Наиболее впечатляюще Храм Святого Семейства выглядит поздно вечером. Тысячи туристов к этому времени уже разъехались по клубам, ресторанам и прочим злачным местам, строители сложили до утра инструменты, и Саграда предстает тихим, уютным, почти домашним местом.
На 4 дня мы сняли квартиру в Барселоне аккурат напротив Храма, благодаря чему могли любоваться видами, подобными этому, хоть каждый вечер. После активно проведенных дней, после осмотра нескончаемых достопримечательностей Барсы и её окрестностей, самое восхитительное было забраться на террасу на крыше, прихватив с собой бутылочку вина по вкусу с хамоном-оливками-сыром, и вытянув усталые ноги, отдыхать с миллионным видом.
3
По опыту заметили, что подсветку выключают в начале первого ночи. После этого Саграда напоминает темный массив горы, или какой-то инопланетный космический корабль, неизвестно как оказавшийся в пределах города.
А утром всё повторяется опять: людская круговерть, гигантская очередь у входа, гудение транспорта, удары молотков, визжание пил… Процесс пошел!
Положа руку на сердце, при дневном свете Храм выглядит странно, и далеко не всем нравится, по крайней мере снаружи. Какие-то строительные леса, агрессивного вида башни, напоминающие кукурузные початки.
Сальвадор Дали высказался на этот счет довольно категорично: «Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать Храм… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом». А по мнению английского писателя Джорджа Оруэлла со строением вообще нужно было поступить радикально. То есть взорвать.
Однако, мало-помалу Sagrada Familia приобретает вид завершенного творения, которое с незначительными перерывами возводят уже 130+ лет. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века — Антонио Гауди — гений, или сумасшедший, что практически одно и то же.
То, что Храм Святого Семейства достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы рождались столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане — 550, а в Кельне — 632 года. Как и средневековые соборы, Саграда Фамилиа возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на ваши 17 евро, которые вы заплатите за осмотр монумента.
Из личного опыта: билеты онлайн покупать экономически не выгодно, т. к. берутся сборы «за удобство» в размере 1 евро с небольшим. Но! Времени такие билеты экономят более чем. Насколько мы могли видеть из окон своей квартиры напротив Храма, очередь на вход достигала нескольких сот метров уже к открытию в 9 утра.
С интернет-билетами нужно подойти в специальный киоск, который так и называется «internet tickets», и обменять там свою распечатку на настоящий билет. Заодно можно приобрести билеты на лифты в башни (те самые «кукурузные початки»). При нас продавали по три евро. С детьми до 6 лет и с колясками туда нельзя.
Кстати, лифтов два: «Passion facade elevator» и «Nativity facade elevator». Последний более интересный, хотя спускаться потом придется по узкой винтовой лестнице ножками, в отличие от первого. С высоты можно более подробно рассмотреть детали на стенах Храма, над которыми работал сам Гауди, плюс можно пройти по страшенному мостику между «початками».
Образцом совершенства архитектурной формы Гауди считал куриное яйцо, и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в карманах брюк. Однажды, выходя из церкви, он попал в объятия своего друга — барселонского мэра. Возможно, всё бы обошлось, но кто-то в этот момент толкнул Гауди в спину… Прочность куриных яиц оказалась не столь беспредельной.
Саграду нужно посещать утром. Во-первых, народу меньше (по статистике пик приходится на полдень), а во-вторых — свет! Сам Гауди предполагал, что благодаря равновесию света — не слишком много и не слишком мало, падающим в среднем под углом 45 градусов, достигается гармония.
1
Витражей в Храме много, всяких разных цветов, представляющих собой, в основном, абстракции.
Что-то астральное, космическое ощущаешь, глядя на витражи Саграды. Проняло, да. Не нужны тут никакие кружева и фуфыськи — только четкие формы и свет.
2
Казалось бы, что нового можно сказать в архитектуре христианской церкви, где за двухтысячелетнюю историю всё устоялось?! Но архитектор создал новую реальность, открыв дорогу смелым экспериментам в области храмовой архитектуры.
1
Уникальные конструкции, на которых покоятся своды Храма Саграда Фамилиа, — железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Колонны уходят в глубину под землю на 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибальное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.
Лестница в небо:
Удивительно, но Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке, по-другому работать просто не мог. К каждому своему творению он относился как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно.
Растительный модерн:
Цветы? Звезды? Ледяные узоры? А может пробки от пивных бутылок?! Краем уха довелось услышать и такую версию от русо-туристо;-)
Где еще можно увидеть скульптуру Христа, спускающуюся с небес на парашюте? Только в Саграде!
Невероятно красивая мягкая подсветка:
1
Виноград здесь представлен как символ жизни, плодородия и изобилия, но в то же время и жертвоприношения, поскольку из него делают вино.
Внутри собора есть музей (отличный!), где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании).
Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности.
Сторож собора — алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так, один из скульпторов сделался святым Петром, перевозчик строительного материала — апостолом Фаддеем, а штукатур — царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи.
И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с художника Рикардо Описсо, в результате чего тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Все фигуры выполнены в натуральную величину:
На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор.
По задумке Гауди башен у Храма должно быть 12 — по числу апостолов. Еще шесть вознесутся над центральным нефом: 4 в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, 170-метровая — Христу. Итого — 18! И свет под идеальным углом в 45 градусов.