Заглянем в тульский филиал ГИМа, где в январе работали две выставки — «Античные вазы» и «Купеческий портрет XVIII — начала XX века».
Как вы помните, на зимних каникулах мы с Наташей ездили в Тулу, где, помимо прогулок по городу, посетили и несколько музеев. Конечно, обойти стороной единственный региональный филиал главного музея истории страны — Государственного исторического — мы не могли.
Сначала немного о самом музее. Он находится на бывшей купеческой улице Пятницкой, нынешней Металлистов, недалеко от Тульского кремля. Музей занимает одно из самых красивых старинных зданий Тулы — особняк Белолипецких.
14
В 1891 г. Иван и Александр Белолипецкие учредили Товарищество Торгового дома «Братья Белолипецкие в Туле», занимавшемся мукомольным делом, торговлей москательными и бакалейными товарами. В этом здании располагались контора, магазин, жилые помещения, а на территории — склады и мельница. С 1911 г. в доме располагалось Купеческое собрание, а в годы Первой мировой войны — лазарет для солдат.
После революции чего здесь только не было, всё перечислить невозможно, но известно, что в 1990-е гг. в особняке планировали разместить Музей обороны Тулы, эта идея не была реализована. С 2014 г. началось восстановление «тульского Арбата» — улицы Металлистов, дом купцов Белолипецких был отреставрирован и в 2019 г. передан ГИМу. Открытие представительства крупнейшего музея истории страны в Туле состоялось 27 сентября 2020 г.
7
С тех пор жители и гости Тулы увидели восемь выставок из собрания ГИМа: «Реликвии и шедевры Исторического музея», «Пасхальные яйца из собрания Исторического музея», «Английский завтрак в России. Русская и английская керамика XVIII-начала XX века», «Романовы», «Альбрехт Дюрер и его эпоха. Немецкая гравюра конца XV — первой половины XVI в. из собрания Исторического музея», «Фаберже и придворные ювелиры», «Античные вазы», «Купеческий портрет XVIII — начала XX века».
7
Нам с Наташей удалось посетить две последние.
«Античные вазы»
На выставке «Античные вазы» было представлено более 60 предметов возрастом около 25 столетий. Они рассказывают историю развития искусства древнегреческой росписи керамики в III в. до н. э. — II тысячелетии до н. э.
8
5
Чтобы разобраться во всём многообразии античных сосудов, на стенах представлена их классификация.
Самые старые из представленных ваз были созданы на острове Кипр. Это сосуды для парфюмерии с геометрическим рисунком и кратериски в микенском стиле (XV—XIII вв. до н. э.).
11
1. Кувшин с длинным носиком, 1800 - 1600 гг. до н.э., Кипр.
2. Кратериск с тремя ручками, XIV - XIII вв. до н.э., Кипр.
3. Фляга с орнаментом, XIV - XIII вв. до н.э., Кипр.
4. Кратериск с тремя ручками, XIV - XIII вв. до н.э., Кипр.
7
10
1. Арибалл с двумя грифонами, 570 г. до н.э., Коринф.
2. Алабастр с собаками, этруско-коринфский стиль, VII - VI вв. до н.э.
3. Арибалл, этруско-коринфский стиль, VII - VI вв. до н.э.
4. Ойнохоя с птицами, IV в. до н.э., Крым
Кроме того, тут представлена чернофигурная керамика Коринфа и Афин, чернофигурные и краснофигурные сосуды Аттики, изделия италийских и малоазийских мастеров.
11
Кратер краснофигурный, IV в. до н.э., Аттика.
8
Скифос, онхоя и 5 лекифов, всё из Аттики, V-IV в. до н.э.
Уникальна и серия краснофигурных пелик так называемого «керченского стиля» IV в. до н. э. На них античные художники изображали амазонок, грифонов и аримаспов — мифологических обитателей Северного Причерноморья.
12
1. Лекана с крышкой, IV в. до н.э., Аттика.
2. Бусы, II - III вв., Крым, Керчь.
3. Лекиф с женщиной с голубем, IV в. до н.э., Италия, Апулия.
4. Гидриск с изображением эрота, IV в. до н.э., Аттика.
5. Пелика с изображением урока музыки, V в. до н.э., Аттика.
9
По росписям на вазах хорошо прослеживается история древней Греции. Также можно найти здесь изделия гончаров Южной Италии IV в. до н. э.
10
Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. Южная Италия, Апулия, середина IV в. до н.э.
Каждый сосуд на выставке — амфора, кратер, пелика, ойнохоя, гидриск и т. д. — имеет собственную форму, назначение и роль: в быту, ритуалах и церемониях.
10
1. Пелика с орнаментом, I в. до н.э., Малая Азия.
2. Канфар чернолаковый, V в. до н.э., Аттика.
3. Алабастр чернолаковый, V в. до н.э., Аттика.
4. Амфора чернолаковая, 100-86 гг. до н.э., Аттика.
9
1. Пелика, IV в. до н.э., Аттика.
2. Ойнохоя, IV в. до н.э., Аттика.
3. Скифос, V в. до н.э., Аттика.
4. Кувшинчик с изображением эрота и менады, IV в. до н.э., Аттика.
5. Ойнохоя с изображением бегущих, IV в. до н.э., Аттика.
6. Лекана с крышкой, IV в. до н.э., Аттика.
«Купеческий портрет XVIII — начала XX века»
Вторая выставка — «Купеческий портрет XVIII — начала XX века». В её рамках представлены 48 живописных полотен, позволяющих проследить развитие купеческого портрета в XVIII — XX вв. Некоторые полотна выставлялись впервые.
9
12
10
9
Помимо этого в коллекции — монеты и бумажные деньги, орденские знаки и медали, костюмы и аксессуары, ювелирные украшения и бижутерия, — предметы, отражающие мировоззрение и традиции, занятия и привычки купеческого сословия.
12
11
11
Портреты зачастую создавались для семейных галерей и во многом сохранили черты парсуны XVII столетия, стилистически связанной с иконописью.
9
Портрет купчихи Евдокии Ананьевой, урождённой Морозовой. Неизвестный художник, 1844 г.
13
Портрет Варвары Алексеевны Хлудовой, художник Н.А. Заваруев, 1865 г.
10
11
Со временем появлялось больше портретов купцов, придерживавшихся европейской моды и европейского образа жизни. Со второй половины XIX — начала XX века портреты купечества почти не отличались от дворянских. Заказчики все чаще обращались не к безвестным мастерам, а к знаменитым художникам.
11
Портрет Николя Семёновича Селивановского, В.А Тропинин, 1943 г.
12
Портрет Евгении Антоновны Селивановской (урождённой Гизетти) работы В.А. Тропинина, 1852 г.
Тут можно увидеть работы В. Г. Перова, В. А. Серова, К. Е. Маковского. На полотнах представлены известнейшие предприниматели и меценаты: А. И. Абрикосов, братья Бахрушины, П. М. Рябушинский и др. Тульское музейное объединение предоставило для этого зала портрет владельца крупнейшей тульской самоварной фабрики А. С. Баташева.
11
Портрет А.И. Абрикосова работы В.А. Серова (1895 г.)
11
Экспозиция для людей с ограниченными возможностями
На первом этаже есть дополнительная выставка — экспозиция для людей с ограниченными возможностями, экспонаты подписаны шрифтом Брайля, их можно и нужно трогать руками. Также там установлен терминал с подробной экскурсией на языке жестов.
4
6
На этой выставке можно увидеть тактильную модель идола — одного из уникальных памятников Галичского клада эпохи бронзы, модель парадной секиры, символы власти, медали, перстни, монеты, личные вещи в виде тактильных моделей.
10
Идол. Бронза. II - III тысячелетие до н.э. Галичский район Костромской области
8
Пайцза - своего рода пропуск для перемещения по всей Золотой Орде. Серебро, первая половина XIV в.
У музея есть внутренний дворик, напоминающий по форме и антуражу Красную площадь. Эта площадка тоже активно используется в теплое время года — для концертов, лекций, семинаров.
7
Помимо самого музея и Музейного двора одновременно с открытием филиала ГИМа на Казанской набережной появилась и Музейная площадь.
8
11
Это современная благоустроенная территория, предназначенная для проведения праздничных и культурно-массовых мероприятий — концертов, фотосессий, флешмобов.