Мой рассказ о Фигерасе закончился описанием Театра-музея Дали снаружи, а также историей его создания. Сегодня предлагаю зайти внутрь.
Мой рассказ о Фигерасе закончился описанием Театра-музея Дали снаружи, а также историей его создания. Сегодня предлагаю зайти внутрь.
Из небольшого вестибюля входим во внутренний двор. Центральное место здесь занимает «Великая Эсфирь», подарок австрийского скульптора Эрнста Фукса, тянущая за собой троянскую колонну из автошин. Колонна — дань римскому императору Трояну, который родился и вырос в римской провинции на территории Испании, к которому художник испытывал сильнейший интерес. Главный элемент композиции — черный кадилак. Под «далинизированным» рабом Микеланджело с трудом можно увидеть небольшой бюст Франсуа Жирардона, скульптора, руководившего оформлением Версаля. На самом верху — лодка, собственность Галы с каплями из окрашенных презервативов. Вроде как на лодке подруга художника выезжала на встречи с молодыми мужчинами.
Сам же внутренний двор находится на месте партера бывшего театра Фигераса. Стены такие же, как после пожара, уничтожившего театр, повсюду торчат обуглившиеся балки. Но Дали считал необходимым сохранить их, как память о «очистительном пламени», из которого по его мнению родился будущий Театр-Музей.
Стены партера испещрены иероглифами, а в нишах манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники. Весь ансамбль внутреннего двора напоминает празднование Диониса, принесения даров, игры и развлечения.
Из двора входим в большой высоченный зал, откуда потом посетители разбредаются по этажам и комнатам.
Непосредственно в зале народ привлекают разные детали, но мне запомнилась больше всего картина с длинным названием «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна». Дали представляет очередную версию своей знаменитой идеи двойного образа. Вблизи бросается в глаза, конечно же Гала, а в левой нижней части картины видим маленькое лицо Линкольна и в разных позах Галу. А с большого расстояния — оцифрованное изображение лица Линкольна, которое прислал Дали американский кибернетик Леон Хармон. Вот такие в 1976-м году были пикселы)
Далее без хронологической и координатной последовательности покажу несколько самых известных комнат и творений сюрреалиста.
Вот ещё одна картина, снова с названием, претендующим на самое длинное — «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах», позднее сокращённого до обычного «Автопортрет с Гала перед зеркалом». Кто тут на кого смотрит, и кто что видит? Всё это — эксперименты, которыми Дали занимался в семидесятые годы. Художник тогда думал найти выход в третье измерение и добиться эффекта глубины.
В зале «Дворец ветра» бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. В центре мы видим изображенные в удаляющейся перспективе две колоссальные возносящиеся фигуры Галы и Дали. Тело художника, по традиции его первых сюрреалистических картин, изображает шкаф с открытыми ящиками, рассыпающими свое благодатное над Землёй и зрителями. Роспись с потолка переходит на стены, содержит много смысловых деталей, бесполезно описывать, к тому же вся в обьектив не входит. Этот зал был очень ценен для художника — здесь была в прежнем театре его первая выставка картин.
«Гала со спины, смотрящаяся в невидимое зеркало» — картина, как ни странно, написанная не ради тела, а ради складок драпировки вокруг него. Дали как-то вспомнил о своём учителе, преподававшим искусство изображения драпировки, известном художнике Хулио Ромеро де Торресе из Школы изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Дали восхищался им и решил отдать дань уважения.
Замыслив создать что-нибудь «античное», Дали для картины «Оносороженный „Троянец“ Фидия» использовал впечатлившую его мраморную скульптуру, созданную Фидием для западного фронтона Парфенона в Афинах. Не впервые на его картинах пейзаж Кадакеса с характерным утесом Эс Кукурукук на горизонте.
Королевское сердце — это ювелирная работа, только в 1999 году выкупленная из частной коллекции одного американца. Дали считал, что пульсирующие рубины олицетворяют королеву, чье сердце всегда бьется ради ее народа. А сердце из чистого золота — народ, который охраняет и защищает свою королеву.
Апофеоз доллара — Дали сказал, что в этой картине он выразил все тенденции, мифы и навязчивые идеи, которые его сопровождали на протяжение жизни. Не знаю, как понять до конца эти идеи, но стоит голову поломать и просмотреть много материала, чтобы хотя бы понять, кто здесь изображён. Вот кое-кто — Марсель Дюшан, франко-американский художник, один из основателей сюрреализма, в левой части картины, в костюме Людовика 15-го, с лютнистом с картины французского живописца 17-го века Ватто на голове; фигура гофмаршала мадридского королевского двора Хосе Ньето в виде квартирмейстера с картины «Лас Менинас» Веласкеса написана здесь трижды. Рядом профиль Гермеса работы древнегреческого скульптора Праксителя, тень носа которого использовал как укрытие Гете, в углу рта — портрет выдающегося голландца Вермеера Дельфтского. В правой части Дали нарисовал себя вместе с портретом Галы, а рядом — то ли дантовская Беатриче, то ли Дон Кихот. Наверху отступает разбитая наполеоновская армия.
Потир жизни или потир Святой Терезы Авильской — механическое творение и иллюстрация легенды о Святой Терезе, когда его включают, мертвые листья превращаются в живых бабочек.
В биографии Дали был так называемый ядерно-мистический период. Это когда он увлекался наукой и теорией атомного распада. Лицо Галы состоит из среды, заполненной сферами, которые создают удивительный трехмерный облик и перспективу.
Атомная Леда — картина с отзвуком мифологии, которой так интересовался Дали. Интересно, что она написана в соответствии с «божественной пропорцией» математика 15-го века Луки Паччоли. Дали часто спорил со своими коллегами, считавшими, что математика находится вне художественного контекста. Художник считал, что любой рисунок должен опираться на композицию, то есть на расчет. И ещё — все элементы этого полотна невесомы, подвешены в воздухе.
Эту картину Дали начал писать в 1944 году и работал над ней полгода, по три часа в день. Редкий случай реализма без приставки сюр-. А назвал он её «Галарина», потому что Гала для него то же, что Форнарина для Рафаэля, как следует из одной его фраз.
В этой картине, написанной в Америке, на фоне гигантских пустынь Америки, Дали изобразил регбистов, которых разделяет вертикальный символ бутылки «Кока-Колы», откуда вытекает телефон, из которого в свою очередь на белую ткань — огромное черное пятно. На заднем плане мы видим башню времени с часами и куском кожи в форме африканского континента. Картина интерпретируется по разному, кое-кто считает, что выражает проблему расизма в Америке, что ж в 1943 году было конечно актуально.
«Исчезающее изображение» — ещё одна метоморфоза. Каждый вначале видит на картине женскую фигуру «в положении» , читающую письмо. Почти классический Вермеер со своей картиной «Девушка с письмом». Но потом можно рассмотреть портрет Веласкеса. Так Дали совместил двух представителей мира искусств: Вермеера Дельфтского и Веласкеса.
«Призрак сексуальной привлекательности» — иногда Дали удивляет особым взглядом. Уже не могу вспомнить, с чем ассоциировалась в далёкие подрастающие годы сексуальная привлекательность, но у Дали — а именно себя он изобразил в матросском костюмчике, она выглядела, как это огромное чудовище, мягкое и жесткое одновременно. Наверное уже с детства был особый взгляд на самые обычные жизненные проблемы))
Эта картина, конечно, никакой не сюр- , а всем известный импрессионизм. Мне нравится, я бы даже в гостиную повесил. Море и отражающиеся в нем лучи солнца написаны сериями классических импрессионистических мазков, вполне узнаются две типичные жительницы Кадакеса и окна-розетки церкви Кадакеса, вокруг здания которой строится вся композиция.
«Призрачная повозка» — очень маленькая картина, центральный объект изображения представляет собой один из двойных образов Дали. Фигуры человека и коня, которые видно под навесом телеги, иногда кажутся силуэтами городских башен. Дали писал, что для него эта картина воспоминание о детстве, когда из Фигераса выезжали на лето к морю.
«Симбиоз женщины и животного» — одна из самых непонятных для меня картин. Где то здесь, судя по описанию, от осла уши, где то женщина закопанная в песок, а в углу птица без головы. «Символ уничтожения, разрушения и течения времени, олицетворение нестабильности и непостоянства»… Ну что -ж, поверим критикам и пойдём дальше.
«Орёл из Вальса» подарила команда акробатов из города Вальса, а Дали поместил голову китайца внутрь, туда же закинул и плакат к фильму Дали «Впечатления о Верхней Монголии»
А это «старина» Ньютон с продырявленной головой. Такую же скульптуру можно найти в окрестности музея на улице
На фоне стены, обитой фазаньими перьями, стоит копия «Ретроспективного женского бюста». На этот раз по женскому лицу бегают муравьи, на шее дамы лента из проектора, на голове батон хлеба с бронзовой чернильницей, короче вся красота. Кстати, именно такой размер бюста С.Дали считал оптимальным. Ходят слухи, что при виде большой женской груди он падал в обморок.
Картина «Аллегория весны» обрамлена альпаргатами — это национальная аргентинская обувь с лентами.
В помещении спальни стоит кровать, которую притащили из легендарного парижского борделя «Ле Шабанэ». Дали считал, что она принадлежала Кастильони, одной из фавориток Наполеона III. Рядом с кроватью стоит скульптура, составленная из позолоченного скелета гориллы и копии статуи Бернини «Экстаз Святой Терезы»
По другую сторону кровати мы видим произведение с оптическим эффектом, где Мадонна с младенцем, а рядом в витрине — «Сюрреалистический объект с символическим функционированием» Обьект данный состоит из — дамской туфельки, в которой стоит стакан с теплым молоком в центре нежного пирожного цвета экскрементов. Весчь механическая — кусочек сахара с нарисованной туфлей погружается в молоко с целью наблюдения за движением изображения туфли в молоке. Дополнительные элементы, как прилипшие к сахару лобковые волоски, маленькая эротическая фотография облагораживают объект, присутствует также коробка со сменным куском сахара и особой ложкой для размешивания дробинок в туфле. Теперь, уверен, все поняли, что такое сюрреалистическая квинтэссенция в молоке с пирожным и символическим функционированием. фуй ты, совсем запутался.
К сожалению не вошла целиком знаменитая комната-иллюзия, которую Дали «слепил» из черт лица одной кинодивы вместе с диваном в форме губ.
А это комната под названием «рай»
Дали разный, противоречивый, воспринимаемый не всеми, а иными выборочно, больше да, чем нет, к которым отношусь и я. В любом случае, чтобы судить великого, без сомнения, мастера, надо один раз увидеть, чем сто раз услышать. А увидеть можно каждый день.
Вот расписание. Адрес можно не писать — все дороги в Фигерасе ведут сюда
01/01 — 29/02 10:30—18:00 17:15 — прекращают вход
01/03 — 31/05 9:30—18:00
01/06 — 30/06 9:30—18:00
01/07 — 30/09 9:00—20:00
01/10 — 31/10 9:30—18:00
01/11 — 31/12 10:30—18:00