В Калужской области, недалеко от поселка Воротынск, находится аэродром Орешково. Он был построен накануне Великой Отечественной войны, в 1941 году. После освобождения Калуги от фашистских захватчиков здесь базировался авиаполк под командованием легендарной летчицы Валентины Гризодубовой.
После войны аэродром реконструировали, и в 1953 году в Орешково передислоцировали два полка 324-й истребительной авиационной дивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.
В 1961 году именно здесь приземлился самолет с Ю. А. Гагариным, прилетевшим на закладку первого камня в фундамент калужского музея космонавтики.
4
Долгие годы аэродром был военным. В 90-х сюда перевели вертолетный полк, который делил территорию с самолетами. В 2010 году полк был расформирован, а в 2011–2013 годах аэродром был полностью разорён, предпринимлись даже попытки разобрать взлетно-посадочную полосу. Как грустное напоминание о когда-то насыщенной жизни аэродрома — разрушенные здания.
2
В 2015 году авиационно-спортивным клубом «Альбатрос Аэро» совместно с Музеем техники Вадима Задорожного и фондом «Крылатая память Победы» аэродрому было решено дать вторую жизнь и создать на его территории центр малой авиации и авиамузей.
8
Музей открылся осенью 2022 года. Его экспозиция знакомит посетителей с историей российской малой авиации.
7
Некоторые модели самолетов восстановлены руками местных мастеров, есть экспонаты, до сих пор способные летать.
7
Музей небольшой, экскурсанты могут осмотреть коллекцию авиационной техники, которая насчитывает около 50 разнотипных самолётов и вертолётов.
3
7
Посетителям предоставлена возможность познакомиться с историей создания и эксплуатации таких самолётов, как L-39С ПГ «Русь»,МиГ-3, МиГ-17, МиГ-21 МТ, МиГ-25ПУ, МиГ-27 МЛ, МиГ-29 тип 9.12 АГВП «Стрижи»
6
Су-17 М, Су-27П, Як-18Т, Як-40,
7
Л-410, Ан-2, цельнодеревянные самолёты Ньюпор-17 и Ут-2, Beechcraft V35B Bonanza, и некоторые модели вертолётов.
6
7
Начнем прогулку, и первый наш герой — Ил-14Т «Пингвин». Этот самолёт был построен в 1957 г. в Москве и эксплуатировался в ВВС СССР в качестве летающей лаборатории для облёта радиотехнических систем ближней навигации. В 1987 году Ил-14Т был снят с вооружения и поставлен на хранение.
9
Но самолет был комплектный и не пострадал от вандалов. В процессе реставрации и восстановления до лётного состояния Ил-14Т получил специфичную окраску, характерную для самолётов полярной авиации, способствующую лучшей видимости. К яркой красно-серебристой ливрее вскоре прибавился рисунок пингвина на киле. Благодаря этой эмблеме самолёт получил второе (неофициальное) имя — «Пингвин». 1 октября 2012 г. «Пингвин» вернулся в небо. Сейчас это один из трёх самолётов данного типа в России, находящийся в лётном состоянии.
В 2016 году самолету было присвоено имя Михаила Фариха — российского частного пилота — вертолетчика, обладателя мировых рекордов в вертолетном спорте, первым в отечественной истории совершившего кругосветное путешествие на вертолете и побывавшего на Северном полюсе.
Михаил Фарих погиб в 2016 году при крушении вертолета в Арктике рядом с островом Белый во время поисков пропавшей в арктических льдах в 1912–14 гг. шхуны «Святая Анна» экспедиции Георгия Брусилова. Это была пятая поисковая экспедиция «По следам двух капитанов» (недавно девочки Лена apreleva1409 и Лена lesik1 подняли тему «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», вот и мой маленький вклад в ее развитие).
6
Историческая справка: Ил-14 — советский ближнемагистральный поршневой двухдвигательный самолёт. Начал разрабатываться в 40-х годах (после ВОВ). Первый полёт был совершен 13 июля 1950 года. Самолёт Ил-14 способствовал многократному увеличению грузопотока, расширению маршрутов полётов «Аэрофлота», значительному повышению их надёжности, безопасности и комфорта. Именно эти «Илы» способствовали превращению гражданской авиации в один из основных видов транспорта страны. Ил-14 выпускался большими сериями в течение нескольких десятилетий (на двух заводах — в Москве и Ташкенте). Всего было построено 1065 единиц. Ил-14Т — транспортный вариант базового Ил-14. На левом борту устанавливалась большая двухстворчатая грузовая дверь с «калиткой» и узлы под центропланом для наружной подвески грузов.
Особая история — это использование Ил-14Т в полярной авиации. Способность модификации «Т» совершать длительные полёты в труднейших метеоусловиях, в разряженном воздухе, при температуре до -70 °С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные ледовые площадки, простота обслуживания определили их незаменимость в полярной авиации. Вклад в успешное обеспечение высокоширотных экспедиций, при перевозке грузов в Арктике и Антарктиде трудно переоценить.
Еще один интересный экспонат музея — самолет Douglas DC-3.
6
Историческая справка: Douglas DC-3 — американский ближнемагистральный транспортный самолёт с двумя поршневыми двигателями. Первый полёт — 17 декабря 1935 г. Выпускался во множестве пассажирских и транспортных вариантов, в США и Японии — до 1945 г., в СССР — до 1952 г. Один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин.
Во время Великой Отечественной войны Douglas поставлялись из США в СССР по договору ленд-лиза по воздушной трассе Аляска-Сибирь. Эта трасса между Аляской и СССР действовала с октября 1942 по октябрь 1945 года. Американские летчики доставляли самолеты до города Фэрбенкс на Аляске, где советская военная миссия принимала технику. С завода в США до фронта в Советском Союзе самолету приходилось преодолевать до 14 тысяч километров. Всего по трассе Алсиба доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Кроме того, по трассе перевозили военное оборудование, продовольствие, оборудование для госпиталей, протезы, хозяйственные и канцелярские принадлежности и почту.
6
Анадырь — первый советский город, в котором приземлялись самолеты, следовавшие по трассе Аляска — Сибирь. Сочетание букв «АлСиб» повторяли, как мантру, потому что самолеты нужны были фронту как воздух.
Аварийность на трассе АлСиб была очень высокой. За 3 года ее существования погибло 115 человек. Американцы о советском участке говорили так: «По этой трассе могут летать либо сумасшедшие или самоубийцы, либо русские».
Некоторые летчики приходили после ускоренных летных курсов, но даже профессионалы во время многочасовых перелетов, зная, что под ними необитаемые земли, горы, безлюдье, замерзая в кабинах при температуре минус 40, 50 и ниже, теряли самообладание, сбивались с маршрутов. Ведь первое время карты маршрута были очень приблизительные, никаких наземных маяков не было. Вот и падали…
6
В 2015 году российские летчики на самолетах Второй мировой войны повторили легендарный путь. В этой исторической реконструкции принял участие наш самолет, названный в честь летчика — космонавта, человека, первым вышедшего в открытый космос — Алексея Леонова. Он первым приземлился в Анадырском аэропорту, а на поле его встречал сам Алексей Леонов, прибывший на мероприятие.
На следующий день легендарный космонавт сел за его штурвал и взмыл над Чукоткой. Дважды Герой Советского Союза к тому времени уже 25 лет не сидел за штурвалом. Но бывших летчиков не бывает, Алексей Архипович сделал круг и благополучно посадил машину.
8
Алексей Леонов на фоне "своего" самолета.
В 2019 году не стало легендарного космонавта, а самолет еще живет.
4
Следующий экспонат — Су-17 М — модификация родоначальника советских и российских самолетов с изменяемой геометрией крыла, одноместного бомбардировщика Су-17.
Историческая справка: Су-17 был разработан в первой половине 1960 — х годов. Три десятилетия он состоял на вооружении ВВС СССР, широко эксплуатировался и применялся в ряде вооруженных конфликтов. Их серийный выпуск продолжался до 1990 года.
5
Наш Су-17 М построен в 1973 году в Комсомольске-на-Амуре, а завершил свою летную карьеру в 2015 году.
4
Один из самых заметных экспонатов музея — самолёт МиГ-25ПУ. Этот учебно-тренировочный самолёт был построен на Горьковском авиационном заводе в 1972 году.
5
Историческая справка: До завершения государственных испытаний и запуска в серийное производство будущий МиГ-25 именовался как экспериментальный истребитель-перехватчик Е-155П-1. Сборка Е-155П-1 завершилась летом 1964 г., а в сентябре 1964 г. лётчик-испытатель П. М. Остапенко впервые поднял его в воздух.
3
Сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик МиГ-25, получивший на Западе прозвище Foxbat (летучая лисица), стал первым в СССР серийным истребителем-перехватчиком, который мог развивать максимальную скорость 3000 км/ч. Ещё во время испытаний и доводок будущего боевого самолёта на нем были установлены многие мировые рекорды. В общей сложности советские лётчики-испытатели установили на истребителе 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, среди них три абсолютных рекорда.
Самолёты этого типа выведены из эксплуатации ВВС России в 2013 году.
5
Далее перед нами модификация советского истребителя-бомбардировщика МиГ-27 М, разработанная специально по заказу воеено-воздушных сил Индии. Самолет перед нами является первым опытным экземпляром из головной экспортной партии в 16 машин, изготовленной на Иркутском авиационном заводе им. 60 — летия СССР. 9 марта 1983 года летчик-испытатель В. Б. Максименков выполнил на этой машине первый полет, продолжавшийся 57 минут. К моменту окончания заводских испытаний самолет 29 раз поднимался в небо. Всего за время летной эксплуатации эта машина выполнила 271 полет с налетом 239 часов. Ее несколько раз демонстрировали на авиационных выставках. Последний полет состоялся в 1991 году.
7
Гордость музея — истребитель МиГ-29Б из состава Российской авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи».
Самолёт был построен в 1989 году на Московском авиационном производственном объединении (МАПО имени Дементьева). Индекс «Б» обозначает, что данная модификация относится к экспортной версии истребителей 4-го поколения, созданных для завоевания превосходства в зоне боевых действий и позднее доработанных для стран союзников СССР.
5
Пилотажная группа «Стрижи», лётчики которой долгое время летали исключительно на этих модификациях МиГ-29, была сформирована 6 мая 1991 года на авиационной базе в подмосковной Кубинке для демонстрации перед потенциальными покупателями возможностей отечественной авиационной техники. Для самолётов группы была разработана специальная бело-голубая ливрея.
Первая публичная зарубежная премьера «Стрижей» состоялась в мае 1992-го года во Франции на воздушном празднике, посвящённом 50-летию эскадрильи «Нормандия-Неман». Группа из шести самолетов плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т. д. Постоянно менялся строй самолётов — «пеленг» переходил в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло» и «звезду». Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолётов — «тюльпаном», который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, установленных на боевых истребителях.
3
С первого дня и до момента вывода из эксплуатации наш самолёт эксплуатировался в Кубинке. За одиннадцать лет надёжной службы он побывал в небе 10 стран Европы и Азии и неоднократно выступал с показательными полётами на многочисленных праздниках, посвящённых юбилеям российских городов.
6
За время службы в ВВС он совершил 1048 полётов и провёл в небе 591 час 46 минут. Последний раз он поднялся в небо в 2000 году, но организаторы музея планируют вернуть его в небо.
3
Авиапарк «Орешково» — это не только музей, где реставрируют и поднимают в небо исторические самолеты, но и пространство для проведения детских праздников, дней рождения, корпоративов, семинаров, праздничных мероприятий и фестивалей. Здесь также можно организовать себе полет на самолете.
5
Адрес музея: Калужская область, Бабынинский р-н, пос. Воротынск, ул. Аэродромная, д.4, помещ.2.
Авиапарк открыт для посещения со среды по воскресенье, попасть на территорию можно только с экскурсией. Стоимость билета 300 руб.