Музей Гидроэнергетики находится недалеко от Угличской ГЭС.
Музей Гидроэнергетики находится недалеко от Угличской ГЭС.
Точнее, в самом конце улицы Спасской.
Он расположен на территории ГЭС, поэтому попасть сюда можно только с экскурсией. Если вы придёте сюда самостоятельно, в кассе вы покупаете билет на определённое время. По расписанию экскурсии проводятся три раза в день: в 11 ч, 13 ч, 15 ч. За пять минут до назначенного времени на КПП выходит гид и забирает экскурсантов. Объект относится к режимным, поэтому идти нужно вслед за гидом именно в сам музей — с этим тут строго.
Кстати, само здание музея — это памятник истории, в нем располагалось Управление Волголага.
Фото из интернета.
Сразу при входе посетителей встречает вот такая большая капля воды.
В музее 11 экспозиционных залов, расположенных на 3-х этажах. Одеваем бахилы и проходим в первый зал. Он посвящён начальному периоду электрофикации, а также плану ГОЭЛРО. Перед посетителем большая книга, которую можно электронно пролистать.
Ради справедливости отметим, что знаменитую фразу про «электрификацию всей страны» придумал не Ленин. Да и гордость большевистского плана ГОЭЛРО — Днепрогэс спроектировали еще до Октября. Революция и Гражданская война лишь отсрочили электрификацию России.
Первая ГЭС (тогда ее называли «водоэнергетической установкой») мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах.
В 1910 году по соглашению с американским концерном «Вестингауз» началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. Ее обещали построить все тот же «Сименс» и американская компания «Вестингауз». А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах — будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным.
Строительство примерной стоимостью 600 млн. золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.
Первый электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 году. Выгоду от электричества Россия сразу ощутила, но получать энергию в больших объёмах было неоткуда.
В. И. Ленин в 1920 г. писал:
Электрификация всех фабрик и железных дорог при социализме сделает условия груда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных, отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории; электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы «домашних рабынь» от необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне.
Техника капитализма с каждым днем все более и более перерастает те общественные условия, которые осуждают трудящихся на наемное рабство. (Соч., т. 19, стр. 42).
Нельзя не оценить, что именно большевики воплотили план электрификации в жизнь! На макет Волховская ГЭС, которая была пущена в эксплуатацию в 1926 г. Кстати, именно она спасла от темноты блокадный Ленинград. По дну Ладожского озера был проложен кабель, который питал город электричеством.
В 1929 году в СССР появились ГУЛАГи. На карте обозначены исправительно-трудовые лагеря, где трудились заключённые.
На следующем стенде представлены все гидроэлектростанции, имеющиеся в современной России,
крупнейшей из которых является Саяно-Шушенская ГЭС.
Проходим в нижний зал. Он расположен в подвале и посвящён строителям Волголага. В центре зала макет бараков Волголага, где жили строители.
Вот лопата того времени,
а вот другие артефакты.
За стеклом папка распоряжений и приказов.
В Волголаге работали многие известные люди, среди таковых Наталья Сац. Если вы посетите музей, узнаете, как сложилась её дальнейшая судьба.
А вот каков был дневной рацион питания заключённых Волголага.
Любая смерть это трагедия, любая сломанная жизнь вызывает слезу, однако стоит заметить, что сказочки про 150 млн. узников ГУЛАГа остались в прошлом.
На стене музея можно увидеть в каком году сколько заключённых трудилось в ГУЛАГе. Кстати, максимальная цифра это вовсе не 1937 год, а послевоенное время.
Приведу оттуда немного статистики. Справка о смертности заключённых в системе ГУЛАГа за период 1930—1956 гг. Всего за 16 лет умерло 1 606 748 человек. В наиболее сложные года смертность среди заключённых составляла: 1933 г. — 15,3%, 1942 г. — 24,9%, 1943 г. — 22,4%, 1944 г. — 9,2%. Вспомним, что это были за годы.
Переходим в стереозал, где смотря фильм, совершаем виртуальное путешествие по территории Угличской ГЭС, узнаём как она устроена, «присутствуем» внутри гидроагрегата.
Далее, слушая экскурсовода, перемещаемся вслед за ней по залам музея.
Из рассказа гида можно узнать об уникальных гидростанциях, расположенных в России и за рубежом.
Люди технических специальностей наверняка с ностальгией посмотрят на всевозможные эл. приборы,
ныне безнадёжно устаревшие.
Советская, а ныне российская гидроэнергетика, считалась и считается одной из самых передовых во всём мире.
Говорят, что из иностранцев сюда в музей особенно любят приезжать норвежцы.
Посещают музей студенты и готовые специалисты из Китая, а также из Европы, из Африки и даже из Австралии.
Мне особенно понравился один из залов, где в простой и доходчивой форме показана роль и значение электричества в жизни простых людей.
Посреди зала стенд, где за стеклом представлен весь процесс выработки электроэнергии, и как далее полученная электроэнергия попадает к нам в дома.
Перемещая специальный стенд вдоль макета, можно получить информацию, на каком этапе где, как и что происходит.
Рядом велотренажёр.
На него можно сесть и начать крутить педали. В этом случае мы видим, сколько энергии удалось выработать, отчего в квартирах игрушечного дома начинает включаться свет.
Один из залов посвящён непосредственно самой воде.
ГЭС в чём-то повторяют идею обычных мельниц.
Слушая гида экскурсанты получат информацию про различные шлюзы, построенные на территории России.
Не будет обойдён вниманием Угличский гидроузел и одноимённый шлюз, а также находящийся по соседству Рыбинский гидроузел.
Нажимая кнопки на стенде можно узнать где в Углич находится тот или иной объект.
На стенах предпоследнего зала множество фотографий.
Есть здесь и подборка старой довоенной прессы.
Ну, а последний зал — это кабинет начальника строительства Угличской ГЭС.
Здесь представлена деревянная мебель немецкого производства, которая была доставлена на гидроэлектростанцию еще в довоенное время. Резной шкаф, массивный стол, жесткие кожаные кресла. На столе оригиналы документов тех времен, чертежи, научная литература, старинная печатная машинка, телефонный аппарат, карандаши, которыми начальник строительства отписывал резолюции и распоряжения.
На улице возле здания экспонаты,
которые никак не смогли бы поместиться внутри музея.
В заключении хочу посоветовать. Если вы прибыли в Углич теплоходом, в некоторых случаях из-за ограниченности во времени вам будет на выбор предложены обзорная экскурсия в Угличский Кремль или сюда в музей Гидроэнергетики. Я бы посоветовал выбрать Кремль.