В этой публикации я хочу рассказать об одной уникальной иконе Богоматери «Одигитрия» (Смоленская), которая находится сейчас в экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника в южном корпусе музейного комплекса «Конный двор» в зале, рассказывающем о Троице-Сергиевой лавре, об её архитектурном ансамбле и страницах истории.
Уникальность иконы заключается в том, что она каменная, создана была в XV веке и в настоящее время это единственная из сохранившихся подобных икон XV века.
А история этой иконы такова. По преданию, она украшала первую монастырскую трапезную, построенную в середине XV века Василием Дмитриевичем Ермолиным, который был подрядчиком устроительства трапезной палаты. И каменная икона Богоматери располагалась на фасаде этого здания.
С иконой связывают одно из древних чудес. В 1730 году Троицкому псаломщику Кузьме Матвееву, у которого «руки имелись пригнутые к спине и иссохли», явилась во сне Богоматерь. А жил этот псаломщик в больничных палатах, которые стояли как раз напротив трапезной. На следующий день, когда он проснулся, руки у него «стали быть здравы», как сказано в документе.
Чтобы убедиться в том, что это действительно чудесное исцеление, его повезли в Москву, в Измайловский дворец к императрице Анне Иоанновне, которая вызвала лучших докторов для освидетельствования Кузьмы Матвеева. Врачи подтвердили исцеление. Икона прославилась. В честь неё в монастыре была возведена церковь Смоленской иконы Божьей Матери, которую освятили в 1753 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
До 1920 года каменная икона размещалась в этом храме в местном ряду иконостаса слева от царских врат. В 1920 году её изъяли и передали в только что созданный Сергиево-Посадский музей. А на восточной стене церкви сейчас можно увидеть почитаемую копию чудотворного образа Пресвятой Богородицы.
В XVIII веке образу «Одигитрии» делались различные подарки. До наших дней дошли жемчужные риза и убрус, подаренные в 1753 году, а также драгоценный оклад, подаренный графом Петром Борисовичем Шереметевым в 1754 году. Это роскошное произведение русских серебряников середины XVIII века.
После передачи иконы в музей знаменитый исследователь древнерусского искусства Юрий Александрович Олсуфьев снял с неё оклад и увидел, что икона была записана толстым слоем масляной краски. Он тогда выдвинул предположение, что лик Христа стёрт.
Когда же впоследствии икону захотели поместить в экспозицию музея, увидели, что лика Христа нет вообще. На его месте помещалась деревянная раскрашенная втулка. Тогда икону в 1949 году отправили в Москву в Центральные реставрационные мастерские имени Игоря Грабаря. Там должны были решить, что же делать с изображением Младенца Христа, как восстановить Его облик. Решить это было практически невозможно, поскольку прямых аналогов русской каменной иконы XV века обнаружить не удалось и нужно было воссоздать облик Младенца Христа по аналогии с произведениями русского искусства XV века.
Икона находилась в Москве более 25 лет. И только в 1976 году лик был вырезан в камне по образцам древнерусской живописи. Сделано это было мастером-реставратором Анной Николаевной Морозовой.
Сейчас в экспозиции музея можно увидеть и саму каменную икону, висящую на стене, и витрину, в которой выставлена фотография иконы, какой она была до реставрации, а также сохранившиеся жемчужную ризу и серебряный чеканный оклад, подаренный графом Петром Борисовичем Шереметевым.
Оклад украшают короны Богоматери и Младенца Христа. В этих коронах 62 рубина и 99 алмазов. Риза для этой иконы была сделана по распоряжению Натальи Напольской, жены монастырского слуги. Монастырские слуги в XVIII веке — это в основном приказные служители, люди, в ведении которых находилось управление теми или иными видами хозяйственных работ в Лавре.
История оклада тоже интересна. В 1922 году большую серебряную доску, в которую была врезана эта икона, изъяли в Гохран. Она не вернулась. В те годы происходило очень много изъятий церковного серебра. Позднее, в 1937 году, произошло второе изъятие в Гохран церковных ценностей из музея. Но они были переданы туда уже на временное хранение, а после Великой Отечественной войны вернулись в Сергиево-Посадский музей-заповедник.
До 2017 года оклад этот никогда не выставлялся. В 2017 году его после реставрации, проведенной Екатериной Владимировной Ромашкиной и Ниной Николаевной Шелонниковой, разместили в музейной экспозиции, с тем чтобы впервые в истории показать памятник в комплексе — икону и предназначенный для неё серебряный оклад…