Памятник паровозу ФД 21–3031 поставлен в память о самоотверженном труде железнодорожников во имя Великой Победы, а также в честь 100-летия локомотивного депо. Его настоящий номер ФД20-2222.
В свое время он считался одним из сильнейших советских заводских машин и обладал среди них самой большой мощностью. Помимо этого он неоднократно вознаграждался высоким званием «Лучший паровоз по сети дорог СССР».
Сейчас самый настоящий паровоз встречает гостей города, которые приезжают в Тюмень с железнодорожного вокзала.
Паровозы ФД «Феликс Дзержинский» — это легендарные паровые машины, которые прошли всю войну и исправно работали, и после, в мирное время. На паровозе этой серии в 1941 году из Москвы в Тюмень на сохранение было доставлено тело Ленина.
Такие грузовые паровозы производились на Луганском паровозостроительном заводе на протяжении 10 лет, начиная с 1931 по 1941 гг. За этот небольшой промежуток времени было выпущено около 3200 машин. Конструирование и постройка первой паровой машины заняла рекордные сроки — всего лишь 170 дней.
Феликс Дзержинский, в честь которого была названа паровая машина — тоже был в Тюмени. Весной 1921 года его назначили народным комиссаром путей сообщения. Для поддержания порядка в порученной ему Транссибирской магистрали, в марте 1922 года, Феликс Эдмундович посетил Тюмень, проезжая из Омска в Москву. В честь такого памятного события на здании вокзала установлена мраморная мемориальная доска.
В Тюменское депо локомотив прибыл осенью 1941 года. До этого паровоз был под бомбежками и артобстрелами. Он оказался с пробоинами парового агрегата, вогнутостями, полуразрушенной изоляцией, весь грязный и ржавый.
Слесари-ремонтники из депо быстро отремонтировали машину, после чего она незамедлительно вступила в строй. Теперь ей пришлось прикрывать тыл. Механик Козлов на ней отправился в первое путешествие к станции Вагай.
В 1942 году в Тюменском депо провели переподготовку машинистов. Их основной задачей стало обучение управлению новой серии локомотивов, которые с завидной частотой поступали в отделение. Для паровоза собрали бригаду под руководством старшего машиниста Михаила Ковязина, который вместе с ребятами прошел на нем всю войну.
Комсомольская бригада не щадила свою паровую машину, принуждая ее передвигать сдвоенные составы весом свыше 5000 т, тянувшиеся более чем на километр, что в 2,5 раза превышало норму нагрузки на локомотив такой серии. После, и другие машинисты депо, последовали примеру Ковязина, и освоили вождение тяжеловесов.
За непростую работу машинисты «расплачивались» ремонтом и техническим осмотром по регламенту, на которые тратилось практически все свободное время.
Михаил и его команда за безаварийную работу, и прекрасное техническое состояние машины неоднократно получали награды, к тому же были удостоены денежными премиями не только от Тюменского отделения, и администрации депо, но, и от руководства управления Свердловской дороги.
В послевоенное время паровозом ФД 21–3031 управлял машинист Г. Кичин, который позже был вознагражден званием «Героя Социалистического Труда».
В конце 50-х, в управлении железной дороги города, на смену паровым машинам, поступила более современная техника — первые тепловозы. Паровозы были законсервированы и направлены в запас Министерства обороны. Так ФД-3031 стал памятным знаком.
Почти через 30 лет, на юбилее, посвященному 100-летию Тюменского депо, кто-то из машинистов-ветеранов вспомнил о «ФД». Затем поступило предложение установить машину как монумент, в честь тех, кто в свое время водил такие паровозы и кого уже, возможно, нет в живых.
Начались поиски паровой машины этой серии, которые длились долго, но в результате завершились удачно. Активней всех участвовал в таком хлопотном мероприятии В. Василенко, находящийся на руководящей партийной должности. В 1987 г. памятник паровозу был установлен.
Памятник расположен на краю сквера им. Семена Пацко, у ДК «Железнодорожник». Добраться сюда можно на автобусе, маршрутном такси и автомобиле.
Около сквера находится остановка наземного транспорта «Сквер Семена Пацко», где курсируют автобусы № 1, 13, 20, 25, 27, 32, 33, 38, 89, 121 и маршрутные такси № 34, 71, 73, 83.
Приехать сюда можно также на собственном или арендованном авто. Рядом с памятником паровозу есть общедоступные бесплатные парковки.
К улице, на которой находится достопримечательность, удобно добраться на такси, воспользовавшись популярными в Тюмени приложениями: Яндекс. Такси, Gett, Такси Везёт, НонСтоп, Maxim, Uber, Olimp.
Панорама достопримечательности на Яндекс-карте
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.