены. Её окружают статуи Сан-Исидро, Санта-Мария-де-ла-Кабреза, Санта-Тереза-де-Хесус и Сан-Фернандо.
На балконе лоджии установлены статуи четырех евангелистов работы скульптора Хосе Луиса Пареса, а на стене четыре мраморных рельефа Марко Аугусто Дуэньяса. На рельефах изображены коронации Девы Альмудены, молящийся Сан-Исидро Лабрадор, и папа Иоанн Павел II, молящийся перед Богородицей Альмуденой.
3
На щитах на главном фасаде изображены гербы испанского королевского дома и папы римского Иоанна Павла II, освятившего собор.
4
В собор входят со стороны фасада по улице Бейлен. Вход в собор бесплатный, но стоит емкость для добровольных пожертвований в размере 1 евро. Собор открыт ежедневно с 9–00 до 20–30.
2
Перед фасадом Бейлен находится небольшая квадратная площадь Иоанна Павла II, в центре которой стоит памятник ему работы скульптора Хуана де Авалоса.
5
Еще на площади есть работа канадского скульптора Тимоти Шмальца «Бездомный Иисус». Такие он устанавливает в разных городах мира.
11
Бронзовые ворота собора работы скульптора Сангино. На левом снимке ворота фасада Бейлен, через них попадаешь в трансепт собора. Барельеф на них изображает сцену освящения собора. На правом снимке — ворота главного фасада, их открывают только во время праздничных мероприятий.
4
Внутри собор очень светлый, он имеет форму латинского креста с центральным нефом, двумя боковыми нефами и большим трансептом с тремя нефами. Несмотря на готический вид колонн и арок, войдя, понимаешь, что собор современный.
8
4
Алтарный стол размерами 6×2 метра выполнен из зеленого гранадского мрамора. Справа — епископский стул, вырезанный из орехового дерева в неоготическом стиле в 1885 году Рамоном Фоноллосом.
Распятый Христос работы Хуана де Меса (начало XVII века) в алтаре, как и лавки хоров из орехового дерева с обеих сторон алтаря, ранее находился в старинной церкви Сан-Исидро, которая была кафедральным собором до освящения собора Альмудены.
4
В трансепте слева от главного алтаря, есть алтарь из церкви кафедрального собора Святого Петра.
7
8
В соборе много скульптур. Вот «Христос лежащий» Хуана де Авалоса.
В апсиде за алтарем есть проход, за ним размещаются пять радиальных часовен.
Очень красивы витражи заалтарных часовен на темы жизни тех святых, кому посвящены часовни.
5
Часовня Богоматери Мистической жизни
3
Часовня святой Марии Микаэлы дель Сантисимо Сакраменто.
1
Часовня причисленной к лику блаженных Марианы-де-Хесус.
2
Часовня святого Хосемарии Эскрива де Балагер.
3
В соборе необычно яркие потолки, их роспись напоминает потолки стиля мудехар. Это работа художника Хосе Луиса Галисии.
7
В куполе по четырем сторонам изображены четыре стихии — земля, вода, огонь и воздух, которые держат небо.
7
С противоположной от алтаря стороны над воротами главного входа находится уникальный орган, созданный мастером Герхардом Гренцингом.
2
В трансепте великолепные большие витражи классического вида.
2
2
Боковые часовни главного нефа посвящены в основном современным святым Мадрида.
Часовня Богоматери Чудес.
2
Часовня святой Анхелы-де ла Круз.
4
Керамическое панно из часовни Крещения. В этой часовне есть купель из коричневого мрамора и изображение Иоанна Крестителя XVIII века, но из-за ограждения сфотографировать не получилось.
4
Часовня Святой Марии Хосефы дель Коразон де Хесус.
3
Часовня святого Педро Поведа.
4
Часовня Святой Марии Соледад Торрес Акоста.
1
Часовня Святой Троицы.
3
В часовнях главного нефа витражи вполне современные в стиле поп-арт.
4
2
3
В конце трансепта справа находится алтарь Святой Марии Альмудены.
3
Это возвышенный алтарь, к нему ведут две боковые лестницы с медными перилами. На лестнице — щит с гербом Мадрида, ниже под алтарем — гробница 18-летней королевы Мерседес.
5
Витраж над алтарем.
2
Дева Альмудена сидит в серебряном кресле XVII века в центральной нише алтаря. Алтарь был написан Хуаном Бургундским (конец XV — начало XVI века). Он состоит из восемнадцати панно со сценами из жизни Иисуса Христа и Марии.
7
В склеп собора, где похоронены многие именитые персоны, мы не спускались. В соборе есть музей.
Собор мне понравился, пусть в нем нет привычной для испанских храмов роскоши барокко и блеска золота.