В Мадриде, в модернистском здании 20-х годов прошлого века, спрятано тайное сокровище — Музей «Геоминеро» (Museo Geominero) с коллекцией окаменелостей, минералов и горных пород.
В Мадриде, в модернистском здании 20-х годов прошлого века, спрятано тайное сокровище — Музей «Геоминеро» (Museo Geominero) с коллекцией окаменелостей, минералов и горных пород.
На огромных витражах изображены провинциальные гербы семнадцати шахтных штабов Испании двадцатых годов прошлого века: Гвадалахара, Кордова, Сьюдад-Реаль, Хаэн, Бильбао, Барселона, Сан-Себастьян, Овьедо, Бадахос, Леон, Севилья, Мурсия, Альмерия и Мадрид.
Мадридский музей «Геоминеро» приглашает отправиться в прошлое, во времена экспедиций, пароходов, господства естественных наук и колониальной экзотики.
Архитектура главного зала подошла бы для экранизации романа о путешественниках XIX века.
На входе нас приветствуют останки мастодонта Anancus arvernensis. На первом этаже — пещерный медведь, и чуть дальше, подарок из Чикаго — копия головы тираннозавра Рекса (Tyrannosaurus rex).
Поводом для открытия нового здания Института Геологии и Минералогии Испании (IGME) архитектора Франсиско Хавьера де Луке стало празднование в 1926 году в Мадриде XIV Международного Геологического Конгресса.
В Испании тех времен процветала добыча полезных ископаемых. Уголь, ртуть, железо — ресурсы, которые сегодня перестали массово использовать.
Мадриду удалось привлечь инженеров и ученых со всего мира на первую встречу геологов после Первой мировой войны. Сезар Родригес, тогдашний президент Горного совета и главный инициатор встречи, хотел объединить геологов из стран, которые противостояли друг другу, чтобы из любви к науке преодолеть политические разногласия.
Приехало 1200 конгрессменов, а ведь в те времена транспорт был дорогим и неспешным. На архивных музейных фотографиях мало женщин, как правило, это жены конгрессменов, их можно узнать по шляпам; большинство из них располагались в верхних рядах, в «курятнике».
За торжественную инаугурацию музея отвечал Король Альфонс XIII.
Испания в начале ХХ века — в высшей степени аграрная страна. В 1920 году около половины населения было занято в первичном секторе. Добыча полезных ископаемых (свинец, цинк, калий и т. д.) сыграла фундаментальную роль в процессе индустриализации.
Здание начали строить в начале 1920-х годов. Главный зал спроектировали с целью размещения коллекции, поэтому переделывать ничего не пришлось.
Многие из экспонатов относятся ко второй половине XIX века. Королева Изабелла II создала исследовательскую комиссию, чтобы отобразить геологическую карту Испании. Собрали образцы местностей в виде окаменелостей, минералов и горных пород. На геологической карте цвета показывают возраст (Jurásico, Cretácico, Paleozóico — Юрский, Меловой период, Палеозой).
Когда в подвале здания скопилось большое количество образцов, решили, что пора бы открыть музей.
В музее собрано 100 тысяч экспонатов, выставлено — 16 тысяч.
Важная часть коллекции — окаменелости испанской флоры, позвоночных и беспозвоночных, моллюсков из южной Испании, от самых старых до самых современных.
На первом этаже также находятся фоссилии позвоночных со всего мира, от примитивных рыб до эволюции человека. Это точные копии, чтобы увидеть, например, знаменитый череп «Мигелон» из Атапуэрки надо ехать в Бургос, в Музей эволюции человека.
От трилобитов до останков плиоценового мастодонта, найденного в Лас-Игуеруэлас в Сьюдад-Реале.
Останки мастодонта, предка слона, настоящие, земля — пробковая репродукция сетки раскопок, чтобы показать, что у окаменелостей нет анатомической связи: кости найдены в разных местах, на разной глубине и в разных слоях.
Эти останки относятся к плиоцену, им около 5–6 миллионов лет.
Геологию нужно рассматривать в параметрах пространства и времени. А единица времени в геологии — миллион лет.
Например, в музее много морских окаменелостей из Гвадалахары, которая сейчас далеко от моря, но во время мезозоя там было мелкое море.
На первом этаже также расположены витрины со всеми видами минералов, от пирита и жеода до драгоценных камней и золота.
— Есть ли у вас криптонит?
Нет, здесь нет криптонита, потому что нет ни Супермена, ни Криптона.
Я воспользовалась тем, что никого кроме меня и группы школьников не было, и спросила есть ли здесь «московита».
— Стенд номер 17.
Бегу искать. Лестницы винтовые узкие, со стрелочками вверх-вниз, чтобы не столкнуться.
Moscovita, москвичка на испанском, а по-русски мусковит, минерал, названный так, потому что в Средние века его поставляли из Московии, Российского государства:
Больше всего привлекают внимание пириты, которые выглядят как идеальные кубики.
Они из испанской шахты в Навахуне (Ла Риоха). Это сульфиды железа, которые кристаллизуются в кубические формы. Кажется, что они точеные, но они просто так выглядят. Слегка золотистые минералы во времена золотых лихорадок путали с золотом, и называли «золотом дураков» — ведь те, кто их находили, думали, что теперь они богатые, а на самом деле у пиритов нет большой ценности.
Название происходит от греческого корня «пирос», что означает огонь, потому что при ударе по ним появляются искры.
Есть в коллекции и янтарь.
На смоляных деревьях образуются раны, смола падает на ствол и все сметает. Современная смола (несколько тысяч лет) похожа на фотографию прошлого, внутри вы найдете застывших или даже совокупляющихся насекомых.
Образование янтаря интересно. Сначала это всего лишь смола, затем копал, а под конец — превращение в янтарь. Чтобы копал стал янтарем должно пройти около 50000 лет.
На верхних этажах в шкафах представлены окаменелости земноводных, останки пещерного медведя, козы из Куэва-дель-Регуэрильо, недалеко от Патонеса (Мадрид).
Знаковые экспонаты коллекции — лягушки из деревни Либрос, что в провинции Теруэль. У некоторых даже сохранилось содержимое желудков. Это редкость, потому что из-за хрупких костей земноводные обычно плохо сохраняются. В Либросе находился старый рудник серы и лигнита.
Останки пещерного медведя эпохи верхнего плейстоцена на железных структурах и покрыты лаком, такой способ экспозиции больше не используют.
Есть и челюсть слоненка, у младенца в челюсти еще не вышли все зубы.
В Испании хранение останков такого типа строго контролируется. Окаменелости не продаются в магазинах, найденное ископаемое нельзя забрать домой, потому что существует Закон о Защите Палеонтологического Наследия. Вы должны сообщить о находке. Закон приняли в 1986 году. Есть и Закон об Археологическом Наследии, который запрещает брать домой найденную римскую монетку, придется отнести в Национальный Археологический Музей. Хотя, вполне вероятно, что не все люди честные.
Для сравнения, например, в Марокко и Китае много ископаемого материала, но нет жесткого законодательства, поэтому в этих странах все продается и покупается.
В случае испанских минералов — нет строгости, найдешь минерал в поле — можешь забрать домой на память.
«Геоминеро» неизвестен в музейном маршруте столицы. Он интегрирован в Институт Геологии и Минералогии Испании.
Нет никаких знаков, объявляющих об этом, или указывающих на то, что в здание разрешен вход обычным гражданам. Поэтому количество посетителей не превышает 45000 в год. Нет конкретного бюджета (зависит от IGМE) и нет ресурсов для семинаров или покупки реставрационных продуктов, нет конкретных ассигнований. Научные музеи не зависят от Министерства Культуры Испании, похоже, что наука — это не культура.
Гуманитарные музеи, такие как «Прадо» или «Музей Королевы Софии», поддерживаются Министерством Культуры, имеют определенный бюджет и рекламируются на каждом углу. «Геоминеро» работает по-другому.
Для тех, кто желает посетить эту модернистскую цитадель:
Музей «Геоминеро» расположен по адресу Ríos Rosas 23
открыт каждый день с 9:00 до 14:00
и пока… вход бесплатный
P. S. Я не геолог, к походу в музей пришлось подготовитлся, полистать испанскую прессу. Делюсь прочитанным и увиденным.