Когда в Туру приезжает командировочный, желая похвалиться родным посёлком, туринцы первым делом спрашивают, довелось ли гостю побывать в музее?
Краеведческий музей одно из культовых мест посёлка. Он занимает первый этаж административного здания. У входа мемориальная табличка:
Здесь на эвенкийском радио с 1962 по 1980 г. работал эвенкийский поэт и писатель, основоположник эвенкийской письменной литературы Алитет (Альберт) Николаевич Немтушкин (1939 — 2006 г.)
1 из 2
1
Надо сказать, эвенки свою письменность и язык теряют. Молодёжь разговаривает по-русски. В настоящем всего два писателя создают произведения на родном языке.
Раздеваемся в фойе, покупаем билеты, после с удовольствием слушаем экскурсовода. Первый зал начинается прямо в коридоре.
1
Эвенкия была обжита человеком с самых давних времён.
1
На стеллажах один из макетов воспроизводит сцену охоты, другой — обитателей пещеры.
1 из 2
1
Рядом орудия труда древнего человека, кости шерстистого носорога, череп овцебыка с рогами.
1 из 3
2
Что особенно ценно, есть не только зубы, но и целиковая нижняя челюсть мамонта.
1
Кости по берегам Нижней Тунгуски встречаются часто. Вода берега размывает и земля выдаёт тайны прошлого. Рыбаки снабжают музей находками.
На территории Эвенкии: Географический центр России, плато Путорана, Суломайские столбы, Центрально-Сибирский заповедник, Тунгусский заповедник.
Первые сведения о геологии Нижней Тунгуски появились в результате посещения района в конце XVIII и середине XIX веков исследователей Д. Миссершмидта и А. Меддендорфа.
В 1859 г. К. Сидоров открыл на Тунгуске графитовое месторождение. Возвращаясь обратно, на шхуне «Утренняя заря» обогнул Скандинавию и прибыл в Петербург.
Началась добыча графитовой руды для Петербуржской карандашной фабрики. Эвенкийский графит получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже. Так на Тунгуске образовался посёлок Ногинск.
1
Ногинское месторождение периодически разрабатывалось с 1860 по 1940 г. открытым способом, а с 1940 г. с помощью штолен. Его дальнейшая судьба по российским меркам типична. В 90-х добычу графита прекратили. В 2006 г. посёлок оказался закрыт. Людям предоставили жильё в других регионах.
Насколько я знаю, в настоящий момент разрабатывается только Куюмбинское месторождение (нефть и газ).
Многие выдающиеся учёные посвятили свою жизнь изучению Эвенкии. Здешняя земля хранит в недрах: нефть, газ, никель, исландский шпат, железо, графит, алмазы, золото и т. д.
1 из 7
1
Более чем уверен, нефтяники, газовики, шахтёры и старатели ещё вернутся. Всё лучшее у этого благодатного края впереди.
1
Животный мир довольно разнообразен, что и представлено в одном из залов.
2
Во многих краеведческих музеях чучела покрыты пылью, а мех поеден молью. Здесь экспонаты свежие, словно зверушки замерли для фотосессии.
2
Эвенкия во все времена славилась охотой. Местные жители как никто другой знают повадки птиц и животных. Я узнал много интересных историй.
1 из 4
2
Кабарга (микчан — эвенк) — единственный представитель оленьего семейства не имеющий рогов, при этом у самца в верхней челюсти выпирают клыки.
Зверь очень пуглив, не поддаётся одомашниванию и увидеть его в естественных условиях достаточно сложно. Арктику кабарга не любит, обитает по всей горно-лесной части Восточной Сибири к востоку от Енисея.
Грубый мех кабарги окрашен в бурый цвет со светлыми расплывчатыми пятнами. Зверя добывают не ради меха или мяса, а ради «кабарожьей струи».
У самцов, ко времени достижения половой зрелости, развивается железа, которая содержит густое студёное вещество — муксус. Муксум используют в восточной медицине и в парфюмерной промышленности.
2
Заяц-беляк (луннукан — эвенк) зимой имеет снежно-белую шкурку и лишь кончики ушей окрашены в чёрный цвет. Распространён повсеместно, летом питается травами, зимой поедает кору с деревьев.
Заяц-беляк отличается высокой плодовитостью. Спаривание происходит весной и летом. Зайчиха рожает 3–7 зрячих, покрытых густым мехом зайчат, способных к самостоятельному передвижению.
1
Оно и понятно, врагов у зайца в естественной среде много и природа старается поддержать популяцию. На зайца охотятся многие хищники и один из таковых — Белая сова, она же Полярная (интылгун — эвенк). Размером птица примерно с гуся, держится в одиночку, селится в арктической пустыне, делая гнёзда в виде ямок на земле.
Белая сова издаёт звонкое «ки-ки-ки». Охотится в ночное время на грызунов и зайцев.
1
Если начали про птиц, нельзя обойти стороной гагару — она присутствует на гербе Эвенкии и является символом края.
Чернозобая гагара — крупная птица весом 2,5 — 3,3 кг. На горле чёрное пятно, брюхо белое, спина чёрная с яркими белыми поперечными полосками. По земле передвигается плохо. Дабы взлететь, необходим разбег; полёт прямой, но мало маневренный.
Гагара птица перелётная, населяет всю таёжную зону. Питается рыбой и водными беспозвоночными. Под водой может проплыть 80 — 100 м.
На малых озёрах не гнездится, предпочитая большие водоёмы. Кладку делает из 2–3 яиц грязно-оливкового цвета с серыми пятнами. Гагара не стремится спрятать гнездо и потому её яйца и птенцы часто становятся добычей хищников. Возможно именно поэтому крик гагары звучит горестно и печально.
1
Хорошо ныряющую и высоко летающую птицу шаманы призывали при камланиях в качестве помощника. Об этом рассказывается в следующем зале. Он совсем небольшой и посвящён шаманизму.
Основное внимание посетителя привлекает инсталляция, где шаман с бубном пытается изгнать злых духов из человека.
2
Над ними перекрестья жердей, словно шаман пытался расставить чум, но не успел, приступив к камланию. Оформленные в виде леса фотообои создают иллюзию тайги.
Инсталляция подкупает правдивостью. Глядя на лекаря и его пациента, невольно представляешь, что именно так и было.
Рядом с перекрёстными жердями чума ритуальные палки. Их верхушки обрамлены деревянными гагарами и лебедями.
Если шаману требовалось опуститься в нижний мир, он призывал на помощь гагару. Подняться помогал лебедь. Сова выручала ночью, но её здесь изображать не стали.
1 из 3
1
По словам научного сотрудника, шаманский бубен настоящий, ему более 100 лет. По ритуалу, главный атрибут кудесника нужно положить на могилу хозяина, дабы в него никто больше не стучал и не звал духов.
В конце 20-х прошлого века религия была не в почёте и традицию соблюдать не стали. Бубен определили в музей. Несколько лет назад его отдавали на реставрацию, после чего погода целую неделю измывалась над посёлком.
Через три месяца, когда бубен вернули, он лопнул, словно былые заступники на людей обиделись окончательно, и решили разорвать связь.
1
В этом маленьком зале можно детально изучить шаманский костюм и его атрибуты.
1
В 1926 г. в Эвенкию проходила геологическая экспедиция. Её руководитель И. М. Суслов в дневнике записал следующее:
«Провожая экспедицию, отправлявшуюся в трудный путь по Чуне, Чунго шаманил с деревянным изображением тайменя (дельбон), чтобы разведать фарватер. Камлание происходило без бубна и без шаманского костюма.
1
Шаман сидел в чуме на символическом плоту, держа в правой руке за хвост изображение дельбона, обращённого головой вниз. Находясь в таком положении, он раскачивался вправо и влево и пел, изображая диалог с дельбоном.
Ткнув дельбона головой в землю, приказал быстро плыть по течению Чуни, внимательно просматривая дно, на каждом плёсе и у каждого поворота докладывать шаману о результатах разведки».
1
По эвенкийским поверьям, когда человек умирал, он проходил «Реку жизни», после чего возрождался. Так называемая «Река жизни» в музее представлена в наглядном виде с фигурками, смысл которых: человек плывёт в лодке, по пути попадая в различные ситуации.
1 из 2
1
В эвенкийском языке 12 падежей, при этом до 1930 г. письменности у народа не существовало. Дабы о чём-то рассказать, рисовали картинки. На перерисованных копиях показано, как один из родов совершал жертвоприношение.
1 из 2
1
Четвёртый зал самый интересный — здесь наибольшее количество артефактов. Многие из таковых обыграны в форме инсталляций.
2
Очень трогательно выглядит сценка, где две женщины обрабатывают ровдугу (оленья шкура). Чтобы она не промокала, шкуру дымокурят. Мы же видим начальный период обработки. Шкуру уже сняли и чистят скребками, причём пожилая женщина учит молодую. Инсталляцию дополняют короба из бересты и красавец олень.
1
Оленьи шкуры служили для изготовления одежды и обуви. Сухожилия использовали в качестве ниток. Из выделанной кожи и рогов изготовляли охотничий инвентарь.
Следующая инсталляция воспроизводит жилой чум.
3
В центре очаг, на самом почётном месте глава семьи. Слева от него буку (детская берестяная люлька) с младенцем. Справа небольшой стол с инструментами. Обращают на себя внимание шкуры и талми (заплечный короб из бересты).
При столь малом пространстве каждой вещи и предмету определялось своё место. Женщина со своей левой половины не имела права переходить через мужчину — это сулило плохую охоту.
1 из 2
2
Из необычного отмечу, металлическую посуду могли позволить себе не все — и тут логичен вопрос, как эвенки варили мясо? Для этих целей существовал особый кожаный мешок, в котором можно было кипятить воду. Как обрабатывалась кожа, теперь никто не скажет. Технология утрачена.
История образования музея тоже весьма интересна.
3
В 1926 г. при культбазе на Нижней Тунгкске организовали краеведческий уголок. К сбору экспонатов привлекали учителей, врачей, краеведов.
Осенью 1931 года музей оказался закрыт из-за нехватки помещения, на несколько лет прекратив существование. Сложенные в ящики артефакты хранились в холодном сарае.
1
В середине 30-х годов в стране развернулась кампания по оживлению краеведческой деятельности. Наркомпрос РСФСР разослал обращение «Ко всем музейным учреждениям», где сформировал поставленные задачи.
Музеям предписывалось стать «центрами пропаганды социализма, всех мероприятий, проводимых советской властью и партией в деле социалистической реконструкции сельского хозяйства, промышленности, быта и т. д.».
И вот теперь, благодаря краеведам и этнографам, мы понимаем, что представлял собой быт эвенков 100 лет назад: что использовали в качестве инструментов, чем охотились, во что одевались и т. д.
1 из 10
1
Артефакты, собранные в середине 20-х, составляют наиболее значимую часть экспозиции.
1
В некоторых случаях приходится сталкиваться с мнением, дескать одни народы своими умственными способностями на генном уровне стоят выше других?…
История народов сложилась по разному из-за различий в географических условиях, но никак не из-за биологических отличий. Где-то происходил культурный обмен, а где-то, по причине изолированности и удалённости, он полностью отсутствовал.
Если в Южной Америке не додумались до колеса, то им попросту не к чему его было применить. Лама в качестве тяговой силы не подходила, а лошадей и быков до Колумба не было.
Не додумались, не изобрели — значит, для этого просто не существовало нужных обстоятельств. Народы использовали те природные условия, среди которых жили. К примеру, эвенки самым высоко технологичным образом обрабатывали берёзовую кору.
Этнограф Е. Курейская в своей книге Береста: от ложки до лодки сообщает следующее:
«У обывателя бытует мнение, что береста это чисто русская „находка“ для изготовления предметов домашнего обихода, изделий декоративно-прикладного искусства и т. п.
Увы, это не так! Многие народы, населяющие Россию, в том числе Сибирь, считают кору берёзы своим любимым природным материалом. Эвенки издревне делали из бересты лёгкие, юркие, водонепроницаемые лодки, покрытия для летних чумов, ёмкости для продуктов, посуду.
1
Кору с дерева снимали в июне—июле, когда она хорошо отделяется от ствола. Старались брать куски максимального размера, потому что береста предназначалась чаще всего для крупных изделий. Оставшиеся лоскуты шли на изготовление посуды и других мелочей.
Бывало находили такие здоровенные берёзы, что коры от двух-четырёх деревьев оказывалось достаточно для изготовления лодки.
2
В берёзовых рощах Байкитского района деревья высокие и стройные и стволы их в обхват. Выбирали с ровным гладким стволом и малым количеством сучьев.
Сперва кору слегка подсекали топором и проверяли, хорошо ли она отходит. Затем острым ножом на длинном древке проводили вертикальный надрез, начиная его как можно выше. Пальмой (острый нож на длинном древке) и лопатками кору осторожно отслаивали от ствола вкруговую. Таким способом снимали несколько рулонов.
Бересту очищали от лишайников, крупных чёрных наростов и отслоившихся лоскутов. Следующий период был самым трудоёмким.
Разводили костёр и жгли дрова из прелой гнилой древесины, чтобы жар был несильным, но устойчивым и равномерным. Разворачивали рулон, брали полотно вдвоём за противоположные края и медленно двигали над огнём, чтобы сгорели все „ленточки“ и лохмотья, похожие на папиросную бумагу, свисающую с бересты. Ножом очищали её от наростов, глазков, бородавок.
После, ещё не остывшую, сворачивали в рулон, но уже внутренней стороной наружу. Скатывали все рулоны как можно плотнее. В самый большой котёл наливали воду и ставили туда рулоны как можно плотнее.
Накрывали крышкой и щели закатывали мхом, чтобы пар не выходил наружу. В крышке была устроена дырка, дабы видеть уровень воды и по мере надобности доливать её.
Очаг устраивали на крутом склоне, дабы была тяга ветра. Для усиления жара костёр обкладывали камнями. Таким способом бересту варили несколько дней, постоянно доливая в котёл воду. Затем рулоны переворачивали и процесс варки продолжался.
По окончании варки бересту раскатывали и вновь чистили внутреннюю и внешнюю сторону. На этом процесс завершался — материал был готов.
Лодку шили корнями, прошедшими специальную подготовку. Особенно прочными и гибкими считались корни лиственницы и можжевельника, вываренные и мятые. Лицевая сторона берестяных изделий это внутренняя сторона коры.
Если бересту не вываривать, изделия будут грубыми, тяжёлыми и непрочными. Зато изделия из обработанной бересты служат верой и правдой долгие годы.
Лодки-берестянки, по эвенкийски „дяв“ — незаменимый предмет хозяйственного обихода. Кочевая жизнь в тайге, изобилующая реками и озёрами, подсказала особый тип лёгкой лодки, а также материалы и способ её изготовления. Количество деталей, из которых сшита берестянка, невелико, но в своём лаконичном сочетании это настоящий гимн пользе, прочности и красоте!
1
При довольно сложном процессе шитья лодки, мастеру необходим помощник. При помощи колышков V-образной формы корпус лодки подвешивали над землёй за нос и за корму, в результате чего мастер имел доступ к корпусу со всех сторон.
Каркас собирался из продольных и поперечных деталей, но я не стану утомлять читателя описаниями. Единственное, отмечу, дабы стёжки залеплять, нужен был клей. Его поручали делать детям. Они собирали с ёлки загустевшие потоки смолы и пережёвывали её вместе с углём. Гвозди тоже были деревянными.»
Вот так! Казалось бы, всё ясно и просто. Между тем, до этого нужно было дойти методом проб и ошибок…
Он знакомит с декоративно-прикладным искусством эвенков XIX—XX вв.
1 из 3
1
Здесь современные поделки и картины соседствуют с предметами старины.
1 из 3
1
Советский период развития в культурном плане стороной Эвенкию не обошёл.
1 из 4
2
Местные модницы сформировали собственный стиль одежды.
3
У северных народов на национальных костюмах встречается нагрудник, по эвенкийски — «хелми, нэл». Он представляет собой длинную узкую полоску трапециевидной формы, слегка расширенную к низу. Крепили нагрудник посредством тесёмок. Их пришивали по углам и у пояса, и завязывали сзади на шее и на талии.
Нагрудник всегда украшали с особой тщательностью. Ровдужный оформляли орнаментом с богатой вышивкой. Меховой целиком состоял из геометрической мозаики и кусков камуса.
Мужской нагрудник (хэлми) в нижней части имеет острый мыс, женский (нэлли) с прямым срезом. Кафтан и нагрудник вышивали в едином стиле. Бисер закупали у торговцев тунгусников. До его появления украшали узор разноцветными сухожилиями оленя. По орнаменту можно было отличить, к какому роду относится человек.
1 из 2
3
Название следующей экспозиции — Эвенкия в годы Великой Отечественной войны. Многие эвенкийцы ушли на фронт, отдав жизни за освобождение Родины.
1 из 7
1
Оставшиеся работали в тылу, заготовляя мясо и рыбу. План давали огромный и его нужно было выполнять. Рыбачить выходили женщины и дети.
1
В музее проходят выставки местных художников.
1
На момент нашего визита демонстрировались картины Виктора Власова.
1 из 2
1
Виктор Петрович Власов родился 12 янв. 1972 г. По национальности эвенк. Окончил Туринскую среднею школу — интернат. В 2000 году Красноярский художественный институт, отделение академической живописи.
1
Проживает в тайге, своего жилья в Туре не имеет. В постоянном общении с первозданной Эвенкийской природой черпает материал для своих работ. Много путешествует по Эвенкии — пешком. В шутку его называют — Эвенкийским Конюховым.
2
В своих работах Власов отображает красоту природы, людей, жанровые сцены из жизни оленеводов и охотников.
2
Живописец в постоянном творческом поиске, пробует работать с разными материалами, разной техникой.
3
От картин я получил настоящее удовольствие. Работы трогают за душу, подкупая искренней любовью к Эвенкии и её народу.
3
Для Красноярского края Власов фигура знаковая.
1 из 2
2
Вот таким запомнился Краеведческий музей Туры. Друзья, будете в Туре — музей к посещению обязателен!