Жил-был давно, еще аж на заре девятнадцатого века, в Германии человек по имени Фридрих Вильгельм Йозеф Фон Шеллинг. Умный был, на самом деле, человек, и широко известный в свое время — вот только, хоть и начала я свое повествование с его имени, но речь сейчас пойдет совсем не о нем. Да и вообще мало кто — ну, за исключением разве что чудаков, увлекающихся классической немецкой философией — о нем бы знал, если б не изрек он в свое время одну замечательную фразу: «архитектура — это застывшая музыка».
Сказать, что Шеллинг открыл этим Америку, конечно же, нельзя — идея сравнивать архитектуру с музыкой появилась еще у чувствительных древних эллинов, которые, не успев изобрести архитектуру, тут же принялись ее с чем-то сравнивать… Идеи, они вообще такие — носятся себе в воздухе, и главный вопрос — это ухватить их покрепче за разноцветный хвост. Да выразить потом так, чтоб ни у кого никогда даже тени сомнения не возникло, что это — именно ОНА.
Так вот, идею, что архитектура — это застывшая музыка, самым прекрасным образом ухватил за хвост талантливый каталонский архитектор Луис Доменек-и-Монтанер. Хвост этот в его представлении, видимо, был павлиньим. Но то, что павлинье пение не имеет ничего общего с соловьиным и больше напоминает скрип несмазанной двери, сейчас к делу не относится — зато представьте, какую божественную симфонию можно создать, если записать семь музыкальных нот семью цветами радуги?
10
Печален тот факт, что практически все, кто едет в Барселону, сходят с ума по Гауди. Хотя, конечно, печален он не сам по себе — Гауди гений, это даже не обсуждается — а потому, что эта массовая истерия совершенно заслоняет от нас с вами имя другого не менее талантливого художника, Луиса Доменек-и-Монтанера. И особенно это обидно в свете того, что именно Доменек-и-Монтанер и заложил основы того, что нынче зовется каталонским модернизмом. История иногда реально похожа на бабу с клюкой, честное слово…
Когда барселонский хоровой коллектив «Orfeó Català" решил, что ему нужен свой собственный концертный зал, над этой идеей никто долго не раздумывал. Тем более что дело как раз происходило на волне подъема каталонского национального движения — а раз коллектив, пропагандирующий национальную каталонскую музыку, хочет свой собственный зал, то он должен его получить! На средства не скупился никто — ни правительство, ни частные пожертвователи… все-таки общенациональная идея практически:) Архитектором тоже взяли не абы кого — имя Доменек-и-Монтанера тогда гремело вовсю, и совсем не только благодаря его архитектурным достижениям…
8
Профессор барселонской Архитектурной школы Луис Доменек-и-Монтанер к тому моменту уже был отцом-основателем нескольких националистических сепаратистских партий Каталонии — «Молодая Каталония», «Каталонская лига» и «Каталонский союз». Борьба за независимость своего народа находит отражение и в его художественном творчестве: одной из основных идей Доменек-и-Монтанер, разумеется, с колокольни своей архитектурной деятельности, видит в создании совершенно нового стиля, не такого, как у других. И видит он этот новый стиль, основанный на историческом прошлом Каталонии, в смешении готики и мавританского наследия…
Но взять и смешать просто готику и арабские мотивы — это было бы слишком просто для рубежа XX века. Да и не так уж и ново, если на то пошло — в конце концов, и мудехар, и мануэлино на Пиренейском полуострове счастливо существуют уже многие сотни лет… И тут свою роль сыграли именно промышленная революция и развитие технологий, сделавшие возможным использование ранее недоступных форм и материалов.
16
13
В частности, благодаря тому, что в хребет новой постройке вживили стальной каркас, и появилась возможность соорудить такой большой зрительный зал, прорезанный огромным количеством окон. Но какими бы замечательными ни были эти новые технологии на службе у прогресса — подлинное чудо, конечно, это его интерьер. Я вообще девочка очень впечатлительная, и от интерьеров Palau de la Musica меня бросало в дрожь даже по фотографиям. Стоит ли говорить о том, что я мечтала увидеть это чудо вживую?
12
14
11
Ну потому что это действительно чудо. Давайте я не буду тут сейчас фонтанировать — вы все люди взрослые, вы сами все видите и понимаете. Окна этого зрительного зала все равно, что огромная призма — они словно специально впускают в себя как можно больше солнечного света, чтобы тут рассыпать его всеми оттенками спектра. Стекло, витражи, блестящие смальты и мозаики — все это пестрит самыми причудливыми цветами и сочетаниями, не вызывая при этом абсолютно никакого ощущения безвкусицы и перегруженности. От созерцания этого удивительного зрительного зала совершенно невозможно оторваться, главный вопрос только — периодически возвращать на место постоянно отваливающуюся челюсть:)
12
11
Апофеоз же восторга находится, как ему и полагается, на потолке. Потрясающий витражный потолок, который, если стоять под ним — выглядит как многоцветная картинка из детского калейдоскопа. А сверху, со второго яруса уже больше похож на громадную люстру с желтой каплей-воронкой в центре. Говорят, она, эта капля, символизирует солнечный свет — вполне возможно, что так оно и есть.
11
Если вы соберетесь посетить Палау, то вам довольно подробно расскажут о истории его строительства и архитектурных деталях, украшающих зрительный зал — плафонах с именами великих композиторов, скульптурных барельефах и витражах. Сцену, кстати, украшают изображения 18 древнегреческих муз — только увидеть все 18 разом вам не удастся, самые крайние девушки всегда прячутся. Одновременно все 18 барельефов видны только со сцены — это потому, что они тут стоят для музыкантов, а не для зрителей:)
8
11
А чтобы дать вам возможность немножко перевести дух — добавлю чуть-чуть физики в нашу лирику и расскажу о том, как можно посетить Дворец. Если концертные мероприятия не входят в ваши планы — то остается только один путь, организованное посещение с гидом. Несмотря на то, что в Интернете то тут, то там периодически проскакивает информация о том, что экскурсии проводятся и на русском языке тоже — на официальном сайте Palau я тому подтверждения не нашла. Группы предлагаются только на английском, французском, итальянском и испанском языках, периодичностью раз в час. Стоимость — 18 евро в будние дни и 14 евро в выходные. Но эта фишка работает, видимо, только не в высокий сезон — летом ценник стабилен, 18 евро вне зависимости от дня недели.
1
11
Но раз уж так получилось, что сначала я вывалила на ваши головы самое красивое, то теперь давайте пойдем в обратном направлении и немножко прогуляемся еще и по остальным помещениям палау. Фойе, лестницы и балконы дворца ничуть не менее восхитительны.
7
7
Тут тоже повсюду царит модерн — в панорамном витражном остеклении, которое создано специально для того, чтоб впустить внутрь побольше буйного каталонского солнца, в плавных изгибах лестниц и канделябров, в цветочно-растительных элементах отделки…
Такие типичные для модерна цветочно-лиственные мотивы у Монтанера очень органично соединены с мудехаром — арабским наследием, и очень живо и необычно выглядит этот восточный акцент. Хотя чему тут удивляться, по своему темпераменту знойная испания куда как ближе к мавританскому югу, чем к европейскому северу…
5
На первом этаже палау вас ждет просторное кафе, конечно же, тоже в лучших традициях стиля модерн. Неважно, когда — или до, или после посещения дворца, но очень приятно присесть и пропустить чашечку кофе в этих интерьерах!
9
И вот, наконец, то, с чего все нормальные люди обычно начинают свое повествование, ну, а я заканчиваю — это фасады Дворца каталонской музыки. То же самое буйство красок, что и внутри — но впечатление совершенно другое… Возможно, потому, что в отделке фасадов намного более отчетливо прослеживается мудехар, вызывая ассоциации с Андалусией с ее цветными изразцами, тонкими витыми колоннами и прочими восточными финтифлюшками…
4
К сожалению, фасады палау очень сложно рассматривать — потому что здание дворца зажато в очень узком переулке, где ни о какой перспективе не может быть и речи, а любоваться такими сложносочиненными фасадами нос к носу, да еще и снизу вверх — это занятие, заранее обреченное на провал. Им нужен простор, которого тут, к сожалению, нету…
12
… и это, конечно, страшная печаль, потому что очень бы хотелось рассмотреть во всех подробностях удивительные колонны, арки, мавританские окна и мозаичный декор, из которых гениальный архитектор слепил свое творение. Избитая фраза, но по-другому все равно не скажешь: если бы Луис Доменек-и-Монтанер не создал в своей жизни ничего, кроме этого палау, одного этого было бы достаточно, чтоб вписать золотыми буквами его имя в историю архитектуры. Будете в Барселоне — не забудьте… зайти и убедиться в этом самим:)