Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: yarartmuseum@gmail.com, сайт: http://artmuseum.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше, в предпраздничные дни рабочий день музея на 1 час короче), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Продолжаю рассказ об ежегодном фестивале «Art non-stop», который проходит с 30 января по 25 февраля 2018 года. На этот раз современное искусство представляет семья художников из Москвы. Сайт Булгаковой-Ситникова: http://bulgakova-sitnikov.com. Выставку открыла Ольга Булгакова, о работах которой можно прочесть в первой части обзора.
Александр Ситников (9 — 18 февраля 2018 г.).
Александр Григорьевич Ситников родился в 1945 г. в Пензенской области. В 1966 г. поступил в МГХИ им. Сурикова, тогда же начал принимать участие в выставках. С 2012 г. — действительный член Российской Академии Художеств. Работы живописца есть в коллекциях многих российских (столичных и областных) и зарубежных музеях (Германия, Болгария, Китай, США), а персональные выставки постоянно проводятся в художественных галереях и культурно-выставочных центрах. Как и жена, Ольга Булгакова, Александр Григорьевич относит себя к поколению художников-семидесятников и определяет свой стиль «наивно-иронический лиризм».
На выставке Александра Ситникова представлены живопись, инсталляции и работы в смешанной технике. Предварительно ознакомившись с творчеством художника на сайте семьи живописцев, я с нетерпением ожидала открытия этой экспозиции. Конечно, было бы интересно побывать на вернисаже (он был в пятницу), послушать самого Александра Григорьевича, но, как обычно, помешала работа. Пришли на выставку в воскресный день, 11.02.2018, приятно удивились, увидев несколько человек, в том числе, молодых людей, хотя, видимо, интерес к фестивалю в большей степени совпал с открытием Масленицы. Далек наш народ от современно искусства, к сожалению. А ведь работы очень достойные! Выставка полностью оправдала мои ожидания и, безусловно, очень понравилась.
Вообще, работы (не только картины) А. Ситникова, как заявлено в пресс-релизе, «уравновешивают эмоциональную бурю» произведений его жены, Ольги Булгаковой. Однако мне они показались весьма созвучными по смыслу, пусть и разными по исполнению, порой тематически, будто негласно, случайно перекликались, в них чувствовалась тесная связь, взаимопонимание и любовь. Вот так, казалось бы, в мужских рациональных и логичных работах проскальзывало некое теплое, трогательное и очень душевное чувство. Композиции Александра Ситникова — яркие, сочные, пронизанные искорками света и добра. Они очень метафоричны, с многочисленными отсылками к мифологическим темам, картины-символы, работы-знаки, которые интересно расшифровывать, погружаясь в зыбкий, глубокий и даже несколько космический мир художника. Здесь — вечные темы, а смысл — в реалистичных очертаниях, просвечивающих сквозь экспрессию мазков и красок. Стоит лишь отойти на пару шагов назад, немного приглядеться — и вот она, удивительная вселенная, одновременно далекая, почти непонятная, и близкая, легко узнаваемая.
Мне особенно понравилось, что в картинах Ситникова часто встречаются звери — в основном, быки. В основном — яркие, красные, и все — с необыкновенно добрыми «лицами». Несмотря на проскальзывающую в сюжетах жертвенность, на неявные намеки на кровь (обилие алой краски), картины несут в себе очень позитивную энергетику, надежду на лучшее, на возрождение. Ведь жертвенность всегда дает надежду. Вместе с тем, в композициях присутствуют дух некой театрализации, загадка, легкая ирония — то, что сближает художника и зрителя, переводя общение на доверительный, неформальный уровень. И ты с удовольствием включаешься в эту игру, вместе с мастером пытаешься расшифровать тайные знаки, подсознательно понимая, что это все равно невозможно. Для таких художников, как Ситников, каждая работа — это своеобразный эксперимент, не только с техникой, манерой исполнения, передачей. Вот за что я и ценю современное искусство — здесь каждый может найти именно ему созвучный смысл.
Выставка размещается в трех залах третьего этажа. Перед входом в фойе на плазменном экране демонстрируют работы А. Ситникова, в том числе не вошедшие в эту экспозицию. Интересно! Но еще интереснее посмотреть саму выставку. Как и у Ольги Булгаковой, они довольно большие, красочные и очень живые.
Первый залокунает зрителя в зачарованный мифологический мир — древний, мудрый и немного пугающий. Начиная с немного игривой картины «Уходящие», с полунамеком на цирк, и тут же погружая зрителя в сгущающиеся краски работы «Оплакивание».
Здесь мне больше всего нравятся 2 работы — изумительная, похожая на мистический танец картина-притча «Похищение Европы» и «Исцеление животных» — наполненная добротой, с подтекстом той самой жертвенности, о которой я писала в начале.
1
Случайно услышала реплику смотрительницы (очевидно, повторенную за художником или по-своему интерпретированную) о том, что это полотно говорит о том, что «не только люди едят животных, но и звери едят людей».
Аллегоричная «Концерт», эмоциональная «Красный бык и волк», «Бегство в Египет» и «Адам и Ева» — явные параллели с творчеством жены.
1
1
Второй зал — мое сбывшееся ожидание. Картина — одна, но какая! «Идентификация. Автопортрет» — так называется работа, так видит себя автор, разгадав ее, получается тоньше прочувствовать художника. Вот — она мужская рациональность в почти графических чертах и строгих линиях, и вместе с тем — яркие мазки, символизирующие эмоциональность, открытость.
1
Несколько небольших инсталляций — в последнее время питаю к ним особую слабость. Называются «Объект» из серии с незамысловато-глубинным названием «Родная речь».
2 довольно большие работы — картины, главные роли в которых играют инструменты. Особенно любопытна та, где вместе с шестерней, молотком и пилой (мужские предметы, сила, работа) разместилась дудочка — как нечто легкое, женское начало.
Инсталляция «Ангел» — снова отсылка к Ольге Булгаковой, неземным созданиям она посвятила немало работ.
1
И, пожалуй, самая главная в этом зале — работа в смешанной технике «Концерт». Здесь и полотно, и нож, и даже ружье. Завораживает, так, что не отойти. А возвращаясь, снова останавливаешься. Немного жутковато, но как притягательно!
1
В третьем зале, как и на выставке О. Булгаковой, — много нежности и света. Чудесная пара «Романтических этюдов» в нежных пастельных тонах. У одного из них — подзаголовок «Выстрел». Присматриваешься — красная точка в середине картины, через мгновение видишь их по всему полотну. Кстати, если присмотреться, эти точки часто проскальзывают в работах художника.
Очередные «Адам и Ева» — две скорчившиеся фигурки под гнетом раскидистого дерева познаний, на котором с самодовольным торжеством восседает змей-искуситель. Прямая отсылка к ветхозаветным сюжетам, к которым не равнодушна жена Ситникова. Кстати, картина висит на том же месте, где недавно были работы Ольги Булгаковой с этими же персонажами.
1
Завершают экспозицию яркие и бесконечно милые красные быки и картина из цикла «Пиктроглифы» — как символ недосказанности, полунамека на дальнейшие встречи. Хорошо, когда есть, чего ожидать. А встречи с такими глубокими, интересными, небанально видящими и передающими свой взгляд художниками — всегда ожидаемы.
1
* * *
Кстати, если вы планируете провести выходные в центре Ярославля, например, погулять на Масленице, вполне можете посетить выставку Александра Ситникова.