Кордоба. Алькасар. Колумб
Алькасар 2023 год
Зимнее расписание (16 сентября по 14 июня)
Вторник — пятница: с 8–15 по 20–00
Суббота:9–30 по 18–00
Воскресение и праздники: 8–15 по 14–45
Летнее расписание (15 июня по 15 сентября)
Вторник — воскресение, включая праздники: с 8–15 по 14–45
Понедельник закрыто. Вход в музей закрывается за полчаса до окончания работы
Хостел, где я остановилась, находился рядом с Алькасаром, и туда я направилась на следующее утро после посещения Мескиты. Фактически это был мой 3 день пребывания в Кордобе, и я уже начала привыкать к географии города, шаг за шагом распутывая клубок узких кривых улиц исторического центра. Я бродила по ним то в одиночестве, то следуя за экскурсионной группой школьников, то за семейными парами, а то и просто за дружеской компанией, решивших съездить за впечатлениями в интересное место. Ходящая молча, я мимоходом слышала обрывки фраз гуляющих и отмечала про себя: англичане, американцы, французы, испанцы, арабы, русские. Русскоговорящих, на удивление, встречалось в Кордобе в избытке, несмотря на нынешнее время, неподходящее, чтобы разгуливать по заграницам.
Когда я подошла к билетной кассе Алькасара, то узнала некоторых из ходящих со мной одними тропами: вот трое вчерашних соотечественников, а вот позавчерашние японские молодожены. Встретить своих у билетных касс было особенно приятно, потому что, повторюсь, не до развлечений нашим людям в наше время.
В Испании Алькасаром называют крепости, построенные до 14 века.
Для кого-то Алькасар Кордобы — это крепость вестготов. Потому что именно они её соорудили в раннем средневековье.
Для кого-то Алькасар — экземпляр постройки в стиле мудехар — потому что её перестраивали на свой лад эмиры Дамасского халифата. А может дворец Абд-ар-Рахмана 1, который создал независимый Кордовский халифат. Во время правления династии Абд-ар-Рахмана 1 Алькасар разросся, превратившись в огромный центр, главной достопримечательностью которого была самая полная для того времени библиотека в Европе. А ещё в нем цвели роскошные сады, которые орошались водой Гвадалквивира посредством водяных мельниц. Колесо такой мельницы до сих пор стоит на берегу реки как один из памятников того времени.
В 1236 году город вместе с Алькасаром пал после тяжелой осады и был взят кастильским королём Фернандо 3.
После реконкисты Алькасар стал христианским. Часть его владений занимала королевская резиденция, а остальное в качестве трофея передали епископу и христианскому ордену Калатрава. Естественно, что с течением времени изменялся архитектурный облик средневекового комплекса за исключением, быть может, самого здания крепости. А ещё под его стенами веками неизменно текла спокойная вода в берегах Гвадалквивира.
Со временем, после пришествия христиан на эту землю, Кордоба стала одним из первых мест, где не покладая рук трудился трибунал испанской инквизиции. Для этой цели была возведена башня, печально известная как Башня инквизиции. Инквизиция развернула свою деятельность в 1482 году на месте зон отдыха, арабских бань и философских размышлений, превратив их в камеры пыток и допросов.
Здесь на долгое время поселились католические короли Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, которые были весьма озабочены затяжной войной против Гранадского эмирата.
Трибуналы инквизиции были на руку королям, поскольку большАя часть имущества еретиков отходила в казну. Костры пылали, казна пополнялась, война продолжалась. Тянулась она целых 11 лет. Основными врагами веры и короны считали мавров и евреев, в руках которых находились деньги и золото.
Для меня Кордоба прежде всего является местом, куда прибыл Кристобаль (Христофор) Колумб для разговора с католическими королями об экспедиции в далёкие богатые Индии. Потому что я на протяжении нескольких лет после того, как ближе познакомилась с историями Колумба не перестаю восхищаться этим человеком — мужчиной, отважным путешественником, верным товарищем, находчивым исследователем.
Королевская аудиенция Колумбу была дана в Алькасаре. Но не сразу.
Он прибыл в Кордобу в 1485 году с рекомендательным письмом духовнику королевы от настоятеля монастыря Ла Рабида Антонио де Марчена. А в Рабиду он попал, покинув спешно Португалию. Но это другая история.
Вообще говоря, 1485 год был не самым лучшим временем для того, чтобы обращаться с проектом западного пути в Индию к кастильским королям, которые с 1482 года вели войну с Гранадой.
Война с гранадским халифатом в её начале обещала быть краткой. Вероятно, это желание скорой победы наполняло особым воодушевлением причастных к борьбе с маврами персонажей, и они не могли отступиться от намеченной цели, а многим поступались.
Метла инквизиции, расчищающая преграды перед тараном королевской власти, всегда вызывала ужас и неприятие думающих просвещенных людей. Замысел королей, прикрытый ханжеской завесой — освобождение мира от неверных, был куда более меркантилен, чем провозглашаемая ими идея христианского мира — власть и деньги, деньги и власть. Наверное, Колумб изначально соблазнял королевских собеседников богатствами Востока.
По прибытию в Кордобу он по совету настоятеля Ла Рабиды обратился к герцогу Мединасели — кастильскому гранду, у которого попросил деньги взаймы на снаряжение трех каравелл. Лояльный к короне герцог обратился к королеве за разрешением организовать экспедицию смельчака, но та, решив сама вникнуть в суть проекта, вызвала Колумба на аудиенцию. Она выслушала его доводы и доказательства и передала представленные им материалы на рассмотрение специально созданной комиссии, формально закрыв дорогу к осуществлению плана экспедиции герцогу Мединасели. Это случилось в 1486 году. Комиссия работала под руководством Эрнандо Талаверы, настоятеля монастыря близ Вальядолида.
Пока шли переговоры, Колумб жил на средства герцога Мединасели.
Комиссия Талаверы заседала в келейной обстановке четыре года.
Всё это время Колумб получал из казны значительное денежное вспомоществование.
Четыре года он жил в ожидании решения комиссии. Особой нужды торопить это решение у него не было, да и возможности тоже. Возраст перевалил за 40, нужно было как-то устраиваться в жизни. Он сошелся с дочерью зажиточного крестьянина, жившего у стен Кордобы Анной Нуньес Араной, от которой у него родился сын Фернандо. Возраст завиральных идей иссяк. Хлеб на столе был, бобы тоже не переводились.
В 1490 году комиссия вынесла окончательное решение.
Признавая доводы Колумба слабыми и неубедительными, комиссия отвергла проект по следующим соображениям: 1) путешествие в Азию потребует три года; 2) Западный океан беспределен и, возможно, недоступен для плавания; 3) в том случае, если Колумб доберется до антиподов, он не сможет вернуться обратно; 4) на стороне земного шара, противоположной Европе, нет суши, ибо таково мнение блаженного Августина; 5) из пяти зон земного шара только три обитаемы; 6) немыслимо, чтобы, спустя столько веков после сотворения мира, могли бы быть найдены сколько-нибудь значительные и доселе еще неведомые земли.
Можно было бы на этом успокоиться, но за это время в Испании родились и окрепли силы, заинтересованные в колумбовом проекте. Эти силы начали его подталкивать к дальнейшим шагам. Одновременно силы начали давить на Католических королей, и они сказали «да»
Это «да» совпало с двумя моментами — взятием Гранады и указом об изгнании евреев за пределы испанского государства.
Пока значительная часть населения страны умывалась слезами, Колумб ликовал от счастья. Его мечтам было суждено сбыться. Правда, с небольшой поправкой. Он отправился в Палос-де ла Фронтера снаряжать корабли.
Наверное, я волновалась не меньше Колумба, переступая порог Алькасара через ворота квадратной в основании старейшей Львиной башни крепости. Первое, что встречается на пути вошедшего — памятник Альфонсу 10, который первый начал перестраивать на свой вкус старинную крепость.
Всего в крепости 4 башни. Помимо Львиной — Башня инквизиции, Голубиная или Башня ночного караула и Башня памяти.
Сейчас в резиденции христианских (католических) находится небольшой музей, основным экспонатом которого является римский саркофаг 3 века.
В зале мозаики представлены фрагменты мозаичных покрытий, найденных в 1959 году в бывших римских термах на нынешней площади Корредера Кордобы.
Как обычно, туристам бывает любопытно подняться на смотровую площадку, расположенную на верху Башни и походить по крепостным стенам, посмотреть свысока на окрестные виды.
Мне же интереснее всего оказалось побывать в ботаническом саду Алькасара. Зимой, конечно, в саду не били фонтаны и не цвели пышным цветом розы.
В саду, в самой его глубине стоит скульптурная группа: почтительный Колумб предстоящий перед монументальными королями. Глядя на них, невозможно разобрать, где король, а где королева. Застывшие фигуры с невыразительными чертами лиц похожи на стену, о которую легко расшибить лоб.
От дворца к скульптуре ведёт кипарисовая аллея, Аллея королей. Между огромными кипарисами стоят постаменты, на которых застыли фигуры королей с вытянутыми телами, со скрещенными руками. Фигуры скрыты зеленью мощных кипарисов и потому попадаются на глаза неожиданно, пугая своей серой массой. Кажется, что они прячутся, подглядывая и подслушивая разговоры Колумба с королевой.
Колумб отправился в плавание, неся на своём знамени образ прекрасной дамы — королевы Изабеллы. Именно к ней он взывал в своих письмах. Ей он посвящал свои открытия. К ее ногам он складывал найденные в другой части света сокровища. Он и умер следом за ней. Королева тоже благоволила ему. Об этом известно всем.
После победы над Гранадой короли перебрались в Барселону, но ненадолго
Алькасар перестал играть значительную роль в истории и использовался не по назначению: служил гарнизоном для наполеоновских войск, а потом на 100 с лишним лет превратился в тюрьму для политических преступников. Казематы и мощные стены крепости служили верой и правдой генералу Франко. В 1994 году он всё же вошёл в список всемирного наследия Юнеско и стал музеем. Начались восстановительные работы
Реставраторы работают в Алькасаре и сегодня. Конца и края восстановительным работам не видать