В Сергиевом Посаде на перекрёстке трёх улиц — Карла Маркса, Пионерской и Вифанской — в 2012 году был установлен памятный знак «Пострадавшим в годы гонений и репрессий». Дата его открытия — 5 декабря 2012 года — была приурочена к мероприятиям, посвященным 75-летию со дня мученической смерти и расстрела отца Павла Флоренского (8 декабря 1937 г.), проводимым по инициативе Фонда науки и православной культуры.
Место для установки памятного знака выбрано не случайно. Он расположен на остроугольном клинышке земли на развилке двух важных для понимания концепции памятника улиц — Вифанской, которая ведёт к Гефсиманскому Черниговскому скиту, монахи которого были репрессированы в годы советской власти,
Гефсиманский Черниговский скит
и Пионерской, на которой с 1915 по 1937-й год жил со своей семьёй религиозный философ, учёный, богослов, священник Павел Флоренский.
Однако этот памятный знак посвящён не только Павлу Флоренскому. Основной элемент композиции — крест, который будто вырывается из каменных тисков, неся на себе терновый венец мученичества за веру. Подвиг во имя веры — его главная идея.
Тем не менее, центральной, рядом с крестом, является фигура Павла Флоренского. Как утверждают, именно он, работая в первые после революции годы в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, незадолго до её закрытия и изъятия мощей преподобного Сергия, «по благословлению патриарха Тихона, вместе с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым, тайно скрыл честную главу святого».
Будучи учёным, Флоренский сделал ряд крупных научных открытий, разработал теорию и практику применения полупроводников, создал особый вид пластмассы — карболит — которую стали называть «пластмассой Флоренского». После ареста, в лагере, он изучал проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (через много лет по его методу построили Норильск и Сургут). Когда отца Павла в 1934 году перевели на Соловки, он сделал более десятка научных открытий, занимался добычей агар-агара и йода из морских водорослей, на основе которых впоследствии стали делать лекарства. И при этом, подвергаясь жесточайшему давлению, не отрёкся от веры.
25 ноября 1937 года Павел Флоренский был приговорён к высшей мере наказания особой тройкой НКВД Ленинградской области и расстрелян. 13 февраля 1937 года в одном из последних писем с Соловков Флоренский написал: «… Удел величия — страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от себя самого… Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жёстче гонения и тем суровее страдания».
Слева от фигуры Павла Флоренского — бюст Елизаветы Фёдоровны Романовой, о служении и мученической смерти которой я уже писала в отзыве о Смоленской Зосимовой пустыни. Елизавета Фёдоровна в Сергиевом Посаде основала обитель сестёр милосердия.
Справа — бюст архимандрита Кронида Любимова, бывшего последним наместником Троице-Сергиевой лавры перед её закрытием. Когда осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего Лавре, архимандрит Кронид остался там старостой. 4 марта 1919 года он вместе с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами преподобного Сергия. Потом начались скитания. В 1920–1922 годах Кронид жил в селе Братовщина (ныне Пушкинский район Московской области) у старосты храма, в 1922–1926 годах — в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 годах — в Параклитском скиту, с 1929 до кончины — у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде.
11 ноября 1937 года органами НКВД против Кронида было возбуждено дело, 21 ноября он был арестован. 7 декабря 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила его к расстрелу.
Архимандрит Кронид был расстрелян 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне НКВД, погребён в безвестной могиле. 14 ноября 1958 года он был реабилитирован, а в августе 2000 года был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской православной церкви.
Четвёртая деталь памятника — Соловецкий камень, под которым есть табличка с надписью: «… Камень, как неподкупный и живой свидетель, установлен в память о сотнях тысяч безвинно заключённых и пострадавших в годы гонений и репрессий».
Средства для создания памятного знака были предоставлены Фондом науки и православной культуры. Автор проекта памятного знака — член Московского союза художников, художник-монументалист, соучредитель Фонда Мария Тихонова.