В сентябре 1862 года Россия праздновала значимую для державы, великую для истории дату — Тысячелетие Российской государственности.
С 7 по 9 сентября 1862 года в Великом Новгороде проходили торжественные мероприятия посвященные этой дате.
8 сентября по старому стилю, 21 сентября — по новому в центре Новгородского Кремля, на Кремлевской площади должно было произойти уникальное событие — открытие памятника «Тысячелетие России».
10
Исключительно ради этого знаменательного мероприятия, покинув столицу, в город в окружении многочисленной свиты, нескольких тысяч солдат и офицеров по воде прибыла августейшая семья во главе с императором Александром II. Город наполнился и обычными простыми зрителями, съехавшимися не только со всех близлежащих городов и деревень.
К торжественной церемонии преобразился и сам провинциальный Новгород: дома и другие строения были отремонтированы, а дороги заново замощены.
Утром 8 сентября император с императрицей, отстояв литургию в Софийском соборе, крестным ходом, благо расстояние небольшое, проследовали к укрытому покрывалом монументу.
8
14
Покрывало было снято, последовал салют из 62 пушек, затем военный парад — торжественное открытие великолепного памятника, отражающего основные вехи истории Государства российского состоялось.
6
Дата проведения торжеств и открытия памятника «Тысячелетие России» 8 сентября была выбрана не случайно:
годовщина Куликовской битвы;
православный праздник Рождества Богородицы;
день рождения наследника престола царевича Николая.
Подготовка к знаменательному событию — празднованию 1000-летия Российской государственности началось в 1857 году, когда был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Выбор центра государственного праздника и места, где должны были установить монумент, не вызывал никаких сомнений -это мог быть только Великий Новгород, город, куда были призваны варяжские князья, город народного Вече и первой Республики.
Все стадии создания памятника император Александр II держал на своем особом контроле.
6
Из 52-х представленных на конкурс проектов победа досталась никому не известному, 23-х летнему художнику, выпускнику Академии художеств Михаилу Осиповичу Микешину. Многим известен памятник императрице Екатерине II, установленный на площади Островского в Санкт-Петербурге, это также работа Микешина.
Талантливому и гениальному автору потребовались всего лишь сутки, чтобы продумать концепцию памятника, вместив тысячелетие российской истории в одну работу. Для помощи при воплощении своих идей художник Михаил Микешин пригласил учащегося скульптурного класса — Ивана Шрёдера, который вылепил уменьшенную модель будущего памятника. В качестве архитектора был приглашен Виктор Гартман.
Памятник решили сооружать из бронзы, а поэтому средства требовались не малые. Созданное прошение о сборе пожертвований в спешном порядке было разостлано по всем губерниям.
Закладка будущего уникального монумента состоялась в мае 1861 года.
1
На создание памятника было потрачено 500 тысяч рублей: 150 тысяч собрано на пожертвования, 350 — добавлено из государственной казны.
Общая высота памятника — 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента — 9 метров, шара-державы — 4 метра, окружности горельефа — 26,5 метров. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны.
Памятник получился грандиозный, невероятно красивый, с удачно выбранной смысловой и сюжетной составляющей.
6
Композиции, плавно переходящие одна в другую, рассказывают о важнейших этапах истории России. В мастерски выполненных скульптурах и барельефах, каждая из которых утверждалась лично императором, угадываются известные исторические личности.
Памятник можно разглядывать долго, обходя его по кругу. Авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории: шар — державу и вечевой колокол под ним, напоминающий собой очертания шапки Мономаха, атрибут самодержавной власти Российской Империи.
Монумент, состоящий из 128 фигур, композиционно делится на три уровня, отражая важные доктрины того времени: православие, самодержавие, народность.
8
Первый верхний ярус состоит из двух фигур: ангел с крестом в руке, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину, олицетворяющую собой Россию. Обе фигуры стоят на державе, украшенной орнаментом из крестов и опоясанной надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862», («Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862»).
4
Второй средний ярус отражает шесть самых значимых эпох Российского государства: 17 трехметровых фигур, сгруппированных в шесть сюжетов, символизируют основные, ключевые периоды истории государства Российского.
Первый из них — князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом. Призвание варягов и основание Руси в 862 году.
7
Следующая фигура князя Владимира Святославовича, с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения. Крещение Руси 988–989 годы.
5
Святой Великий князь Дмитрий Донской, попирает ногой побеждённого татарского мурзу — символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 года. Куликовская битва.
7
Иван III Васильевич (Иван Великий) — объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства. 1491 год
Михаил Романов — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой и коленопреклоненный Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха- отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых. 1613 год
8
Петр I в мундире офицера Преображенского полка, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке- великий основатель Российской Империи, 1721 год. У ног Петра поверженный на колени швед.
6
Третий нижний ярус самый насыщенный горельефными фигурами выдающихся российских деятелей, живших в разные эпохи, впервые встретившихся и объединившихся, чтобы поведать потомкам летопись России в лицах. 109 горельефов, внесшие свой вклад в процветание империи и волею автора оказавшиеся вдруг рядом: их можно разделить на четыре группы.
Просветители включают в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора. В этом же ряду — основатель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский и основатели других знаменитых обителей: Сергий Радонежский, Зосима Соловецкий. Митрополиты и епископы, патриарх Никон, Феофан Прокопович, Нестор Летописец, автор «Повести временных лет».
7
Государственные люди включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника.
5
В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, великие князья литовские: Гедимин, Ольгерд, Витовт.
5
Иван III- великий князь Московский, Сильвестр — политический деятель, священник, сподвижник Ивана IV, Анастасия Романовна — первая жена ивана Грозного.
6
Родоначальник династии Романовых — Михаил Федорович, а по обе стороны от него два патриарха: Гермоген и Филарет (отец будущего царя)
8
Петр Первый изображен с Яковом Долгоруким, а перед Екатериной II преклоняет колени Григорий Потёмкин.
8
Рядом с императрицей и другие вельможи. За Александром I — стоят Михаил Сперанский и Михаил Воронцов, а завершает этот ряд сидящий Николай I. Его фигуру отливали в самый последний момент, так как с момента смерти предыдущего императора прошло совсем мало времени. Но окружение Александра II, курирующего памятник и утверждавшего каждую фамилию убедило царя, что его батюшка на памятнике всё-таки должен быть.
6
Военные люди и герои. Борельеф включает в себя 36 фигур исторических деятелей с северо-восточной стороны памятника: великий князь Киевский Святослав, князья Мстистав Удалой, Даниил Галицкий, князь литовский и Псковский Довмонт. Здесь и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и Минин с Пожарским. Здесь и Марфа Борецкая, склонившаяся над разбитым вечевым колоколом. Есть на памятнике и украинский гетман Богдан Хмельницкий, и народный герой Иван Сусанин. И целый ряд знаменитых полководцев и флотоводцев: Борис Шереметев, Михаил Голицын, Пётр Салтыков, Алексей Орлов, Пётр Румянцев, Александр Суворов, Бурхард Миних, Михаил Барклай-де-Толли, Михаил Кутузов, Дмитрий Сенявин, Матвей Платов, Пётр Багратион, Иван Дибич, Иван Паскевич, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов и Павел Нахимов.
Писатели и художники. Последняя группа, которая включает в себя 16 фигур в северо-западной части памятника.
Этот ряд начинает Михаил Ломоносов, который вместе с Александром Кокориновым, Дмитрием Фонвизиным и Гавриилом Державиным слушают основателя русского драматического театра Фёдора Волкова. Завершает — композитор Дмитрий Бортнянский. Рядом с ним — художник Карл Брюллов и композитор Михаил Глинка.
Знаменитый баснописец Иван Крылов сидит рядом с Александром Грибоедовым, а над ними, склонившись, Николай Карамзин, Василий Жуковский и Николай Гнедич.
5
Классики литературы Николай Гоголь, Михаил Лермонтов и Александр Пушкин на памятнике облачены в римские тоги: именно потому, что они — классики.
7
В общую канву памятника умышленно не вписался Иван IV, по прозванию — Грозный. Потомки таким образом отомстили ему за шестинедельный погром и казни бояр в Новгороде, учиненные опричниками во главе с царем.
Совсем недавно, открыв для себя исторические романы Константина Бадигина, в момент моральной подготовки к написанию отзыва о Великом Новгороде, я как раз слушала его роман «Корсары Ивана Грозного», где события, бытовые особенности, детали того времени переданы с максимальной достоверностью и позволяют ощутить колорит сурового времени тех далеких лет. И конечно же в романе очень живописно и правдоподобно описана жестокость как самого царя Ивана Грозного, так и его псов — опричников, а также Малюты Скуратого, коснувшиеся несчастных жителей Великого Новгорода.
5
Это был не первый мой роман о том страшном времени, но слушая Бадигина, я несколько раз перетаскивала курсор вперед, чтобы не слушать детали и подробности, описывающие издевательства над людьми.
На памятник не попал сюжет о победном завершении Отечественной войны 1812 года, тем более в год Тысячелетия Руси праздновалась 50-летняя годовщина изгнания французов. Вмешались политические соображения, впрочем, как всегда.
Спустя два года по заказу императора Александра II торжественную церемонию открытия памятника на своем полотне изобразил русский художник, живописец Богдан Виллевальде. Картина так и называется: «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года».
Готовое полотно было перевезено в Царское Село и размещено в главной парадно — церемониальной анфиладе Екатерининского дворца. В 1948 году картина была передана Новгороду, в настоящее время этот особый экспонат находится в Новгородском музее изобразительных искусств.
6
Далее трагическая страница, которую не забыть и не вычеркнуть: немцам, занявшим в Великую Отечественную войну Новгород, памятник понравился, они даже фотографировались на его фоне. А затем решили демонтировать его и перевезти в Германию как важный военный трофей. Для этого памятник разломали на части, а, чтобы вывезти массивные части, в Кремль провели узкоколейку, но слава богу — осуществить задуманное не успели: 20 января 1944 года Новгород был освобожден.
Освободителям предстала жуткая картина: на пьедестале осталась только нижняя половина, в снегу валялись детали, некоторые были безвозвратно испорчены, а многие просто исчезли.
И вот жители города решили в первую очередь восстановить не дома и коммуникации, а символ России, ставший символом Новгорода.
Недостающие детали отливали в Санкт-Петербурге на литейных заводах. Не дожидаясь окончания войны, в хмурый и пасмурный день 2 ноября 1944 года, памятник «Тысячелетие России был открыт второй раз!
7
7
Очевидцы событий вспоминают, что электричества в городе ещё не было, памятник освещали светом автомобильных фар, а новгородские мальчишки восторженно кричали: «Памятник — наш!».
В настоящее время — это один из самых узнаваемых символов Великого Новгорода.один из самых известных в нашей стране, аналогов которому нет.
7
К юбилейным торжествам 2012 года изображение картины Виллевальде было отпечатано на миллионе почтовых конвертов и на специальной юбилейной марке.