Проходя по воде через Углич, невольно обращаешь внимание на большую арку, установленную на входе в Угличский шлюз.
Проходя по воде через Углич, невольно обращаешь внимание на большую арку, установленную на входе в Угличский шлюз.
Обрамлённый аркой, он считается одним из самых красивых на Волге.
Корабли проходят шлюз по расписанию. На подходе капитаны связываются с диспетчером, заявляя, что к шлюзованию готовы. В этом случае им предлагается зайти в шлюз. Пароход следует под аркой,
и швартуется к плавучей рыме (их установили в 1964 г.).
Прикреплённый к рыме корабль (яхту или баржу) уже не крутит течение, соответственно, можно подавать больший объём воды — это даёт возможность ускорить шлюзование.
Угличский шлюз однокамерный, железобетонный — введён в эксплуатацию в сентябре 1941 года.
Управление осуществляется с пульта. Здесь все делают умные приборы, начальник вахты лишь ведет наблюдение за их работой.
Чтобы наполнить камеру шлюза, необходимо 110 000 м³ воды. По времени для наполнения затрачивается около 15 минут, а для опорожнения — около 7 минут. Вода берётся не из подходных каналов, а непосредственно из Волги.
Сброс производится также в Волгу — это создает спокойный режим в подходных каналах. Над каналом нависает автодорожный мост. Когда проходишь на корабле через шлюз, и когда смотришь на него с моста, испытываешь несколько разные ощущения. Наблюдая с корабля — ты участник процесса шлюзования,
с берега — просто зритель.
Прохождение через шлюз — незабываемое зрелище, особенно когда поднимаешься вверх. Пароход заходит в некий длинный коридор.
За ним закрываются ворота.
Матросы швартуют пароход к рыме, капитан докладывает о готовности диспетчеру, и далее в шлюз начинает поступать вода.
Когда уровень выравнивается, можно идти дальше.
Длина Угличского шлюза — 290 м, ширина — 30 м, глубина — 17,5 м. Разница уровня воды в реке в районе города Углича составляет 12 метров (Углич стоит ниже). Если корабль идёт по реке вниз, то опустившись в Угличском шлюзе на 12 м, он выходит в низовой подходной канал — длина оного 1 200 м.
На островке, который образован между Волгой и каналом, расположен коллектор, откуда сбрасывается шлюзовая вода.
Если коллектор пенится, значит в этот момент какой-то пароход или баржа проходят через шлюз, ну, а коли вода спокойна, значит шлюзование не осуществляется.
Если канал для прохода судов является полностью искусственным, то Угличская ГЭС возведена над старым руслом Волги. Внешне они выглядят как единое целое — мощный ансамбль, живописно вписавшийся в линию берегов. Как и многие здания сталинской эпохи, Угличская ГЭС оформлена в классическом советском стиле, и дорога один из её элементов.
Архитектурный комплекс Угличской ГЭС является объектом культурного наследия, и охраняется государством.
Авторы проекта — В. Петров, С. Бирюков, Д. Зезин, В. Щипакин. Общая длина водосборной плотины 180-метров. На ней семь одинаковых пролетов, каждый из которых достигает 20 метров в высоту.
Продолжением плотины гидроэлектростанции является мощная дамба. Угличская ГЭС низконапорная руслового типа. Её строительство началось в 1935 году, и полностью закончилось лишь в 1955 г. Однако, первый агрегат станции заработал уже в 1940 г. Второй был введен в строй 8 декабря 1941 г. Январь 1940 г.
Монтаж пер Январь 1940 г. Монтаж первого агрегата Углической ГЭС. Фото из интернета.
1 октября 1939 г. в течение 15 дней было перекрыто русло Волги в створе Угличского гидроузла и начат намыв Угличской земляной плотины. В настоящее время её длина — 314 м, максимальная высота — 27 м
В наше время воды в Волге, по причине изменения климата, становится всё меньше и меньше.
На фото по центру вдалеке шлюз, слева виден маленький кусочек ГЭС.
Соответственно, гидроэнергетикам приходится следить за уровнем реки и за объёмом водохранилищ. В некоторых случаях вода сбрасывается в холостую, или наоборот не сбрасывается вообще.
Гидроэлектростанция режимный объект, внутрь не пускают. Однако, на её территории есть Музей Гидроэнергетики, где я был на экскурсии. Там в одном из залов мне удалось посмотреть фильм, посвящённый работе и агрегатам Угличской ГЭС.
Гидроэлектростанция и шлюз крупнейшие индустриальные сооружения города. Глядя на них невольно понимаешь весь объём строительства 30-х годов в этом древнем патриархальном краю.
Конечно, без потерь не обошлось — город лишился Покровского монастыря, основанного во времена князя Василия Темного и его сына Андрея. Монастырь оказался в зоне затопления, был взорван и затоплен. Даже в советские годы это звали «самой большой утратой».
Фото из интернета.
У села Покровские Горки в настоящее время установлен крест — люди должны помнить о нашей истории. Где-то там слева стоял По Где-то там слева стоял Покровский монастырь — теперь на этом месте Волга.
Как сказал один умный человек — в церковь мы по воскресеньям ходим, а электричеством пользуемся каждый день. Современная зомби пропаганда выпячивает одни исторические события, при этом умышленно замалчивает другие.
Думаю, многие вспомнят такой факт. В. И. Ленин беседовал с Г. Уэлсом и рассказал англичанину о планах преобразования СССР. После этого Уэлс заявил, что фантаст не он, а именно Ленин.
План ГОЭЛРо был воплощён в жизнь. На Волге появились гидроэлектростанции, при этом сама река стала полноводной и судоходной.
В годы Великой Отечественной войны Рыбинская и Угличская станции выработали совместно около 4 млрд. кВтч. энергии. Думаю, не нужно объяснять, как нужна была эта электроэнергия для нашего тыла. По Волге через Рыбинский и Угличский шлюзы прошли миллионы тонн грузов для Москвы.
А через Волго-Балтийскую систему — для защитников осажденного Ленинграда. Вермахт целенаправленно уничтожал промышленные объекты Советского Союза. Однако ни Угличская, ни Рыбинская ГЭС от немецких бомбардировок не пострадали — на оба гидроузла не упала ни одна бомба. Заметим, Углич глубоким тылом не был, фронт проходил чуть более чем в 100 км.
С 1941 по 1945 гг. прямо на Угличской ГЭС и на арке шлюза располагались зенитные батареи.
Приведу небольшие отрывки из книги — А. В. Кулагин «За небо Углича»
С осени 1942 года и в 1943 году редко выдавалась ночь без боевой тревоги. Часто после неудачных полётов на Ярославль и Рыбинск немецкие самолёты брали курс на Углич. Наблюдательные пункты докладывали в Углич, по какому маршруту летит цель.
Разведка докладывала, если раньше немцы мечтали захватить такие важные объекты, как Угличская электростанция, то после ряда серьёзных поражений 1943-го года они поставили целью её разрушение. Лето 1943 года стало особенно жарким. Бойцам 62-го ОЗАД удалось одержать ряд побед.
Так, в июне 1942 года 1-й батареей 62-го дивизиона был подбит вражеский самолёт He-50 (или Hs-126), в сентябре пулемётной роте тоже сопутствовала удача — сбитый бомбардировщик. Летом 1943 года ещё один бомбардировщик (вероятно, He-111) был сбит, видимо, совместно с зенитчиками 380-го ОЗАД. Зенитчицы 62-ого дивизион Зенитчицы 62-ого дивизиона.
Фото из интернета.
Угличская зенитчица Вера Петровна Кузьмина (сейчас Иванова) рассказала о первом немецком самолёте, подбитом их батареей: «Было это в июне 1942 года. Мне этот день хорошо запомнился. Разведчик летел очень низко.
Я ясно увидела его конфигурации». Батарея открыла огонь, и самолёт упал за Дивной Горой. Лётчика, выпрыгнувшего с парашютом, удалось захватить. Судя по описаниям Веры Петровны, это был либо «Хеншель» Hs-126 либо «Хейнкель».
Бой ведут зенитчицы. Фото из интернета.