Очередной выходной день в этом году выдался солнечным, правда морозным. Первый раз холод потрепал щечки, пришлось нацепить зимние сапожки и шапку, и отправиться в путь.
Очередной выходной день в этом году выдался солнечным, правда морозным. Первый раз холод потрепал щечки, пришлось нацепить зимние сапожки и шапку, и отправиться в путь.
На сей раз наведаться в гости решили к Аксакову и Мамонтову. Музей-заповедник «Абрамцево» расположен в 60 км к северо-востоку от Москвы, недалеко от города Сергиев Посад, на берегу речки Вори. При свободной дороге время в пути занимает примерно 1,5 часа. Пейзажи вокруг уже осенние и немного унылые, деревья успели сбросить свою яркую листву.
Навигатор вывел нас к входу, а чуть в стороночке находится прекрасная бесплатная парковка.
Просто так пройтись по территории усадебного комплекса не получится, придется раскошелиться. Цены я вам сразу скажу негуманные. Попасть внутрь усадьбы можно только в составе экскурсионной группы. Нам повезло, через каких-то двадцать минут стартовала новая группа.
За каждый чих придется заплатить. Вход на территорию и осмотр главной усадьбы составляет 300 рублей, фото 200 рублей.
Если вам этого покажется мало, то можно приобрести еще дополнительный комплексный билет за 400 рублей, который позволяет посетить баню-теремок, мастерскую, храм. Нам показалось это уже слишком, решили ограничиться внешним осмотром. Всю информацию можно найти на сайте.
Двадцать минут пролетели быстро, мы зашли в предбанник, снимать вещи совсем не хотелось — не успели привыкнуть еще к холодам, да и внутри было весьма прохладно. Наш экскурсовод была одета в стиле XIX века как строгая учительница института благородных девиц, чем-то она мне не понравилась сразу. И в кой-то веке первое впечатление оказалось не обманчивым. Речь ее была монотонна, тиха, без пауз и эмоций. Все слова в предложении слились в одно слово. В начале я напрягалась, пытаясь вычленить информацию, потом расслабилась и поняла «интернет мне в помощь дома».
Резюмируя ее рассказ, я поняла одно: усадьба в начале принадлежала С. Т. Аксакову, затем С. И. Мамонтову. Здесь собирались выдающиеся служители русского искусства: поэты, художники, музыканты, актеры и певцы (Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, М. П. Погодин, М. С. Щепкин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие).
Разве могла я не покопаться в интернете и не подготовиться к рассказу, конечно нет. Поэтому приглашаю вас заглянуть внутрь. Одноэтажный усадебный дом, построенный при Головиных в конце XVIII в. в поселения Обрамково, хорошо сохранился до наших дней. Он представляет собой памятник русскому деревянному зодчеству в стиле классицизма.
Первый зал представляет собой столовую, которая также использовалась для домашних постановок и спектаклей.
В 1843 г. Абрамцево приобрел чиновник, известный литературный критик и писатель Сергей Тимофеевич Аксаков — представитель старинного, но небогатого дворянского рода. Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты.
Именно здесь были написаны его лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», сказка «Аленький цветочек».
Одной из главных достопримечательностей усадьбы является кабинет Сергея Аксакова. Предметы интерьера неподлинные, часть из них были собраны в антикварных магазинах и лавках старьевщиков.
На стенах весит огромное количество фотографий хозяев дома и гостей.
Следующий зал — комната отдыха.
Далее мы поднимаемся на второй этаж.
Друзьями Аксакова были писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники.
Гоголь часто гостил у Аксакова. На втором этаже усадебного дома ему была отведена своя комната.
Здесь он зачитывал свои произведения.
Спускаемся обратно и переходим в небольшую комнату, где представлены работы керамической мастерской и школы резьбы по дереву.
Печь выполнена по эскизам Михаила Врубеля.
Следующая часть комнат и экспозиций рассказывают о семье Мамонтовых.
Рабочий кабинет жены.
Как меня умиляют эти маленькие детали интерьера.
В 1870 г. Абрамцево купил железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель С. И. Мамонтов. При Мамонтове в Абрамцеве гостили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок.
Савва Иванович обладал редким даром видеть зарождающийся талант, которому он старался помочь и морально, и материально. Многим обязаны ему В. М. Васнецов и М. А. Врубель, получившие от него первые заказы и поддержку своего творчества.
Природа и люди Абрамцево вдохновили В. М. Васнецова на создание его самых знаменитых картин: «Аленушка», «Рыцарь на распутье», «Ковер-самолет» и многих других.
Одной из последних комнат, открытых для нас, стала столовая.
Именно в ней была написана знаменитая картина В. А. Серова «Девушка с персиками», а моделью послужила двенадцатилетняя дочка Саввы Ивановича — Вера.
Вскоре удача отвернулась от Мамонотова: он увлекся солисткой своего оперного театра, оставил жену и детей (названных по буквам своего имени: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра). Одновременно Савва затеял весьма рискованное предприятие, связанное со строительством новой ветки железной дороги, за что был обвинен в хищении и посажен в тюрьму. На суде Савву Ивановича оправдали, но за долги пришлось отдать большую часть недвижимости и накопленного капитала. Мамонтов умер в 1918 г. и похоронен в любимом Абрамцево возле церкви Спаса Нерукотворного.
После Октябрьской революции 1917 г. усадьба Абрамцево была национализирована и превращена в музей. В XX столетии в Абрамцеве жили и работали художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие представители творческих профессий.
По окончанию экскурсии, мы вышли на улицу. Солнце светило ярко, мороз крепчал.
Теперь можно прогуляться по территории и сделать круг почета вокруг главного корпуса.
Прогуляться по так называемой Гоголевской аллее.
К реке мы спуститься не решились, хотя думаю вид оттуда открывается умопомрачительный.
К дому с одной стороны примыкают два здания — кухня и мастерская.
Кухня построена в 1870 году на месте старой аксаковской кухни, выполняющая свое непосредственное назначение. Часть помещения было отведено под жилую комнату для прислуги. Изначально кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х годов. Сейчас в помещении кухни собрана коллекция произведений русского народного искусства, представлена мебель, предметы крестьянского быта.
Мастерская построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки и скульптурной мастерской.
Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.
Мастерская — единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана — яркий образец «русского стиля», одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия. При Мамонтовых в мастерской работали М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, С. И. Мамонтов, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В. А. Серов и И. С. Остроухов.
Вниз ведет дорожка, где расположена скамейка, созданная по искизам Врубеля в 1915 году, защищенная стеклянным куполом. Скамья отделана изразцами ручной работы Абрамцевской керамической мастерской.
Установлена она на насыпном участке парка, так называемом «Таньонов нос», названном так по имени губернатора Ю. П. Таньона.
Баня-теремок — вторая постройка в «русском стиле» — сооружена в 1877—1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета. Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани.
При Мамонтовых баня использовалось по прямому назначению, а позднее — как жилой флигель для гостей.
Декоративное крыльцо венчает деревянный «кокошник», обильно украшенный резьбой, а крыша имеет четырехскатную форму расписанную «в шашечку».
В настоящее время здесь размещается экспозиция, посвященная Абрамцевской столярной мастерской.
Углубившись в глубь пара, мы вышли к Церкви Спаса Нерукотворного и часовне.
Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. Над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного.
Работу продолжил В. М. Васнецов. Он изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. «Васнецовский» храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению — небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.
В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест и другая церковная утварь. Иконостас расписан руками: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репин, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврев, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецов, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленов.
Очень хотелось заглянуть внутрь, но отдельного билета купить нельзя.
После смерти сына Мамонтовых — Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова.
Чуть в стороне стоит одноэтажный деревянный Поленовский дом, построенный в 1882 г. местными плотниками. Дом обогревался печью и камином, облицован изразцами. Внутри все очень просто: дощатый пол и стены, стол, лавки, шкаф. Дом предназначался для супружеской четы художника В. Д. Поленова и Н. В. Якунчиковой, обвенчавшихся в только что построенной абрамцевской церкви.
Внешне он меня не привлек, поэтому стащила сейчас фото из интернета.
Прогулка оказалась быстренькой, не привыкли мы еще к морозам, поэтому обойдя всю территорию поспешили греться в машину. Честно сказать, парк мне очень понравился, но цены неоправданно высоки.
Но это все мелочи по сравнению с полученным удовольствием. Всем хороших выходных!