Этот объект называется — Культурный центр «Павловский». Он же бывший дом фабриканта М. А. Павлова.
Этот объект называется — Культурный центр «Павловский». Он же бывший дом фабриканта М. А. Павлова.
Год постройки принято отсчитывать от 1880 г. До Революции это была самая богатая усадьба города. К главному зданию примыкали флигель, конюшня, служебные постройки.
Автором проекта является Александр Каминский — автор первого здания Третьяковской галереи, а также огромного собора Николо-Угрешского монастыря.
Дом двухэтажный, с полуподвалом и антресолями, принадлежит к числу редких для провинциальных городов зданий дворцового типа. Яркое произведение архитектуры периода эклектики, сочетающее ренессансно-барочные формы с элементами классицизма…
Открывая старую мощную дверь, прямо с порога попадаешь в XIX век — в атмосферу праздника. Посетителя встречают мраморные статуи и мозаичный пол. Мужчины поднимают глаза на потолок, женщины спешат оценить себя в старинном зеркале.
Двери, как это положено во дворце, тоже имеют богатое оформление.
Композиционным ядром внутренней планировки, одинаковой на обоих этажах, служит парадная лестница, расположенная в центре здания параллельно улице.
Ступени и балясины трехмаршевой лестницы из серого мрамора.
По словам женщины, проводившей экскурсию, зеркало на лестничном пролёте необычное. Его невозможно отчистить от прошлых пятен. Как ни старались уборщицы, утром пятна вновь появлялись, они смирились и перестали оттирать.
Зеркало обладает волшебными свойствами. Если подойти, приложить ладонь и загадать желание — оно обязательно сбудется. Единственное, нужно чтобы на зеркале остался след ладони.
Впрочем, мы немного забегаем вперёд.
Мы на первом этаже ещё не всё посмотрели.
Слева от лестницы зал приёма гостей.
В этом зале чаёвничали.
Глядя на оформление, невольно представляется, что чай употребляли особый, состоявшем из смеси трав и ягод.
Противоположная комната оборудована под небольшую экспозицию.
Среди экспонатов макет усадьбы.
Женская одежда позапрошлого века.
В центре комнаты 100-килограммовый кусок мыла.
В прежние времена Шуя славилась мыловарами и относилась к Владимирской губернии. В настоящем лев с герба убежал и остался только брикет мыла.
Про Музей мыла я уже писал,
при этом с удовольствием отмечу, в «Павловском» тоже есть мыльная экспозиция.
Здесь также присутствуют раритетные экземпляры.
А тот запах, что идёт от витрины, не описать словами.
Каждый дворец должен иметь тайную комнату. У купца Павлова таковой являлся сейф. Он закрывается мощнейшей дверью и располагается под парадной лестницей.
Дверь тяжелейшая и открыть её не каждому по силам.
Думаю, стоит сделать отступление и рассказать про Михаила Алексеевича Павлова (1846–1915).
Фабрикант, купец и благотворитель, общественный деятель Шуйского уезда, почётный гражданин города Шуи — Михаил Алексеевич Павлов — происходил из рода предпринимателей.
Вначале «помогал отцу в раздаче пряжи по светёлкам», а затем, очевидно после смерти отца, перешёл работать на фабрику к дяде, где трудился поверенным в делах (приказчиком).
Выйдя из дела и получив свою часть капитала — 40 тысяч рублей, отправился в Шую, где вскоре преуспел в предпринимательском деле.
В Шуе основательно развернулся и начал собственное производство.
К 1903 г. на фабричном производстве М. А. Павлова перерабатывалось более 100 000 пудов американского и азиатского хлопка, а также более 6000 пудов угаров с хлопка.
Фабрика производила около 90 000 пудов пряжи, около 300 000 кусков различных тканей и приблизительно столько же окрашенных тканей. Общая сумма дохода в год составляла около 2 500 000 рублей.
За три десятилетия «Товарищество Шуйской мануфактуры» М. А. Павлова, включавшее бумагопрядильное, ткацкое и ситцепечатное отделения, стало известным не только в Российской империи, но и за рубежом — в странах Европы, капитал его значительно вырос по причинам технического обновления, увеличения выпуска и улучшения качества продукции.
В 1903 году основной капитал предприятия составлял — 2 000 000 рублей, а к 1913 году он вырос почти до 5 миллионов рублей.
В 2010 году в память о благотворителе М. А. Павлове была учреждена «Благотворительная премия имени Михаила Павлова», ежегодно вручаемая в виде денежной премии отличнику в учёбе (юноше или девушке из малообеспеченной семьи), выпускнику школы № 2 города Шуи.
Так незаметным образом мы посмотрели ещё одну выставку второго этажа, где представлены предметы эпохи.
Михаил Алексеевич Павлов в 1915 г. скончался.
Он не застал Революции и не увидел, как его бывшее владение оказалось поделено на коммуналки.
Комнаты в особняке получили артисты местного театра.
Мне думается, сей факт уберёг от кардинальных переделок и вандализма.
Большой зал на втором этаже — апофеоз торжественности.
Он разделен пилонами, несущими архитравные балки, на три компартимента.
Каждый декорирован по-своему, при единой обработке нижней части стен филенками.
Исключительно пышно украшен потолок,
покрытый лепным растительным орнаментом.
Зал рассчитан на 200 посадочных мест. Его длина до сцены 21.6 метра, ширина — 6.6 метров, высота — 5.6 метра.
Зрительный зал славится с великолепной акустикой.
В культурном центре «Павловский» проходят Бальмонтовские и Пушкинские чтения, научные конференции, фестивали, вечера и концерты классической музыки. «Павловский» используют для фотосессий.
В общем, я не ожидал увидеть в провинциальной столь яркого и нарядного дворца!
В 1988 году усадьбе Павлова присвоили статус памятника истории и культуры регионального значения. Кто соберётся в Шую — «Павловский» для посещения обязателен!