Автобус | №128, «Ялта–Севастополь» до остановки «Олива» |
Автобус | №41, 182 до остановки «село Подгорное» |
Римская дорога в Крыму — один из лёгких, но в то же время слабо изученных туристических маршрутов. Среди историков до сих пор не прекращаются споры, справедливо ли относить известную тропу к античному периоду, или она была проложена гораздо позже. Несмотря на дискуссии, факт остаётся — интерес среди гостей ежегодно только растёт, а относительная лёгкость прохождения делает маршрут ближе к прогулочному, чем к спортивному или оздоровительному терренкуру.
О судьбе античных поселений на территории Крыма сохранилось совсем немного сведений, но почти все летописные источники упоминают Via Militaris — сначала греческую, а потом и римскую военную дорогу, проложенную от Херсонеса до нескольких поселений на южном берегу. Даже примерно просчитать маршруты путей невозможно — их разграбили ещё в Средневековье, а историки довольствуются обрывочными сведениями и удачными находками на немногочисленных раскопках.
Доподлинно известно, что сообщение между полисами было активным, и сначала велось с целью торговли — до сих пор по маршруту обнаруживают эллинские монеты. Позже, с приходом латинян, на полуострове установился жёсткий протекторат армии, потому дорога и стала «военной» — чаще других по ней перебрасывались отряды легионеров. Солдаты не просто патрулировали земли — они охраняли мытарей, собиравших налоги с населения, конвоировали пленных кочевников для продажи их в рабство.
На момент наплыва тюрков римские города превратились в руины, а пути сообщения между ними разбирали на камни для строительства. Так за пару столетий погиб Харакс, а о дороге к Херсонесу вспомнили лишь в XVIII веке, когда отвоёвывали Крым у турок. В 1927-м году сильнейшее землетрясение похоронило несколько слоёв древнего грунта, и вопрос изучения закрылся на десятилетия — километровые участки маршрута превратились в непроходимые овраги, зараставшие деревьями.
Сегодня древнеримская дорога Крыма — это популярный и доступный туристический объект для знакомства с окрестностями Севастополя и бесценными природными объектами. Из-за отсутствия строгих маршрутов существует несколько вариантов прохождения, и постепенно каждая ветка благоустраивается. На обочинах появляются информационные знаки и лавочки, а основная часть тропы маркируется, чтобы неопытные путешественники не заблудились в густых зарослях.
Наиболее популярный вариант пройти Календскую тропу — это выйти у села Подгорное, прошагать на юг по единственной грунтовой дороге, и выйти к первым указателям для туристов. Ориентиром здесь станет маячащая впереди гора Хазанжик — все подходы к ней маркированы, а предприимчивые турфирмы даже размещают объявления о «скоростном» прохождении маршрута за 2 километра. Верить рекламе не стоит, путь предстоит долгий, хоть и без лишних трудностей.
Летом и ранней осенью дорога представляет собой укатанную гравийку, и практически нигде не петляет до ближайшего лесничества. Пройти мимо него невозможно — для косуль и других травоядных обитателей леса тут установлены оцинкованные кормушки. За ними видна забота о человеке, крымские егеря установили несколько лавочек, а для тех, у кого проблемы с ориентированием — на деревьях висят стрелки ярко-жёлтого цвета, напоминающие, сколько метров до начала самой тропы.
Неопытные гиды отсчитывают начало римской дороги отсюда, что неверно — каменные валуны на обочинах похожи на древнюю кладку, но их сложили уже в XX веке, чтобы хоть как-то оформить маршрут. Считается, что путь легионеров проходил строго параллельно береговой линии, и только к финалу превращался в серпантин. Чтобы новички не терялись в многочисленных «рукавах», ежегодно вывешиваются схематические изображения — идти нужно согласно непрерывной линии, а не пунктиру.
Спустя 4 километра, начинается участок, ради которого сюда приезжают сотни туристов — чудом уцелевшие остатки каменной дороги римлян. Она фрагментарна, часто путает и уводит в колючие хвойные заросли, но основной путь сохраняет ширину от 3 до 5 метров на всём протяжении. Камни поросли мхом, они скользкие даже в солнечную погоду — потребуется трекинговая обувь и пара палок для устойчивости. В таком режиме нужно будет пройти почти 4 километра.
Следующий ориентир — памятник советским партизанам, от которого идёт развилка на соседние маршруты. От него — направо в сторону моря, чтобы выйти к единственной тропинке подъёма на Чёртову Лестницу, или, как её принято называть на татарский манер — Шайтан Мердвен. Несмотря на зловещее название, перевал ущелья не превышает 200 метров, а главная его опасность — сыпучие камни. Спустившись вниз, туристы увидят новую ялтинскую трассу и посёлок Олива — маршрут окончен.
Альтернативное прохождение начинается именно «снизу», от Оливы, но точек старта у него гораздо больше. Можно начать исследовать античные дороги от знаменитой Скельской пещеры, или Балаклавской бухты, строгих правил не существует. Вдоль трассы Ялта-Севастополь входы на исторические тропы обозначены двумя видами маркировок — деревянными воротами или высокой каменной кладкой, напоминающей небольшие пирамиды.
Гиды по Крыму до сих пор продолжают спор, какие участки исторических маршрутов считать «римскими» дорогами. Дело в том, что латинская традиция предполагала делать любые тропы прямыми, а не серпантином, как это видно на полуострове. Отсюда — популярная версия о том, что все пути прокладывались турками в позднем Средневековье, и к Античности они не имеют отношения. Единственный участок, соответствующий стандарту римлян, находится в Гурзуфе.
Поздняя гипотеза происхождения названия Календа выдвинута крымско-татарскими краеведами, которые не признают исконно латинского слова, и считают, что оно возникло от тюркского выражения «кале энды», то есть — «нижняя крепость». Теоретически, татары могли возводить укрепления на горных перевалах, но следов кочевого строительства конкретно в этом районе найдено не было, как нет и письменных источников, подтверждающих альтернативную версию.
Самым известным дореволюционным «туристом», когда-либо прошедшим по перевалу Шайтан-Мердвен, до сих пор считается Александр Сергеевич Пушкин, путь которого в Бессарабию лежал через Крым. Поэт увековечил переход по скалам в эмоциональном письме своему лицейскому другу Антону Дельвигу, где рассказал, что идти приходилось пешком, держась за хвост лошади. Такой необычный способ показался гостю из Петербурга неким древним татарским ритуалом.
Во время Великой Отечественной войны оккупированные районы активно изучались немцами на предмет снабжения войск. По приказу генерала Манштейна во время наступления на город старая каменная кладка была засыпана в районе Чёрной речки — так появился печально известный танковый мост, через который перебрасывались целые дивизии вермахта. Сейчас сохранились лишь два бетонных основания, а на его место организуют отдельные тематические экскурсии, посвящённые обороне Севастополя.
В 1960-е годы при археологических раскопках на месте Via Militaris нашли несколько каменных наконечников от стрел, что доказывало присутствие здесь человека уже в неолите. Новость спровоцировала волну вандализма чёрных копателей, кинувшихся искать «золото скифов». Остановить их удалось только распоряжением советских властей, запрещавшим проводить на маршруте любую добычу, не связанную с историческими исследованиями.
Фрагменты древнего булыжника, похожие на проложенную дорогу, можно увидеть в районе Балаклавы, неподалёку от руин крепости Чембало. Построена она была в середине XIV века генуэзцами, и существует логичная версия, что при её возведении использовался редкий камень с разрушенных античных городов. Говорить о достоверности трудно — пришедшие столетие спустя турки до основания сожгли главную цитадель, а о её истории остались лишь скупые хроники.
Отправная точка «классического» маршрута начинается от автобусной остановки «Подгорное» на старой ветке трассы 67Н-4 «Ялта-Севастополь» (она же — Балаклавское шоссе). Сюда идут всего два муниципальных автобуса — № 41 и № 182, причём второй ходит гораздо чаще со средним ожиданием всего 15 минут — на нём удобно добираться из Гагаринского района Севастополя через частный сектор, от конечной станции ехать не больше получаса.
С такси на полуострове ситуация двоякая. Формально, село Подгорное является частью городского округа Севастополь, поэтому тариф должен быть не пригородным, но большинство водителей с этим не согласятся из-за расстояния. Чтобы не попасть на обсчёт, нужно заранее объяснить диспетчеру по телефону, куда ехать, и обязательно потребовать чек. Uber, Maxim и Яндекс приложения в Крыму не работают, только местные службы с вызовом по звонку.
Альтернативный маршрут — на междугороднем автобусе «Севастополь-Ялта» согласно расписанию, до остановки «Олива» на Южнобережном шоссе. Это новая автострада, здесь транспорт ходит гораздо быстрее и без долгого ожидания. Единственный минус — идти к точке старта туристического маршрута в сторону Чёртовой Лестницы придётся дольше, в гору, по обочине крутого петляющего серпантина.
Путешественникам на личном транспорте советуют сразу ехать по координатам навигатора — 44.452873, 33.822169. Оставлять машину без присмотра не рекомендуется, лучше делать это у стоянок отелей и приютов в Подгорном, но с не-постояльцев могут потребовать деньги за парковку. Точных расценок нет — нужно договариваться индивидуально.
Римская дорога в Крыму на google-панораме:
Римская дорога в Крыму: аэросъёмка
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.